Сколько можно делать надбавку сверх продаваемого товара?
Вопрос: Сколько процентов можно добавить к товару, продаваемому на торговле?
Ответ
Как правило, этот вопрос на усмотрении продавца. Рассчитав стоимость и расходы товара, он может продать товар по той цене, которая его устраивает. Главное, чтоб не обманывал. Если обманет, то покупатель может потребовать возместить ущерб [1].
Например, если продавец продает товар за пять тысяч тенге, который вышел ему за тысячу тенге и не сообщает покупателю цену, по которой он его купил, или его рыночную стоимость, а продаёт товар по установленной им цене, несмотря на то, что цена товара в несколько раз превышает его базовую стоимость, такая торговля будет правильной. Покупатель не сможет расторгнуть торговлю, даже если позже узнает ее базовую рыночную цену.
Точно также, если продавец назовет рыночную стоимость проданного им товара или покажет цену, по которой он купил и свою долю, прибавленную сверх стоимости товара, при этом если предоставленная им информация соответствует действительности, то эта торговля тоже будет правильной. После заключения договора покупатель не сможет расторгнуть эту торговлю [2].
Покупатель имеет право расторгнуть торговлю если продавец соврет о рыночной цене товара, а цена товара совсем не соответствует рыночной цене, или если он озвучит цену, по которой сам купил, сообщив о наценке, и эти слова окажутся ложными [3].
Решение по данному вопросу исходит из этого хадиса:
لا تلقوا الجلب فمن تلقاه فاشترى منه فإذا أتى سيده السوق فهو بالخيار
"Те, кто заранее встречают прибывший издалека караван (с товаром), пусть не покупают его товар (чтоб продать дороже коренному населению). Если кто-либо купит товар у каравана и (прежний) владелец товара заметит, что товар выставлен на продажу на рынке, то он может отменить торговую сделку (разрешается вернуть деньги и забрать товар обратно)" [4].
Напоминание: Для расторжения торговли в случае искажения рыночной цены указанная цена должна быть значительно ниже рыночной цены и должна наблюдаться большая разница. А если будет немного иначе, то торговля не сорвётся [5].
Ещё один вопрос, который следует упомянуть, касается того, что оставлять намеренно и не продавать вещи, которые нужны обществу, а после повышения цен предлагать их для продажи, является макрухом. В связи с этим соответствующие компетентные органы государства также могут ограничивать цены на товары, которые обременяют население [6]. Потому что, наша религия ставит пользу для общества выше личной выгоды.
Вывод: Если продавец не обманывает покупателя, он может продать товар по той цене, по которой пожелает. Не следует забывать, что наша религия не одобряет создание монополии на вещи, необходимые для народа. А если продавец лжёт, покупатель может привлечь его к ответственности. И только Аллаху известно, что является правильным.
Дарханулы Тамирлан
Ответственный за фетвы специалист по г.Астана
[1] Мухаммад Таки Усмани «Фикхуль Буюг» страница 895
[2] Мухаммад Таки Усмани «Фикхуль Буюг» страница 896
[3] Мухаммад Таки Усмани «Фикхуль Буюг» страница 897
[4] Муслим, хадис 3898
[5] Ибн Абидин «Раддуль-Мухтар» страницы 136-137
[6] Али Аль-Кари «Фатху бабиль-Гиная» том 3, страница 28