Являются ли поклоны, совершаемые невестой во время «Беташара», ширком или нет?
Как-то у нас в ауле была свадьба. Невеста на ровном месте подняла шум, утверждая, что во время «Беташара» не будет делать поклонов, так как это, якобы, является тяжким грехом – «ширком», т.е. «приданием Аллаху сотоварищей». Собравшиеся люди возразили, сказав, «как такое возможно, наши предки веками придерживались Ислама, и никто из них, и ученых прошлого, не знал о существовании этого великого греха в обычае «Беташар»? Дайте пожалуйста ответ на вопрос: «Являются ли поклоны, совершаемые невестой во время «Беташара», ширком или нет?»

Ни один из известных исламских ученых не оценивал поклоны, совершаемые при приветствии, как «ширк». Нет не только сахих хадисов, но и даже слабых хадисов, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил бы, что «совершение поклона при приветствии является «ширком» (приданием сотоварищей Аллаху») что «не делайте этого, в противном случае будете наказаны в аду».

По поводу совершения поклона при приветствии, имеется только следующий один хадис, переданный Анас ибн Маликом и зафиксированный в своде хадисов Тирмизи:

عن أَنَسِ بن مَالِكٍ قال قال رَجُلٌ يا رَسُولَ اللَّهِ الرَّجُلُ مِنَّا يَلْقَى أَخَاهُ أو صَدِيقَهُ أَيَنْحَنِي له قال لَا قال أَفَيَلْتَزِمُهُ وَيُقَبِّلُهُ قال لَا قال أَفَيَأْخُذُ بيده وَيُصَافِحُهُ قال نعم

Один человек спросил у Пророка (с.а.в.): «Должны ли мы делать поклон, приветствуя своего брата, родственника или друга?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет». «Должны ли мы при встрече обнимать и целовать его (в лицо)»? Пророк (мир ему и благословение Аллаха) еще раз ответил: «Нет». Человек спросил: «Можно ли здороваясь, пожать ему руку?». Пророк ответил: «Да» [1].

Этот хадис не является доказательством того, что совершение поклона при приветствии является «ширком» или «харамом». Во-первых: этот хадис не является «сахих», то есть он не достоверный. Ученые относительно уровня достоверности этого хадиса выражали разные мнения. Согласно мнению Ахмад ибн Ханбала, этот хадис «слабый». Среди «равиев» (передатчиков) хадиса есть Ханзала ибн Убайдуллах, который считается «слабым» «равием» (передатчиком) [2].

Во-вторых: даже если принимать этот хадис в качестве доказательства, то вполне допустимо растолковать ответ «нет» данный Пророком (мир ему и благословение Аллаха) на вопрос «Должны ли мы делать поклон, приветствуя?» не в качестве категоричного запрета, а как «в этом нет нужды», т.е. «нет необходимости поступать таким образом». Доказательством этого толкования является то, что если бы совершение поклона при приветствии было бы «ширком» (т.е. запретным «харам» деянием), то Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не только сказал бы «нет», но и категорически запретил бы это.

Если брать текст хадиса, то можно увидеть, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал «нет» и на вопрос «Должны ли мы при встрече обнимать и целовать его (в лицо)?». Если мы будем следовать логике тех, кто толкует данный Пророком (мир ему и благословение Аллаха) ответ «нет» на первый вопрос как «харам» (из-за того, что кланяться при приветствии якобы является «ширком»), то и приветствовать кого-либо обнимая и целуя его также должно быть «ширком» и «харамом»! Но ни один из исламских ученых не расценил обнимание при приветствии, в качестве «ширка». Наоборот есть сахих хадисы, в которых говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и сахабы приветствовали возвратившихся из поездки, обнимая их: «Сахабы Пророка здоровались друг с другом рукопожатием. А когда они возвращались с поездки, дальнего пути, то здоровались обнимая друг друга» [3].

Становится ясным, что совершение поклона при приветствии не является «ширком», т.е. «харамом». В противном случае, (если следовать логике хадиса) второе действие (обнимание при приветствии) также должно было быть расценено как «ширк», т.е. «харам».

