Допускается ли произнесение салауата в короткой форме (с.а.с.)?
  Почему некоторые издания не пишут после упоминания имени Пророка Мухаммада (салля-Ллаху ‘алехи уа саллям)  салауат в полном виде а ограничиваются лишь формулировкой(с.а.с.) В известной книге “аль-Ба‘ис аль-хасис”, в разделе о том, как записывать хадисы, хафиз Ибн Касир сказал: “Следует всегда восславлять Аллаха и призывать благословение на Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) даже если эти слова повторяются многократно, и не следует от этого уставать, поскольку в этих словах содержится большое благо. И следует писать слова благословения и приветствия полностью, а не обозначать их условными символами. И не следует ограничиваться словами «‘алейхи-ссалям» (мир ему), а следует четко и полностью писать «салля-Ллаху ‘алехи уа саллям» (да благословит его Аллах и приветствует)”. Имам Ибн Джама’а также говорил: “Каждый раз, когда он (талибуль-‘иль) пишет имя Пророка (мир ему и благословение Аллаха), пусть добавляет слова благословения и приветствия и призывает на него благословение, произнося эти слова вслух. Как саляфы, так и их последователи взяли за правило писать «салля-Ллаху ‘алехи уа саллям» (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы эти слова соответствовали сказанному Всевышним Аллахом в Его Великой Книге: «Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О, вы, которые уверовали, благословляйте его и приветствуйте миром!» (аль-Ахзаб 33: 56). Поговорим об этом поподробнее. Слова благословения не должны писаться в книгах сокращенно, даже если они встречаются несколько раз на одной строчке, как это делают некоторые люди, лишающиеся блага и считающие написание этих слов для себя обременительным, и пишут лишь их начальные буквы, например: «с.а.а.с.», «а.с.с.». Все это не позволяет отдать должное нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха)”. См. «Тазкирату-ссами’» 162. Пусть слова этих имамов послужат для каждого из нас наставлением! И раз уж нас не утруждают написания многочисленных строк, то пусть же нас и не утруждает написание благословения за Пророка (мир ему и благословение Аллаха)!    

Мы полностью уважаем мнения ученых упомянутых в Вашем вопросе, но следует заметить, что в книгах говорится о написании салавата в форме «салля-Ллаху ‘алейхи уа саллям», непосредственно после упоминания имени Пророка (с.а.с.), а не после слов: посланник или пророк. Поэтому в данном случае, написание «салля-Ллаху ‘алейхи уа саллям» в сокращенном виде, после слов пророк или посланник является вполне допустимым. Также надо сказать, что необходимость написания в полном варианте слов «салля-Ллаху ‘алейхи уа саллям», после имени Пророка (с.а.с.) является иджтихадом (личным мнением) ученых и об этом нет прямого указания в аятах Корана и в хадисах, а их мнение не может служить доказательством обязательности.

Следует подчеркнуть, что аят  «О, вы, которые уверовали, благословляйте его и приветствуйте миром!» - тоже не может служить доказательством в обязательности написания салауата в полном варианте, так как в нем говорится о благословении в общей форме, а не о его написании в полном виде.

 

Даурен Муслимов
date19.11.2013readCount4579categoryВероубеждениеprintРаспечатать