Дуа для защиты от притеснителей

10 март 2023 1198 0
Режим чтения

Поистине, защита от притеснения и притеснителей — это великая милость Всевышнего Аллаха к Своим рабам. Мы должны ценить это благо и постоянно взывать к Аллаху, чтобы Он избавил нас от беззаконников и не дал им власти над нами.

В Священном Кyр`ане есть множество аятов, в которых упоминаются дуа о защите от притеснителей. Пророк Муса (мир ему) просил своего Господа, чтобы Он спас его от фараона и его войска, сказав:

رَبِّ نجني مِنَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ

 «Господи! Спаси меня от несправедливых людей!» (сура «Аль-Касас», аят 21)

И Аллах спас его, как это и бывает у пророков и аулия, обращающихся к Нему во всех своих делах, невзгодах и опасностях. Как сказал Всевышний Аллах:

ثُمَّ نُنَجِّي رُسُلَنَا وَالَّذِينَ آمَنُوا كَذَلِكَ حَقًّا عَلَيْنَا نُنجِ الْمُؤْمِنِينَ

«Потом Мы спасем Наших посланников и тех, которые уверовали. Так Нам надлежит спасать верующих» (сура «Юнус», аят 103)

Эти аяты указывают на суть слов Всевышнего Аллаха:

قُل رَّبِّ إِمَّا تُرِيَنِّي مَا يُوعَدُونَ . رَبِّ فَلَا تَجْعَلْنِي فِي الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ

«Скажи: «Господи! Если Ты покажешь мне то, что им обещано, то не делай меня одним из несправедливых людей!» (сура «Аль-Муминун», аят 93-94).

Хафиз Ибн Касир (ум. 774), да смилуется над ним Аллах, пишет, комментируя этот аят:

يقول تعالى آمرا نبيه محمدا صلى الله عليه وسلم أن يدعو بهذا الدعاء عند حلول النقم رب إما تريني ما يوعدون أي إن عاقبتهم وأنا أشاهد ذلك، فلا تجعلني فيهم كما جاء في الحديث الذي رواه الإمام أحمد والترمذي وصححه «وإذا أردت بقوم فتنة فتوفني إليك غير مفتون»

«Всевышний повелевает Своему пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) при бедах возводить следующую мольбу: “Господи, если Ты покажешь мне то, что им обещано” — т.е. если Он будет наказывать их на его глазах, то не делать его одним из них. И как приводится мольба в достоверном хадисе, который передает имам Ахмад, ат-Тирмизи удостоверивший его:

وَإِذَا أَرَدْتَ بِقَومٍ فِتْنَةً فَتَوفَّنِي إِلَيْكَ غَيْرَ مَفْتُون

«И если Ты пожелал искусить народ, то упокой меня к Себе неискушенным».

(«Тафсир Ибн Касир» 5/492)

Всевышний Аллах сказал пророку Нуху (мир ему), спасая от притеснителей:

فَإِذَا اسْتَوَيْتَ أَنتَ وَمَن مَّعَكَ عَلَى الْفُلْكِ فَقُلِ الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي نَجَّانَا مِنَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ

«А когда ты и те, кто с тобой, подниметесь в ковчег, скажи: Хвала Аллаху, который спас нас от несправедливых людей!» (сура «Аль-Муминун», аят 28)

К народу ‘Адиты для их уверования в Аллаха был послан Пророк Худ (мир ему), однако те посчитали его лжецом, и он сделал следующее ду’а:

قَالَ رَبِّ انصُرْنِي بِمَا كَذَّبُونِ . قَالَ عَمَّا قَلِيلٍ لَّيُصْبِحُنَّ نَادِمِينَ . فَأَخَذَتْهُمُ الصَّيْحَةُ بِالْحَقِّ فَجَعَلْنَاهُمْ غُثَاءً فَبُعْدًا لِّلْقَوْمِ الظَّالِمِينَ

«Он (Худ) сказал: Господи! Помоги мне, ведь они сочли меня лжецом!. Аллах сказал: Очень скоро они будут раскаиваться. Вопль поразил их по справедливости, и Мы обратили их в подобие сора, растворенного в потоке. Да сгинут люди несправедливые!» (сура «Аль-Муминун», аяты 39-41)

Пророки и посланники, а также многие праведники обращались в своих дуа ко Всевышнему Аллаху с просьбой защитить их от притеснителей. Всевышний Аллах поведал нам историю верующей женщины, Асии — жены Фараона, попросившей защиты у Всевышнего Аллаха от этого несправедливого тирана, который утверждал, что является господом людей. Она сказала:

وَضَرَبَ اللَّهُ مَثَلًا لِّلَّذِينَ آمَنُوا امْرَأَتَ فِرْعَوْنَ إِذْ قَالَتْ رَبِّ ابْنِ لِي عِندَكَ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ وَنَجِّنِي مِن فِرْعَوْنَ وَعَمَلِهِ وَنَجِّنِي مِنَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ

«А в качестве примера о верующих Аллах привел жену Фараона. Вот она сказала: Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в Раю возле Тебя и спаси меня от несправедливых людей!» (сура «Ат-Тахрим», аят 11).