В-третьих: в хадисе не сказано о степени поклона. Возможно, что подразуевамый в хадисе поклон идентичен поясному поклону («рукуг») мужчин во время намаза. Поэтому поклон не идентичный поясному поклону («рукуг»), т.е. не достигающий уровня «рукуг» должен быть расценен иначе. Как известно, особенно когда молодые здороваются со старшими, они вместе с кивком головы немного наклоняют и туловище. Но однако никто не считает это «ширком», т.е. «харамом». Если бы совершение поклона при приветствии было бы полностью запрещено, то и практика подобного приветствия старших была бы запрещенной.

Такие ученые как Имам ан-Наваи, учитывая уровень вышеприведенного хадиса, и то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) открыто не запрещал совершение поклона при приветствии, оценили это действие как «макрух», но никак не «харам».

То, что поклоны при приветствии с целью выражения уважения, не является «ширком», можно доказать и с помощью сахих хадисов.

Например, в Исламе в знак уважения разрешается целовать руки уважаемым или старшим по возрасту, почтенным людям. Есть сахих хадисы, из которых явствует, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не запрещал целовать руки с целью оказания уважения и что сахабы целовали руки Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а также друг другу, тем самым выказывая свое уважение. Об этом мы сказали в ответ на вопрос о допустимости целования рук старшим по возрасту или уважаемым людям из-за почтения и привели примеры из книги Имама Бухари «Аль-адабуль-муфрад».

Когда целуют руки, то целующий должен немного пригнуться, т.е. совершить малый поклон. Но ни один из исламских ученых не назвал «ширком» или «харам» подобное действие. Если бы совершение поклона в целом было бы «харам» (проявлением «ширка»), то целовать руки так же должно было быть запрещенным.

Бывший верховный Муфтий Египта Атия Сакр на вопрос: «Допустимо ли артистам в знак благодарности публике, кланяться?», - дал следующий ответ: «...решения и действия оцениваются согласно намерениям. Если артист в знак благодарности публике, от чистого сердца и со снисходительностью совершит поклон, то здесь нет ничего предосудительного. Но желательно сильно не наклоняться..».

Основываясь на фатве бывшего верховного Муфтия Египта Атия Сакра, можно также заключить, что нет ничего предосудительного в совершении поклонов невестой в качестве приветствия старших, в ходе свадебного обычая «Беташар», с целью выражения своего уважения этим людям. Но поклоны не должны быть идентичны поясному поклону («рукуг») мужчин в намазе, т.е. не должны достигать уровня «рукуг».

Однозначно что, если поклон будет сделан с намерением поклонения кому-либо, то это будет считаться «ширком», запретным («харам») действием.

В заключении подытожим. В Исламе кланяться при приветствии, с целью проявления уважения, не является запретным («харам»), т.е. «ширком». Это – одна из традиций казахского народа, а не религиозное обязательство. Всем известно, что невесты у казахского народа не кланяются при приветствии с целью поклонения кому-либо. Следовательно, представляется неразумным считать народную традицию, существовавшую на протяжении веков на глазах у множества великих исламских ученых, в качестве проявления «ширка». Ведь никто, из этих ученых не осуждал эту традицию.

Важно отметить еще одно обстоятельство. Уважение и почитание невестки свекра и свекрови и старших измеряется не только поклоном. Мы не должны забывать, что главная ценность невестки - это ее религиозность и гуманные качества.

[1] Сунанут-Тирмизи, хадис номер-2728, 5-том, 75-стр. Изд. «Дарул-ихиайтурасил-араби». Также смотрите: Тухфатул-ахуази Шарх жамиғут-тирмизи, хадис номер-2728, 2-том, 2063-стр. Изд. «Байтул-афкарид-даулия».
[2] Ал-Жарх уат-тадил, 3-том, 240-стр. Изд. «Дарул-ихиайтт урасил-араби», Бейрут.
[3] ал-Мужамул-аусат лит-Табарани, 1-том, 37-стр. Изд. «Дарул-харамайн», Каир, 1415 г. Этот хадис хафиз ал-Хайсами определил как «сахих». (ал-Мажмаъуз-зауайд уа манбаъул-фауайд, 8-том, 36-стр, Изд. «Дарул-раййан лит-турас», «Дирул-Куттаб», Бейрут, Каир, 1407 г.)