old.muslim.kz
Прежде чем говорить о хукме (положении шариата) относительно искуственного оплодотворения, следует коротко ознакомить читателя с вопросом искуственного оплодотворения.
Искуственное оплодотворение: соединение яйцеклеток женщины, в случае если они не в состоянии оплодотвориться обычным путем, и яйцеклеток мужчины во внешней среде с помощью медицинских трубок, с последующим их оплодотворением. Затем, оплодотворенная таким образом зигота вводится в матку женщины.
В начале первой половины ХХ века такой способ впервые был опробован на животных. От семени одного лишь самца были случены тысячи самок.
Это научное открытие было экономически очень выгодно в области животноводчества. Скрещивание тысячи коров с одним быком было очень затруднительно. Поэтому, владельцам животноводческих хозяйств приходилось содержать большое количество быков. Теперь же, благодаря этому методу, сократились расходы, связанные с содержанием быков. К тому же, существовали проблемы, связанные со сдачей состарившихся животных, которых держали для случения. Благодаря новому методу было достаточным содержание малого количества быков. А остальных молодых самцов можно было сдавать на мясо в их молодом возрасте, что давало ощутимую экономическую выгоду. К тому же стало возможным обследование семени в лаборатории, благодаря чему можно было выявить здоровое и сильное потомство. Это было отличной возможностью выведения качественного потомства и увеличения поголовья скота.
Постепенно этот метод стал применяться для оплодотворения женщин, которые не были в состоянии забеременеть естественным путем. В 1978 году врачи Эдвард и Стептоу оплодотворили в трубках яйцеклетки супругов Джон Брауна и Луиз Браун, а затем разместили оплодотворенные яйцеклетки в матку Луиз Браун. В результате данного опыта, 25 августа 1978 года, на свет появился первый ребенок по имени Лусли Браун.
Искуственное оплодотворение происходит двумя путями:
1. Внутреннее искусственное оплодотворение. В этом случае мужская сперма вводится в матку женщины, в удобном для оплодотворения месте.
2. Внешнее искусственное оплодотворение. В этом случае, полученные сперма мужчины и яйцеклетка женщины, оплодотворяются в специальных колбах, а затем вводятся в матку женщины.
Искусственное оплодотварение основанное на этих методах можно разделить на шесть способов. Два из них относятся к внутреннему оплодотворению, а остальные к внешнему способу оплодотворения.
Способы внутреннего оплодотворения:
Первый способ: сперму мужчины размещают в удобном месте женской матки, в результате чего, сперма мужчины, природным путем, оплодотворяется женской яйцеклеткой. Этот способ применяется в том случае, если сперма мучины не в состоянии природным путем достичь матки женщины.
Второй способ: разница лишь в том, что сперма мужчины вводится не в матку его жены, а в матку посторонней женщины. И этот способ не очень отличается от предыдущего.
Способы внешнего оплодотворения:
Первый способ: сперма и яйцеклетки супругов оплодотворяются в специальных колбах, а затем вводятся в матку женщины. В этом случае зигота, закрепившись на стенке матки, начинает развиваться. Этот метод применяется при закупоривании путей яйцеклеток.
Второй способ: в специальных трубках сперма мужчины оплодотворяется яйцеклетками чужой женщины, затем это вводится в матку его жены. Этот метод применяется в случае наличия дефекта в яйцеклетках женщины и если ее матка, по причине каких-либо причин, не в состоянии принять зигот.
Третий способ: оплодотворенная в специальных трубках сперма и яйцеклетки чужого мужчины и чужой женщины, вводится в матку другой замужней женщины. Этот способ применяется в случае неработоспособности яйцеклеток женщины, а так же непригодности спермы мужчины.
Четвертый способ: оплодотвореные в специальных трубках сперма и яйцеклетки супругов, вводится в матку женщины, которая согласна быть суррогатной матерью. То есть, это способ суррогатного материнства. Этот способ применяется в случае наличия спермы и яйцеклеток, но матка женщины не пригодна для зачатия или же матка полностью отсутствует, а также в случае нежелания родить ребенка после его зачатия.
В настоящее время в мире применяются все вышеперечисленные способы искусственного зачатия. Кто-то пользуется этими способами ради денег, а кто-то для зачатия внебрачного ребенка. Супруги могут прибегнуть к искусственному зачатию ребенка в случае дееспособности, в силу каких-либо обстоятельств, зачать потомство одним из них или же обоих.
