Является неверным человек, который не совершает пятикратный намаз?
Какое место в исламе занимает намаз? Есть люди, которые основываясь на хадисе, в котором сказано: «Поистине, от многобожия и неверия человека отделяет отказ от молитвы»-приписывают к числу неверных тех, кто не совершает намаз. Насколько это правильно?

Совершение пятикратной молитвы предписано совершать каждому зрелому, находящемуся в здравом уме мусулманину. На обязательность намаза указывает Коран, сунна и иджма'. В Коране неоднократно сказано: «Совершайте намаз и давайте закят»,-что указывает на важность совершения пятикратной молитвы.

Вот некоторые аяты, касающиеся обязательности намаза: «Будьте внимательны к совершению обрядовых молитв, и особенно средней молитвы» [1], «Воистину, верующим предписано совершать молитву в строго определенное время» [2], «Им было велено лишь одно – поклоняться Аллаху в искренней вере и будучи ханифами, совершать обрядовую молитву и давать закят», [3]«Совершайте же молитву полностью...» [4].

В хадисе, переданном от Ибн Омара (да будет доволен им Аллах), наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении Хаджа к Дому Аллаха и соблюдении поста в Рамадане». [5]

К тому же все ученые Ислама единодушны во мнении, что совершение ежедневной пятикратной молитвы обязательно.

Имеются аяты и хадисы, указывающие на то, что пятикратный намаз смывает маленькие грехи человека. Так, в Коране сказано: «О Мухаммад! Читай им то, что дано тебе через откровение в Писании и совершай молитву. Ведь она оберегает от мерзких поступков и предосудительного». [6]

Когда наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) спросил у сподвижников: «Если перед дверью кого-либо из вас будет протекать река и он ежедневно будет купаться в нем пять раз в день, останется ли что-либо от грязи?»,-те ответили: «Нет, не останется». И тогда Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Намаз очищает от грехов подобно тому, как вода очищает от грязи». [7]

В Судный день человек, первым делом, будет спрошен за намаз.

Наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день люди, среди всех деяний, первым делом, будут спрошены за намаз. И Всевышний Аллах, зная о состояниий всех дел, скажет ангелам: «Посмотрите, каково состояние предписанных намазов моего раба. Полностью ли он выполнял их или допускал упущения?» Если он выполнял их полностью, то воздаяния за намаз запишутся полностью. Если же в них будут упущения, то Всевышний Аллах скажет: «Посмотрите, совершал ли Мой раб дополнительные намазы?» И если выяснится, что он совершал дополнительные намазы, то Всевышний Аллах скажет: «Заполните упущения в предписанных намазах Моего раба его дополнительными намазами». После этого другие предписанные деяния будут засчитываться подобным образом». [8]

Такова важность совершения ежедневного пятикратного намаза.

Что же касается человека, который не совершает предписанный намаз, то этот вопрос следует рассматривать в двух аспектах.

Человек, сознательно отрицающий обязательность совершения намаза, становится еретиком. Так как, обязательность совершения намаза доказана на основе аятов, хадисов и иджма'а.

Тот же, кто не совершает намаз по причине небрежности или же лени, является грешником и никак не кафиром.

Пренебрежительное отношение к совершению намаза является причиной наказания в этом дунье а в Ахирете. Относительно наказания в Ахирете в Коране сказано: «Они находясь в Джаннате, спросят у грешников: «Что привело вас в адское пламя? » Они ответят: «Мы не совершали предписанную молитву». [9]

Наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Не будет покровительства Всевышнего Аллаха и Его посланника тому, кто сознательно отказыается от совершения намаза». [10]

«Всевышний Аллах наложит печать на сердце того, кто, по причине своей пренебрежительности, три раза пропустит пятничную молитву». [11]

Согласно мазхабы Имама Абу Ханифы человек, не совершающий намаз из-за своей лени, не будет считаться еретиком, но будет считаться грешником до тех пор, пока осознанно не станет отрицать обязательность намаза. [12]

Что касается хадиса: «Поистине, от многобожия и неверия человека отделяет отказ от молитвы» [13],-то нельзя, на основе этого хадиса, выносить вердикт, что «человек не совершающий намаз является неверующим».

