Можно ли торговать под реализацию?
Вопрос: Ассаляму алейкум! Можно ли в качестве посредника закупить товар у продавца и уже после продажи товара заплатить ему? То есть, если я не смогу продать товар, можно ли взять с намерением (с условием) вернуть самому продавцу?
Ответ
Продажа под реализацию осуществляется через возврат покупателем оплаты товара, купленного у продавца, только после продажи товара кому-нибудь другому. Покупатель, выполнивший данное условие, получает выгоду посредством разницы между ценой покупки и продажи товара. Более того, если покупатель не сможет продать товар по этому договору, то он возвращает товары, которые он взял не оплатив первому торговцу.
Руководствуясь справедливостью, религия Ислам предусматривает несколько условий касаемо данного вида торговли. Для того, чтоб вышеуказанный договор был правильным, необходимо выполнение следующих условий:
1. В договоре не должно быть указано о предоставлении оплаты товара только после его продажи. Шариат приказывает оплачивать сразу за товар наличными или установить плату путём рассрочки с назначением конкретного срока. Если точное время предоставления оплаты не указано, такой договор не считается правильным [1].
Всевышний говорит в Кур’ане:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا تَدَايَنْتُمْ بِدَيْنٍ إِلَى أَجَلٍ مُسَمًّى فَاكْتُبُوهُ
«О верующие! Если вы даете в долг на определенный срок (совершаете торговую сделку с отсроченным платежом), то записывайте его, и пусть писарь запишет все (как есть) по справедливости» [2].
Однако, после того как обе стороны договорились о продаже товара за наличный расчёт, владелец товара, не требуя оплаты, может получить ее по истечению некоторого времени. От этого договор не утрачивает свою силу (объявить о том, что платеж за товар будет произведён только после его продажи, можно перед или после составления договора. Но, продавец не обязан ждать времени продажи и не просить стоимость товара. Он может потребовать оплату когда этого захочет).
2. Если покупатель не сможет продать товар, обе стороны изначально не должны договариваться между собой о возврате товара. Такое условие хоть и приносит пользы покупателю, но вредит продавцу. Ислам запрещает выполнять подобные условия [4]. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لا شرطان في بيع
«В торговле нельзя добавлять два условия» [5]
Даже если такое условие не выполнено, продавец может забрать свой товар. Но это осуществляется лишь по согласию обеих сторон. В нашей религии вышесказанное действие называют «иколя» - расторжение торговли посредством согласия сторон. То есть, продавец не обязан брать товар обратно. Если он отказывается забирать товар, покупатель обязуется возместить стоимость товара, который не получилось продать. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
من أقال مسلما أقاله الله عثرته
«Если кто-либо согласится совершить иколя (возврат) (торговли мусульманина, пожалевшего о том, что торговал), Аллах смоет грехи такого человека» [6]
Следовательно, нельзя ставить условие, что я отдам стоимость товара только после его продажи, а если продать не получится, я его верну обратно.
Один из способов, чтоб этот вид торговли был верным заключается в том, что обе стороны должны правильно установить способ передачи товара и его конкретную цену, как указано в первом условии, и не требовать возврат если не получится продать товар. Если договор будет составлен на этом основании, то нет греха на продавце если он возьмет плату за товар после его продажи. Подобно этому, если покупателю не удастся продать товар, он может вернуть его с разрешением продавца. Тем не менее, продавец не обязан ждать продажи товара чтобы взять оплату и не обязан забирать обратно в случае, если продать не получится.
Самый легкий способ - использовать в этой ситуации «условие хияр» (свобода выбора, дающая возможность расторгнуть торговлю в определённый период времени). Во время составления договора о продаже под реализацию, покупатель говорит продавцу следующее: «Я купил этот товар, но с условием использования права расторжения торговли в течение 10 дней (например)».
Если продавец согласится на это и покупатель не сможет продать в течение упомянутого срока, он вправе вернуть товар обратно. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вёл торговлю, его много обманывали. Он наставил сподвижника, который впоследствии много раскаивался, сказав:
إذا أنت بایعت فقل لا خلابة ثم أنت في كل سلعة ابتعتھا بالخیار ثلاث لیال
فإذا رضیت أمسكھا و إن سخطت فارددھا على صاحبھا
«Если у кого-то покупаешь что-нибудь, скажи «чтоб было без обмана». После этого у каждого купленного тобою товара будет три дня свободы выбора. Оставь товар себе если понравится. А если тебе не понравится, верни обратно» [7]
Заключение: ведение торговли посредством реализации можно осуществлять через «условие хияр» или с учетом двух вышеупомянутых условий. Если эти условия не будут выполнены, лучше не идти на такую торговлю.
Дарханулы Тамирлан
Ответственный за фетвы специалист по г.Астана
[1] Мухаммад Таки Усмани Фикх аль-Буюг, том 1, страница 538
[2] Сура «Бакара», аят 283
[3] Мухаммад Таки Усмани Фикх аль-Буюг, том 1, страница 534
[4] Мухаммад Таки Усмани Фикх аль-Буюг, том 1, страница 937
[5] Абу Дауд 3504, Тирмизи 1234
[6] Абу Дауд 3460
[7] Ибн Маджа