Можно ли выражать свое восхищение речами или действиями человека рукоплесканием?

В Исламе нет прямого запрета на выражение восхищения рукоплесканием т.е. аплодисментами. Но в Коране есть аят, в котором говорится, что у идолопоклонников рукоплескание было одной из форм поклонения:

وَمَا كَانَ صَلَاتُهُمْ عِنْدَ الْبَيْتِ إِلَّا مُكَاءً وَتَصْدِيَةً فَذُوقُوا الْعَذَابَ بِمَا كُنْتُمْ تَكْفُرُونَ

«Их (курайшиты) почитание и поклонение Каабе выражалось лишь свистом и рукоплесканием. Так вкусите же муки ада за то, что были неверующими!» [1].

Курайшиты, в период «джахилии» (до Ислама) с целью поклонения своим идолам, совершали обход (таваф) Каабы нагишом, при этом громко свистели и хлопали в ладоши. Т.е. в те времена для курайшитов свист и рукоплескание считались элементами ритуала поклонения идолам. В этом аяте повествуется примитивность и дикость практики «поклонения» курайшитов- идолопоклонников.

Но так как рукоплескание, которое выражает восхищение речами или действиями человека никак не совершается с намерением поклонения, оно не входит в контескт этого аята. К тому же, выражение восторга и уважения рукоплесканием, является привычной практикой некоторых обществ, народов. Поэтому, в шариате нет запрета на выражение свои чувств подобным образом.

Однако в мечети не следует подобным образом выражать свое восхищение. Так как мечеть – это место совершения поклонений, место поминания Аллаха. Следовательно, в мечети надо действовать сообразно святости этого места. К тому же наши деяния никак не должны напоминать обряды идолопоклонников.

В мечети свой восторг можно выражать произнося слова «такбира» (т.е. Аллаху Акбар) или другие слова достойные мечети. Например, Пророк (с.а.в.), будучи довольным выступлением одного из сахабов, выразил свое восхищение словами: «О Аба Лайла! Так держать! Да благословит тебя Всевышний!»

Бывший верховний муфтий Египта Атия Сакр на вопрос, касающийся рукоплескания, ответил: «Рукоплескать, выражая свое восхищение, не противоречит канонам шариата» [2].

[1] Сура «Анфал» 35 аят.
[2] Фатаауал-Азхар.