"Откаты" в Исламе
У нас в государстве все больше людей занимаются собственным бизнесом, предоставляя различные услуги в разных сферахдеятельности (медицина, государство, образование и т.д.). Бизнесмены сейчас часто сталкиваются с такой проблемой как "откат". То есть каждый раз, когда им надо заключить договор на н-ную сумму, первый руководитель для проведения документов, заключения договоров и оплаты счетов просит с них вернуть определенный процент. Невзирая на это, многие бизнесмены в убыток себе, даже после отдачи того самого процента, оказывают услуги в полном объеме. Как быть, если каждый начинает просить "откат"? Будет ли грех на бизнесмене за дачу откатов? Если не сотрудничать на таких условиях, то способ прокормить семью снижается к минимуму. А если  заявить в антикоррупционные органы, рискуешь попасть в черный список вымогателей «откатов», так как есть вероятность, что они находятся в сговоре с работниками антикоррупционных ведомств.  

Вы совершенно правы, к сожалению, мы вынуждены признать, что Казахстан никак не может победить проблему коррупции. Сколько бы не говорил об этом Президент и сколько бы законов не принималось, эффект не ощущается на должном уровне.

  Говоря об «откатах» мы должны сделать очень важное разграничение, которое касается понятия взятки. Ее дают, чтобы решить определенный вопрос в свою пользу, заведомо зная, что есть конкуренты, которые выполнили бы эту же работу не хуже, а может быть и лучше. В таком случае и дающий и берущий попадают в список проклятых Пророком (с.а.с.), т.к. в хадисе, переданном имамом Термизи, Пророк (с.а.с.) говорит: «И дающий и берущий взятку в Огне».

 Но порой бывает и так, что со стороны самого заказчика ставится условие сделать «откат», на этапе когда вы уже сделали определенные шаги и потратили определенную сумму денег и если вы не дадите ему «откат» рискуете остаться в большом убытке.

В таком случае дающий взятку освобождается от греха предусмотренного за этот проступок, так как он был принужден к его совершению и был вынужден дать ее под угрозой потери имущества, но требующий взятку остается под действием проклятия Пророка (с.а.с.). Точно такой же подход и в нашем уголовном кодексе, который в диспозиции 366-ой статьи предусматривает наказание берущему, а в статье 367 - дающему взятку. Однако, в примечании статьи 367 есть оговорка, которая освобождает от наказания, дающего если  в отношение него имело место вымогательство взятки со стороны лица, уполномоченного на выполнение государственных функций. Как нам пояснили в Агентстве РК по делам государственной службы и противодействию коррупции в случае опасности и возможной угрозы, Вы можете сообщить о таких фактах анонимно по телефону 1494callcenter.

Но если сфера Вашей деятельности не возможна без «откатов», то быть может Вам надо постараться найти и уйти в другую область. Ведь Пророк (с.а.с.) учил нас, что поиск халяльного пропитания является фарзом для мусульманина. Пусть Аллах облегчит Вам путь в поиске халяль риска и убережет нас от взяточничества в любом его проявлении. 

Максатбек Каиргалиев устаз р-кой мечети Хазрат Султан
date08.01.2016readCount3445categoryТорговляprintРаспечатать