Кто собрал Кур`ан и упорядочил суры?

15 ноябрь 2023 739 0
Режим чтения

Вопрос: Ассаляму алейкум! Как мне известно, при жизни Пророка ﷺ Кур’ан не был собран в виде книги. Меня интересует вопрос: Когда, как и кем он был собран? Кто упорядочил суры, джузы и на какие законы он опирался? Жанайдар Ахметов


Ответ

Уа алейкум ассалям!

Следует рассмотреть вопрос, разделив его на две части. Первая часть – это история объединения Кур’ана в одну книгу. Вторая - по какому правилу был образован порядок сур.

 

История собирания Кур’ана

Зайд ибн Сабит رضي الله عنه сказал:

«Когда скончался Пророк ﷺ, Кур’ан не был собран воедино [1]».

Вместе с этим, сообщается со слов Зайда ибн Сабита رضي الله عنه:

«Во времена Посланника Аллаха ﷺ мы записывали Кур’ан поверх шкуры [2]».

От Абу Саида رضي الله عنه дошел риваят, в котором говорится:

«Не пишите ни слова от меня и сотрите все ваши записи, кроме как Кур’ана. Упоминайте мои слова (хадисы), в этом нет ничего плохого. Если кто-либо будет врать от моего имени, пусть готовит себе место в аду [3]».

Следовательно, эти высказывания означают то, что во времена Пророка ﷺ Кур’ан был собран в виде книги без определенного порядка. Но, сахабы письменно фиксировали его на шкуре и других, пригодных для записи, материалах того времени. Было даже около 40 сахабов куттаб уахи (писателей откровения).

А его составление в мусхаф (книгу) состоит из двух периодов, начало которого пришлось ко времени халифата Абу Бакра رضي الله عنه и Умара رضي الله عنه.

 

Первый период

Зайд ибн Сабит رضي الله عنه сказал:

«После битвы при Ямаме Абу Бакр подозвал меня к себе. Умар ибн аль-Хаттаб находился возле (халифа). Абу Бакр произнес: «Ко мне пришел Умар и сказал: «Битва унесла множество чтецов. Боюсь, что мы лишимся большинства Кур’ана, так как и в других местах чтецы умирают в большом количестве. Я считаю будет правильным, если вы прикажите собрать Кур’ан (сделать книгу)». Я ответил Умару: «Как я смею сделать то, чего не делал сам Посланник Аллаха ﷺ?». Умар не отступал от своего: «Это хорошее, благое дело». Тогда я понял мысль Умара. Абу Бакр дал ему задание: «Поистине, ты парень разумный и мы не смеем тебя упрекать. Тебе приходилось фиксировать на письме откровение Посланника Аллаха ﷺ. Так объедини же Кур’ан». Если бы мне сказали сдвинуть гору с одного места на другое, это было бы легче чем собрать Кур’ан. Я сказал: «Как вы смеете взяться за дело, которое не совершал Посланник Аллаха ﷺ?!». Абу Бакр رضي الله عنه ответил: «Это хорошее и доброе дело», - и Всевышний Аллах склонил мое сердце к повторению того, что было на душе Абу Бакра и Умара, столько, сколько угодно. 

Я собрал Кур’ан, которой был записан на белом камне, на финиковых листьях и из уст людей, заучивших его. Когда умер  Абу Бакр, собранный мусхаф был в его ведении. Затем был передан в руки Умара, а потом в руки Хафсы дочери Умара (мать правоверных) [4]».

 

Второй период

В риваяте от Анаса رضي الله عنه говорится:

«Хузайфа ибн Яман прибыл к Усману (халифу). В тот период велась битва в Армении и Азербайджане. Хузайфа стал свидетелем спора мусульман о кираате [5]. Он посоветовал Усману: «Тебе следует предотвратить это, пока умма не пришла к разногласию подобно иудеям и насарам». Усман отправил своего человека к матери правоверных Хафсе с посланием: «Дайте нам на время мусхаф, чтоб сделать несколько его копий. Позже мы вернем вам его». После этого, Зайд ибн Сабит, Абдуллах ибн Зубайр, Саид ибн Ас вместе с Абдуррахманом ибн Харисом повелели Ибн Хишаму переписать мусхаф. Усман сообщил трем парням курайшитам: «Если вы не придете к согласию с Зайдом ибн Сабитом в каком- нибудь месте Кур’ана, напишите это на языке курайшитов. Поскольку, Кур’ан был ниспослан на языке курайшитов». Таким образом, они вчетвером переписали весь мусхаф. Усман, вернув подлинник матери правоверных Хафсе, разослал копии во все стороны. Вместе с этим, он приказал сжечь все записи Кур’ана, кроме этих мусхафов (во избежание неправильного чтения)[6]».

 

Порядок сур Кур’ана

Абу Бакр аль-Анбари сказал:

«Всевышний Аллах ниспослал Кур’ан целиком на небо земного мира. Впоследствии на протяжении двадцати с лишним лет Кур’ан ниспосылался частями: по одной суре касательно произошедшего события, по одному аяту в качестве ответа спрашивающему. Джибриль (мир ему) указывал Пророку ﷺ  место каждого аята и суры. Пророк ﷺ  обозначил место всех сур, аятов и букв. Если кто-либо посмеет переставить одну суру вперед илb назад, он будет признан нарушившим порядок Кур’ана [7]».

Также, Кармани сказал:

«Порядок сур соотвествует порядку Ляухуль-Махфуз, которая находится в ведении Аллаха. Поэтому, Пророк ﷺ читал Кур’ан Джибрилю каждый год (во время Рамадана) [8]».

 

[1] Иткан фи улюм Кур’ан, том 1, страница 181
[2] Мустадрак
[3] Муслим
[4] Бухари
[5] Кираат – разновдность чтения Кур`ана
[6] Бухари
[7] Иткан фи улюм Кур’ан, том 1, страница 195
[8] Бурхан, Кармани

Переведено специально для Muslim.kz​

Комментарии Вход