Зачем мазхабы когда можно жить по Корану и Сунне?
Вопрос: Я недавно начала читать намаз. Имамы в мечети постоянно твердят о том, что надо следовать мазхабу. Между тем есть Коран и сунна из которых мы можем брать доказательства напрямую. Ведь сахабы и табиины не были ханафитами или шафиитами. Какие в шариате есть доказательства следованию одному мазхабу?

Ответ: Следование мазхабу является необходимостью для каждого человека, несведущего в вопросах религии, потому что он не сможет найти ответ на интересующий его вопрос непосредственно из Корана и Сунны. Во-первых: из-за незнания арабского языка, во-вторых: из-за незнания элементарных методологических основ получения доказательства из священных текстов.  

Вы правы, сахабы не были ханафитами или шафиитами, но сахабы делились на две группы: те, кто задает вопросы и те, кто на них отвечает, поэтому сахабы были «Муазитами», «Омаритами», «Османитами», «Масудитами» и т.д.. То есть теми, кто придерживался мнения одного сахабы.

Жители местности, куда Пророк (с.а.с.) или его праведные халифы направляли своих представителей, задавали вопросы о религии только лишь этому представителю и он становился единственным авторитетом-мужтахидом в религиозных вопросах  для них, а эти муджтахиды порой отвечали на вопросы опираясь на собственное мнение-«иджтихад». И благословение данное Пророком (с.а.с.) Муазу ибн Джабалю на вынесение решений опираясь на собственное мнение «идждтихад», является доказательством легитимности и общеобязательности «иджтихада» одного человека по вопросам прямо не урегулированным Кораном и Сунной. В этом была заключена мудрость нашего Пророка (с.а.с.), потому что спрашивать у него базовые вопросы религии и преодолевать для этого большие расстояние не всегда было возможным  для новых мусульман. И он наделял одного из своих сподвижников полномочиями выносить решения, которые также  становились  общеобязательными для жителей этой местности, решения этого сахабы были мазхабом этой местности и никто не оспаривал их.

Именно поэтому принципу мы берем  хадисы имамов Бухари и Мусулима давая им статус сахих. Однако, критерии достоверности с которой они выбирали свои хадисы вы не найдете ни в Коране, ни в Сунне - это их личный иджтихад и они являются муджтахидами в хадисах.  Мы придерживаемся их мазхаба при отборе хадисов по степени достоверности.

 Так происходит и в шариате. Тот или иной имам не претендовал на свою абсолютность, но исторически сложилось так, что сунниты выбрали и остановились на этих четырех мазхабах и следование им является единственным надежным и проверенным способом не сбиться с истинного пути.

 

Максатбек Каиргалиев устаз р-кой мечети Хазрат Султан
date24.11.2016readCount2567categoryВероубеждениеprintРаспечатать