В настоящее время существуют банки-спермы, в которых хранится сперма какой-либо известной личности или же обычного человека, которая затем продается нуждающимся в ней людям.
Во время очередного VIII заседания по фикху (исламскому праву), которое было организовано «Рабитатул-аламил-ислам» (Всемирной Исламской лигой мусульман), мусульманские ученые, после обсуждения вышеперечисленных способов искуственного оплодотворения, издали следующие фетвы:
1. Если сперма и яйцеклетки супругов не в состоянии оплодотвориться естественным путем, то шариат разрешает проведение искусственного оплодотворения. При этом «сперма, яйцеклетка женщины и матка» должны быть супружескими. То есть, в процессе учавствуют лишь супруги – муж и жена. Для этого пригодны лишь первые вышеперечисленные способы оплодотворения.
При этом следует соблюдать следующие требования:
- По причине того, что показывать аурат (постыдные места) – запрещено, получение яйцеклеток женщины или введение оплодотворенной зиготы должна проводить женщина-врач мусульманка, заслуживающая доверия или же другой специалист, который так же должен быть женщиной. Если это невозможно, то этим должен заниматься мужчина-врач мусульманин. Если и это невозможно, то любой другой врач, заслуживающий доверия. В этом случае, рядом должен находиться кто-либо из родственников женщины.
- Следует следить за тем, чтобы семя не было заменено или же по ошибке ввели семя постороннего человека.
- Искусственное оплодотворение должно быть произведено при жизни мужа. Так как, после смерти мужа искусственное оплодотворение его семенем запрещено.
- Искусственное оплодотворение производится по обоюдному согласию супругов.
2. Остальные способы искусственного оплодотворения, согласно шариату, являются харамом, то есть запретным, по причине того, что все они подпадают под категорию «прелюбодеяния» (зина), так как семя или яйцеклетка не являются супружескими, то есть не мужа и жены. Даже если семя и яйцеклетка являются супружескими, она вводятся в матку посторонней женщины. Нет сомнения в том, что все это служит причиной изменения рода и других досадных обстоятельств. Есть личности, которые не против суррогатного зачатия ребенка. Но нельзя оставлять без внимания опасные стороны и обратные результаты данного способа зачатия ребенка. Вот некоторые из них:
- На Западе часто происходят случаи, когда суррогатная мать отказывается возвращать ребенка хозяевам зиготы. И в действительности, какая мать, не смотря на то, что семя чужого человека, может отдать чужим людям своего ребенка, которого она вынашивала в себе девять месяцев, питала его своей плотью и кровью, рожала в неимоверных болях и страданиях? Даже если она отдасть ребенка, то матери, которым довелось родить ребенка, знают, каково бывает ее внутреннее состояние и как все это психологически тяжело. Понятно, что после «дарения» ребенка его другим родителям, она, до конца жизни, не будет в состоянии стереть его из своей памяти. Она будет мучиться всю свою оставшуюся жизнь. Никто не может отрицать тот факт, что между матерью и ребенком сущетвует тесная духовная связь. Так как, основные этапы развития ребенка проходят в утробе матери. Жизнь ребенку, его душа, дается ему в утробе матери.
Коран говорит: «Воистину, Мы сотворили человека из глиняного теста. Потом же Мы определили его, в виде капли семени, в надежное место. Потом Мы превратили каплю в сгусток крови, а кровяной сгусток – в кусок мяса, создали в куске мяса кости и покрыли кости мясом. Потом Мы воплотили его в новое создание. Благословен Аллах – наилучший из Создателей». [4]
В Коране указывается на то, что матерью ребенка является не та женщина, которая дала свою яйцеклетку, а женщина, которая произвела его на свет: «Ведь их матери – только те женщины, которые их родили». [5] «Мы заповедали человеку хорошо относиться к родителям. Мать носит его во чреве в муках и рожает в муках». [6] Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением. [7]
- Что будет, если повзрослев, ребенок будет противиться своим родителям и захочет вернуться к матери, которая родила его?
- К тому же, кто дал право отдавать ребенка, не считаясь с его мнением, женщине, которая является хозяйкой яйцеклеток? Разве каждый ребенок не впарве расти на руках матери, которая родила его и которая кормит его своим молоком?
- Что будет, если суррогатная мать, довольствуясь деньгами, которые даются ей за ее «труды», сделает аборт?
