Можно ли соврать, чтоб скрыть грех?
Вопрос от Жанар: Ассаляму алейкум! Можно ли врать, чтоб скрыть грех?
Ответ
Говорить неправду – один из признаков лицемерия, не свойственный мусульманину поступок, который ведет ко злу. Согласно шариату лгать запрещено, к тому же это приводит к несчастью в обоих мирах.
В риваяте, дошедшем от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), говорится:
لاَ يَصْلُحُ الْكَذِبُ فِي جِدٍّ وَلاَ هَزْلٍ، وَلاَ أَنْ يَعِدَ أَحَدُكُمْ وَلَدَهُ شَيْئًا ثُمَّ لاَ يُنْجِزُ لَهُ
«Лгать и в шутку, и вправду, несомненно, нельзя. Также неправильным считается невыполнение обещания, данного ребенку» [1].
Раз уж человек согрешил, ему следует искренне покаяться, скрывать и никому не говорить о своем грехе. В риваяте, дошедшем от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Посланник (мир ему и благословение Аллаха) говорит:
كُلُّ أُمَّتِي مُعَافًى إِلَّا الْمُجَاهِرِينَ، وَإِنَّ مِنْ الْمُجَاهَرَةِ أَنْ يَعْمَلَ الرَّجُلُ بِاللَّيْلِ عَمَلًا ثُمَّ يُصْبِحَ وَقَدْ سَتَرَهُ اللَّهُ عَلَيْهِ فَيَقُولَ: يَا فُلَانُ عَمِلْتُ الْبَارِحَةَ كَذَا وَكَذَا. وَقَدْ بَاتَ يَسْتُرُهُ رَبُّهُ وَيُصْبِحُ يَكْشِفُ سِتْرَ اللَّهِ عَنْهُ
«Одинаково будут прощены из моей уммы все, кроме тех, кто разглашает свои грехи. Вот пример последних: некто, совершив ночью греховный поступок, который Аллах скрыл, пробудился и сказал: «Эй, такой-то, вчера я сделал то да се». А ведь Аллах скрыл грех, который он совершил ночью, а на утро он разглашает скрытое Аллахом» [2].
Однако, если кто-то не перестает задаваться вопросом о совершенном грехе, то, вместо того, чтобы лгать или откровенничать, пожалуй, стоит намекнуть ему – в этом нет ничего плохого. Например, можно ответить «Ты думаешь, что я сделаю это?» словно это не было сделано, или произнести «Только невежды это делают», с намерением, что было покаяние за грехи, содеянные во времена невежества. Также, разрешено выражаться фразой «Я не делал этого», которая под собой подразумевает то, что это не сделано именно сегодня. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إنّ في المعاريض لَمَندوحةً عن الكذب
«Не обманывайте – достаточно тонко намекнуть» [3].
Имам ан-Навави сказал: «Нет ничего страшного в том, чтоб говорить намеками, если в этом есть необходимость. Выражаться так без какой-либо надобности считается макрухом, но не харамом. Однако, если ситуация дойдет до вмешательства в чужую жизнь или уклонения от истины, то его использование будет харамом» [4].
Подводя итоги, согрешившему следует искренне покаяться и молчать о своем грехе, скрывая его от всех. Если же кто-то без конца спрашивает об этом, вместо того, чтобы врать, можно сказать не прямо, а намеками, как в примере выше - в этом нет ничего неправильного.
Отдел шариата и фетвы
[1] Бухари, аль-Адабу аль-Муфрад, №387
[2] Бухари, №6069. Муслим, №2990
[3] Бухари, №857
[4] Аль-Азкар, 1/482
Переведено специально для Muslim.kz: Жадра Байсынова