Верно ли утверждение о том, что «Этот мир сотворен ради Пророка Мухаммада ﷺ»
В некоторых книгах пишут: «Этот мир сотворен ради Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)» или «Если бы не Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), то Всевышний не сотворил бы этот мир». Не противоречит ли подобное высказывание шариату? Какой смысл вышеупомянутого высказывания?

Всевышний Аллах сотворил человечество для того, чтобы всё человечество, все люди познали Его и уверовали в Него и, засвидетельствовав Его абсолютное могущество, мощь и искусность, поклонялись бы только Ему, не придавая Ему никаких сотоварищей.

В Священном Коране говорится: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «Зарият», аят 56). Таким образом становится ясно, что основная цель сотворения человека – это поклонение Всевышнему. Однако для того, чтобы совершать поклонения Всевышнему, первым делом надо прийти к вере, условно говоря, узнать Всевышнего (в той степени, в какой это возможно посредством нашего ограниченного разума и других способностей).

Но как человек, столь слабый и ограниченный в своих возможностях, может познать Всемогущего Бога?

Один из основных путей познания Творца – изучение его творений, т.е. познать Мастера, посредством Его произведений. Вот поэтому, Всевышний Аллах сотворил вселенную как выставку, раскрывающую перед нашим взором Его бесподобное мастерство и искусность, Его могущество и безграничное знание.

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит, что сотворил этот мир для того, чтобы показать Свое могущество и мощь:

«اللَّهُ الَّذِي خَلَقَ سَبْعَ سَمَوَاتٍ وَمِنَ الْأَرْضِ مِثْلَهُنَّ يَتَنَزَّلُ الْأَمْرُ بَيْنَهُنَّ لِتَعْلَمُوا أَنَّ اللَّهَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ وَأَنَّ اللَّهَ قَدْ أَحَاطَ بِكُلِّ شَيْءٍ عِلْمًا»

«Аллах – Тот, Кто сотворил семь небес и столько же [слоев] земли. Веление Аллаха нисходит сквозь них, чтобы вы знали, что Аллах властен над всем сущим, что Аллах объемлет Своим знанием все сущее» [1].

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), сказав в одном хадисе: «Во всем есть знамение, указывающие на то, что Бог един», - дал знать, что каждая вещь в этом мире подобно книге, доказывающей существование и единственность Творца.

Каждый разумный человек, наблюдая и размышляя над нашей вселенной, созерцая выставленные на этой огромной «выставке» бесподобно прекрасные, сотворенные без какого-либо изъяна шедевры, должен прийти к осознанию существования Творца, Всемогущего Бога.

Разумный человек, увидев все блага созданные для человечества, должен проникнуться глубоким чувством благодарности, признательности той бескрайней щедрости, любви и милосердию, которое проявляет Всевышний Аллах.

Как становиться ясно, сотворение этого мира не является целью в самой себе, т.е. это не самоцель, а средство, причина, ведущая к основной цели. Основная цель сотворения человека – это познание и последующее поклонение Творцу, а этот мир лишь средство, причина ведущая к познанию Всевышнего и поклонению Ему.

В одном хадисе сказано: «Не наступит Конец Света до тех пор, пока на земле не прекратится поклонение Всевышнему Аллаху, до тех пор, пока на земле не будет произноситься слово «Аллах». Одним словом, причина сотворения этого мира – показать разумному человеку пути к приходу к вере, к осознанию существования Великого Творца. Т.е. когда не станет на свете ни одного верующего, то и этот мир потеряет смысл своего сотворения, своего существования и настанет время Конца Света (Всевышний сотворит Конец Света).

Таким образом, если, опираясь на вышесказанное, будет сказано «если бы не существование человека верующего во Всевышнего и Ему поклоняющегося, то этот мир не был бы сотворен», то никто не должен возражать. Аналогично этому, мы можем сказать, что «если бы не Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – самое любимое творение Бога, господин всех людей, лучший из людей, достойнейший у Аллаха, Последний Посланник Аллаха, посланный всему человечеству до самого Конца Света, предводитель всех посланников, то Всевышний не сотворил бы этот мир».

Чем обосновано подобное утверждение? Поясним. Этот мир был сотворен с целью чтобы люди познали, уверовали во Всевышнего Аллаха, и, засвидетельствовав Его абсолютное могущество, мощь и искусность, поклонялись только Ему. Является истиной и то, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был тем, кто лучше всех познал Аллаха, был самым сведущим среди людей в совершении поклонений, был самым лучшим из поклоняюшихся, и таким образом, был выполнившим самым наилучшим образом основную цель сотворения человека – совершение поклонений. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – символ поклонения и символ единобожия. Поэтому будет вполне допустимо, более того, уместно сказать в отношении Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), лучшим образом выполнившего самую основную цель сотворения человека, что «этот мир сотворен ради Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)» или «Если бы не Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) то Всевышний не сотворил бы этот мир».

Как известно главная цель посадки плодового дерева – получение от него желаемых плодов. Как уместно будет сказано, что «плодовое дерево посажено с целью получения желаемых плодов», так же уместно будет сказано в отношении «плода древа мироздания» – самого любимого творения Бога, предводителя всех Посланников Аллаха, которые возвещали о его пришествии – «что этот мир был сотворен ради Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)».

К тому же Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) является господином всех людей, имамом, духовным наставником всего человечества. И если от имени всего человечества будет сказано, что мир этот был сотворен ради Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), то это не будет противоречить ни шариату, ни истине.