Некоторые ученые указывали, что слово «неверие», упомянутое в этом хадисе, сказано не относительно человека, который не совершает намаз по причине своей лени, а относительно человека, который не уверовал в обязательность совершения намаза.

Наряду с этим этот хадис можно понимать следующим образом: человек, знающий об обязательности совершения намаза, но не совершающий его по причине своей лени, делает шаг к неверию.

В хадисе сказано, что «намаз является опорой (основой) религии». И человек, небрежный по отношению к совершению намаза, в конце-концов, будет также пренебрежительно относится и к другим предписаниям шариата. Так как человеку, который небрежно относится к такому важному предписанию как намаз, не стоит труда также пренебрежительно относиться и к другим требованиям религии. В конце-концов это может привести его к неверию.

В каждом грехе таится путь, ведущий к неверию. По причине содеянных грехов сердце человека постепенно чернеет и из-за отсутствия расскаяния сердце постепенно тускнеет, в результате чего человеку бывает трудно прийти к покаянию. Так человек постепенно впадает в неверие. Он не будет в состоянии совершить пропущенные молитвы и унего не хватит сил, чтобы расскаяться в содеянном. Такому человеку предпочтительнее будет отрицать существование ада и впасть в неверие, нежели расскаяться в игнорировании намазом и восполнить пропущенные молитвы. Также, как своровавший деньги или же допустивший упущения в расчетах бухгалтер, с целью скрытия своих проступков от ревизии, устраивает пожар в бухгалтерии, человеку, небрежному в намазе, легче, потыкая своей греховной сущности, отрицать сущетвование ада и при этом, загосив слабо тлеющий уголек своего имана, впасть в неверие.

Таким образом наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует), указывая на результат игнорирования намазом, сказал: «Поистине, от многобожия и неверия человека отделяет отказ от молитвы»,-что само по себе является очень строгим предупреждением.

Если не это предупреждение, то даже верующие во Всевышнего Аллаха и в обязательность выполнения Его предписанний люди, по причине своей лени и других причин, могут в конце концов забросить намаз.

Но как бы там ни было, опираясь на этот хадис ни в коем случае нельзя приписывать к числу неверных тех, кто не совершает намаз. Это очень опасное утверждение. Ведь наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-либо скажет своему брату: «О неверный!»,-а тот не будет таковым, то сказавший эти слова сам будет кафиром».

В нашей религии нет вердикта, что человек, не совершающий намаз, является кафиром и что он непременно попадет в ад.

Конечно же игнорирование обязательности намаза, не совершение молитвы по причине лени – тяжелый грех. Но наказывать грешника или же простить его решает лишь Всевышний Аллах. Относительно этого наш Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) в хадисе, переданном 'Убада ибн Сомитом (да будет доволен им Аллах), сказал: «Всевышний Аллах предписал совершение пятикратного намаза. И Всевышний обещал ввести в Джаннат того, кто будет совершать его полностью, без упущений и вовремя. Того же, кто не совершает намаз, это обещание Всевышнего Аллаха не касается. Всевышний, по Своему усмотрению, накажет его либо введет в Джаннат». [14]

[1] Аль-Бакара, 2/238.
[2] Ан-Ниса, 4/103.
[3] Аль-Баййина, 98/5.
[4] Аль-Хадж, 22/78.
[5] Бухари, Иман, 1,2; Муслим, Иман, 19-22.
[6] 'Анкабут, 29/45.
[7] Бухари, Мауакит, 6; Муслим, Масаджид, 283; Тирмизи, Абад, 80, 90; Насаи, Салат, 7.
[8] Тирмизи, Салат; 118.
[9] Аль-Муддассир, 74/40-43.
[10] Бухари, Мауакит, 15, 34; Насаи, Салат, 15.
[11] Насаи, Джума, 2; Тирмизи, Джума, 7; Ибн Мажа, Икама, 93.
[12] Ибн Абидин, I. 32.
[13] Сахих Муслим, 1-том, 88-бет. Типография «Дару Ихйа'ит-турасил-араби», Бейрут.
[14] Сунанул-Байхакил-кубра, 2-том, стр. 8. «Дарул-Баз», Мекка,1994 г.
Қайрат Жолдыбайұлы,
Әзірет Сұлтан мешітінің бас имамы
date05.07.2012readCount13338categoryВероубеждениеprintРаспечатать