- Каково будет состояние дел суррогатной матери, если ребенок, по каким-либо причинам, не понравится его будущи родителям, если в нем будет какой-либо изъян, по причине чего будущие родители не захотят брать его, или же будущие родители, вдруг, откажутся от него?
- Что будет, если суррогатная мать, родит не одного суррогатного ребенка, [8] а затем получится так, что кто-либо из ее собственных детей женится на своей «суррогатной» сестре? Как можно представить то, чтобы братья и сестры женились друг на друге? Ведь так может произойти по причине того, что кому то она является родной и кому то суррогатной матерью.
- Что будут думать люди о незамужней девушке, которая беременеет до замужества? Может это и является обыденным для Запада, но в таких мусульманских странах, как наша, это является непристойным поступком.
- Наряду с этим на Западе известны случаи, когда суррогатная мать беременела от своего мужа. Так, в Германии одна женщина дала согласие стать суррогатной матерью. После того, как в нее, согласно договору, ввели зиготу супругов, она забеременела. Но по прошествию времени выяснилось, что она забеременела не от зиготы супругов-заказчиков, а от своего мужа. И по причине того, что она получила от супругов 8000 долларов США, она была вынуждена отдать им своего родного ребенка. Вот так некоторые родители продают свои чада за деньги. Это и есть достижения светской, бездкховной науки.
- Следующим «достижением» Запада является то, что вместо тго, чтобы родить ребенка естественным путем, женщины делают кесарево сечение. Так, якобы, легче рожать, нежели переносить родовые схватки и т.п. Но ведь неизвестно, какова будет степень уважения, любви и привязанности ребенка к матери, которая родила его таким «удобным» способом. [10] Ведь неоспорим факт существования духовной связи ребенка с матерью. Это, может быть, и не выявится в лабораториях. Разве материнство женщины и ее мужество не заключено в рождении ею ребенка, которого она вынашивала в себе на протяжении девяти месяцев? И кто может гарантировать, что суррогатный метод постепенно не превратится в забаву «цивилизованного общества»? Может стать обыденным поиск суррогатной матери теми, кто не желает переносить тяготы материнства. И какой матерью будет такая женщина? Салтанат Берденкызы, директор клиники «Экомед» (Казахстан), констатирует тот факт, что уже сейчас в центр обращаются те, кто «не желает портить фигуру из-за рождения ребенка», те, кому сорок лет, и которые желают, чтобы за них рожали другие, по причине «важности для нее ее каръеры». [11] Если женщина не желает быть матерью? Если честь ее мужа не затрагивает тот факт, что в чреве его жены вводится чужое семя? Если он не стыдится этого. Если ребенка мужчины вынашивает и рожает его сестра, мать и т.п. Что все это, если не разврат и распутсво?!
- Наряду с этим, никто не может гарантировать, что после зачатия ребенка одним из вышеперечисленных способов, от суррогатной матери не родится ребенок без каких-либо физических, нравственных, психологических и др. отклонений. [12] Все покажет время. И эти вопросы требуют основательных исследований.
Ясно, что суррогатное материнство не оправдано ни с религиозной, ни с нравственной точки зрения. И исламские ученые единогласно определили такой вид материнства, как «запретный» (харам).
Да, всем известно счастье любить ребенка. Но это не значить, что, ради любви к ребенку, можно, игнорируя все запреты шариата, совершать деяния, противоречащих нормам человечности. В этом вопросе примером для нас могут служить эксперименты и заблуждения, свойственные Западу. Так, на Западе, незамужние женщины, желающие родить ребенка, могут, за определенную сумму, приобрести семя любого человека. Мужи-импотенты разрешают своим женам вводить в себя сперму знакомого или же незнакомого мужчины. Бесплодные жены разрешают своим мужьям приобретать яйцеклетки чужих женщин. Встречаются даже случаи, когда мать рожает сына своей дочери, сестра своему брату?!
Всем известен факт распространения на Западе центров, которые с целью заработка и «облагодетельствования» бесплодных женщин и мужчин-импотентов, занимаются торговлей семени мужчин и яйцеклеток женщин. Нет сомнения в том, что все эти развратные действа не совместимы с понятием человечности, и что все это вред, наносимый будущему поколению.
В заключении хотелось бы привести следующие слова Шакарима:
«Я вынужден сказать эти слова:
«Если это – наука, то пусть сгниет она». [13]