 

Дуа против тех, кто поступает несправедливо

Сообщается со слов Джабира (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

الَّلهُمّ أَصْلِحْ لِيْ سَمْعِي وَبَصَرِيْ، وَاجْعَلْهُمَا الوَارِثَيْنِ مِنّي، وَانصُرنِي عَلَى مَنْ ظَلَمَنِي، وَأَرِنِي مِنْهُ ثَأْرِي

«О Аллах, пусть мои слух и зрение будут ясными, и пусть они остаются ясными до тех пор, пока я не умру. Помоги мне одолеть того, кто причиняет мне зло, и дай мне воздать ему по справедливости» (Аль-Бухари, «Адаб аль-Муфрад»)

Это краткое, но важное дуа пришло к нам из Сунны нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Сообщается со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен ими Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) редко покидал собрание, не обратившись к Аллаху с такой мольбой за своих сподвижников:

اللَّهُمَّ اقْسِمْ لَنا مِنْ خَشْيَتِكَ ما يَحُولُ بَيْنَنا وبَيْنَ مَعاصِيكَ، وَمِنْ طاعَتِكَ ما تُبَلِّغُنا بِهِ جَنَّتَكَ، وَمِنَ اليَقين ما تهونُ بِهِ عَلَيْنا مَصَائبَ الدُّنْيا، اللَّهُمَّ مَتِّعْنا بأسْماعنا وأبْصَارِنا وَقُوَّتِنا ما أحْيَيْتَنا، واجْعَلْهُ الوَارِثَ منَّا، وَاجْعَلْ ثأْرنا على مَنْ ظَلَمَنا، وانْصُرْنا على مَنْ عادَانا، وَلا تَجْعَلْ مُصِيبَتَنا في دِينِنا، وَلا تجعلِ الدُّنْيا أكْبَرَ هَمِّنا، وَلا مَبْلَغَ عِلْمِنا، وَلا تُسَلِّط عَلَيْنا مَنْ لا يَرْحمُنا

«О Аллах, надели нас таким страхом перед Тобой, которого будет достаточно, чтобы отделить нас от непокорности Тебе; и таким повиновением Тебе, которого будет достаточно, чтобы привести нас к Твоему Раю; и такой убежденностью [1], которой будет достаточно, чтобы невзгоды мира этого казались нам незначительными!

И дай нам пользоваться нашим слухом, зрением и силой, пока Ты будешь поддерживать в нас жизнь, и даруй это нашим наследникам; и отомсти за нас тем, кто нас притеснял, и помоги нам в борьбе против тех, кто враждует с нами; и не допусти, чтобы религию нашу постигло какое-нибудь бедствие; и не делай мир этот ни самой большой нашей заботой, ни пределом нашего знания; и не давай власти над нами тем, кто не пощадит нас!» (Ат-Тирмизи)

Это дуа является одним из великих обращений Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) к Господу за себя и за мусульман. Этой мольбе он (да благословит его Аллах и приветствует) обучил своих сподвижников, проявляя сострадание и жалость к своей общине, ибо эта мольба включает в себя всевозможные блага этого мира и мира загробного.

Важно отметить, что дуа является одной из важнейших причин избавления от притеснения, однако это не говорит о том, что нужно отказаться и от других причин, чтобы спастись, как например, противостоять угнетателю руками. Но это напоминание верующим о важном оружии, о котором, возможно, многие люди забыли.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

ثَلَاثُ دَعَوَاتٍ مُسْتَجَابَاتٌ لَا شَكَّ فِيهِنَّ: دَعْوَةُ الْوَالِدِ، وَدَعْوَةُ الْمُسَافِرِ، وَدَعْوَةُ الْمَظْلُومِ

«Три мольбы, вне всяких сомнений, не остаются без ответа: мольба родителя, мольба путника и мольба притесняемого» (Абу Дауд)

Мольба, с которой обращаются к Аллаху три категории людей, вне всяких сомнений, не останется без ответа. Среди них — мольба притесняемого, даже если он является неверующим: если он подвергся притеснению, а потом обратился к Аллаху с мольбой, то Аллах ответит на его мольбу.

Сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

اتَّقُوا دَعْوَةَ الْمَظْلُومِ، وَإِنْ كَانَ كَافِرًا، فَإِنَّهُ لَيْسَ دُونَهَا حِجَابٌ

«Бойтесь мольбы притесняемого, даже если он является неверным, ибо перед ней нет преграды, которая помешает принять ее» (Ахмад)

Имам Абдур-Рауф аль-Мунави (ум. 1031) да смилуется над ним Аллах, пишет:

أي تجنبوا الظلم لئلا يدعو عليكم المظلوم (وإن كان كافرا) معصوما فإن دعوته إن كان مظلوما مستجابة وفجوره على نفسه

«Это означает: остерегайтесь несправедливости, чтобы на вас не призвал проклятия притесненный, даже если он неверный или грешник, поскольку мольба притесненного получает ответ, а его нечестие остается с ним» («Файд аль-Кадир» 1/142)

Да убережет нас Аллах от того, чтобы мы поступали несправедливо по отношению друг к другу, и да оградит нас Аллах от вреда, исходящего от тех, кто желает поступить несправедливо с нами!

 

[1] Имеется в виду внутренняя убежденность в том, что любые невзгоды являются только ниспосылаемыми свыше испытаниями, за терпеливое перенесение которых человек обязательно получит награду Аллаха.

 

Абдуль-Азиз аш-Шафии

По материалам: https://darulfikr.ru/ 

Комментарии Вход