Еще одна причина истинности этого высказывания заключается в том, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является непревзойденным великим наставником всего мира. Именно Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) научил человечество правильно, грамотно читать «книгу мироздания», этот мир. Т.е он объяснил смысл сотворения этого мира, смысл всего находящегося в этом мире, указал на верный путь. Поэтому, по милости Аллаха, благодаря миссии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), «книга мироздания» обрела смысл для обитающих в этом мире и обладающих разумом творений (не только люди, но и джинны – обитатели паралелльного мира, также смогли понять смысл этого мира, благодаря миссии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Если бы не сотворение Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) (и следовательно не его пророческая миссия), то «книга мироздания» осталась бы непонятной, не раскрывшей своего правильного смысла, книгой. Конечно же, книга смысл которой непонятен, или же не дающий правильных ответов, никому не нужна. Поэтому не сложно понять, почему вполне уместны слова «этот мир сотворен ради Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)» или «Если бы не Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) то Всевышний не сотворил бы этот мир», сказанные в отношении великого наставника, благодаря которому «книга мироздания» обрела смысл.

На подобный вопрос Ибн Таймия в своей книге «Маджмуату фатауа», дал следующий ответ: «Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – господин всех людей, он лучший из людей, и достойнейший у Аллаха, поэтому и сказал сказавший: «Воистину Аллах создал мир ради него», или: «Если бы не он, Аллах не создал бы ни «Арш», ни «Курси», ни небеса, ни землю, ни солнце и ни луну». Но эти слова не являются ни сахих (достоверным), но «даиф» (слабым) хадисом Пророка (мир ему и благословение Аллаха) [2].

Ни один из ученых не сказал, что эти слова являются хадисом. Также нет данных, что это говорили сахабы. Неизвестно даже кто является автором этих слов. Это эти слова можно интерпретировать правильным образом подобно следующим аятам: «Всё, что находится между небом и землей Он сотворил для вас» или, «Аллах – Тот, Кто создал небеса и землю, ниспослал с неба дождь и взрастил [влагою] его плоды вам в удел, подчинил вам корабли, которые плывут по морям по Его воле, подчинил вам реки. Непрестанно находящиеся в движении солнце и луну, подчинил вам ночь и день. И даровал вам все, о чем вы просили. Если бы вы попытались счесть милости Аллаха, то вам их не пересчитать» [3].

Эти и другие подобные аяты объясняют нам, что Аллах сотворил этот мир для людей. Тем не менее мы знаем, что существуют и другие смыслы, более того, возвышеные смыслы сотворения этого мира. Но в этих аятах Всевышний Аллах указывает нам именно на блага, дарованные Им человечеству. Если будет сказано, что «что-то было сделано ради такой-то цели», то эти слова не будут означать, что «то же самое не может быть сделано еще ради чего-то другого, т.е. еще других целей». Подобно этому, слова «если бы не «это», то не было бы сотворено «то», вовсе не означает что «это» не может быть сотворено ради чего-то другого, еще более высшей цели. Поскольку лучшим из людей является Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) и его сотворение является мудрой целью, превосходящей другие цели, совершенство творения и конец совершенства проявились в его совторении. И поскольку человек является венцом творений и последним из них, и тем, кто вобрал в себя всё, что находится в других, и является лучшим среди всех них..., он как бы стал самой конечной целью сотворения всего творения. И поэтому, не отвергаются слова о том, что ради него сотворено все, и что если бы не он, то не было сотворено творение. Таким образом, если эти и подобные им слова интерпретируются тем смыслом, на который указывают Священный Коран и Сунна, то они допустимы (принимаются)» [4].

Ибн Таймия указывает на то, что высказывание «Мир сотворен ради Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)», вовсе не означает, что мир не может быть сотворен и для иных целей. Основная цель сотворения мира была полноценно выполнена Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), следовательно, можно правильно интерпретировать слова «Мир сотворен ради Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)

Не вникая в суть и содержание таких высказываний, отвергать их и считать других мусульман «заблудшими», может привести к зарождению непонимания и раскола среди мусульман. Поэтому каждый здравомыслящий мусульманин должен быть осторожным в толковании таких вопросов и должен обязательно следовать мнению авторитетных исламских ученых.

_______________________________________________________________________

[1] сура «Талак», аят 12
[2] причину того, почему Ибн Таймия сказал, что нет ни сахих, ни слабого хадиса относительно этой темы, можно объяснить тем, что он в тот момент не вспомнил эти хадисы. Потому, что есть хадис Пророка (с.а.в.) «...Если бы не было Мухаммеда, Я бы не сотворил ни Адама, ни Рай и Ад...». (Мухаммад ибн Абдиллах Абу Абдиллах аль-Хаким ан-Найсабури (321-405 г), аль-Мустадрак аляс-сахихайн, 2-том, стр. 671, изд. «Даруль-кутубиль-илмия», Бейрут, 1-ое издание. 1990 г.
Относительно характеристики данного хадиса среди ученных-хадисоведов существуют противоречивые мнения: «сахих», «слабый», «придуманный». Но эти противоречивые мнения относительно цепочки донесения этого хадиса. А что касается самого текста и смысла хадиса, то он – правильный, как это мы постарались разъяснить выше.
[3] Сура «Ибрахим», 32-34 аят.
[4] Ибн Таймия, Мажмуъату фәтаауаа, 6-том, 57-стр. Изд. «Мактабатул-ъабикан», Риад, 1998 г.