old.muslim.kz
Процитированный выше хадис приводится в своде хадисов Имама Тирмизи и своде хадисов «Мугжамут-Табарани»:
عَنْ أَبِي مِجْلَزٍ قَال خَرَجَ مُعَاوِيَةُ فَقَامَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ الزُّبَيْرِ وَابْنُ صَفْوَانَ حِينَ رَأَوْهُ فَقَالَ اجْلِسَا سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ مَنْ سَرَّهُ أَنْ يَتَمَثَّلَ لَهُ الرِّجَالُ قِيَامًا فَلْيَتَبَوَّأْ مَقْعَدَهُ مِنْ النَّارِ
Хадис был передан от Абу Мижлаза: «Однажды Абдуллах ибн Зубайр и Ибн Сафуан встали с места, чтобы поздороваться с Му’авия. Му’авия сказал им: «Сядьте! Я слышал, что Пророк (с.а.в.) говорил: «Кто любит, чтобы люди вставали перед ним, пусть займет свое место в Аду» [1].
Если мы будем анализировать каждое слово в данном хадисе, то увидим, что в хадисе не говорится о недопустимости приветствовать людей, вставая со своих мест. Но говорится о том, что высокомерные, чванливые люди, которые желают, чтобы все приветствовали их, вставая со своих мест, будут достойны ада. То есть, как видно из контекста хадиса (кто любит, чтобы люди вставали…), человек попадает в ад не по причине того, что его приветствуют стоя, а из-за его чванливости и высокомерия (т.е. расположения души, намерения в сердце) по отношению к другим. Приветствование стоя, само по себе конечно же не является греховным деянием ведущим человека в ад.
Воистину, считать остальных ниже себя, проявлять высокомерие и гордыню – является болезнью души человека. Во многих хадисах Посланника Аллаха (с.а.в.) открыто говорится о том, что эта болезнь ведет человека к аду. Например, Пророк (с.а.в.) говоря: «Тот, в чьем сердце есть хотя бы пылинка высокомерия не войдет в Рай» [2], - строго предупреждал о пагубности тщеславия и высокомерия.
Имам ан-Навави, в своей книге «аль-Азкар», относительно темы приветствования вошедшего стоя, говорит следующее: «Наше мнение относительно этой темы: вставать в знак уважения перед учеными, праведными людьми или же уважаемыми людьми – является «мустахабом». Но не допустимо вставать ради показухи и с целью возвеличивания кого- либо. Как предыдущие (саляфы), так и последующие (халяфы) поколения придерживались этого принципа» [3].
Да, вставать со своего места в знак уважения вошедшему – «мустахаб».
Согласно казахским традициям, с вошедшим, особенно если это люди старше по возрасту или являются уважаемыми и праведными людьми, здороваются вставая со своего места. Более того, встречать гостя, не утрудившись встать с места, может быть растолковано как неуважение и пренебрежение к этому человеку.
В таких религиозных вопросах, где нет явного запрета, необходимо учитывать традиции и обычаи местного народа. В связи с этим имам ан-Навави сказал следующее: «У арабов нет обычая приветствовать вошедшего человека, вставая со своего места. Как сообщает сахаба Анас (р.а.), порой сахабы не вставали с места, даже когда заходил Пророк (с.а.в.). Но так как не существует явного запрета, то в тех странах, где есть обычай приветствовать вошедшего человека вставая со своего места, это допустимо. Цель таких действий - оказать почет, уважение или проявить вежливость» [4].
Есть хадисы, в которых говорится, что сам Пророк (с.а.в) приветствовал некоторых людей вставая со своего места и побуждал других поступать также. Например:
1. В своде хадисов Абу Дауда и в других сводах хадисов приводится хадис от матери правоверных Айшы (р.а.):
عَنْ أُمِّ الْمُؤْمِنِينَ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا أَنَّهَا قَالَتْ مَا رَأَيْتُ أَحَدًا كَانَ أَشْبَهَ سَمْتًا وَهَدْيًا وَدَلًّا وَقَالَ الْحَسَنُ حَدِيثًا وَكَلَامًا وَلَمْ يَذْكُرْ الْحَسَنُ السَّمْتَ وَالْهَدْيَ وَالدَّلَّ بِرَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ فَاطِمَةَ كَرَّمَ اللَّهُ وَجْهَهَا كَانَتْ إِذَا دَخَلَتْ عَلَيْهِ قَامَ إِلَيْهَا فَأَخَذَ بِيَدِهَا وَقَبَّلَهَا وَأَجْلَسَهَا فِي مَجْلِسِهِ وَكَانَ إِذَا دَخَلَ عَلَيْهَا قَامَتْ إِلَيْهِ فَأَخَذَتْ بِيَدِهِ فَقَبَّلَتْهُ وَأَجْلَسَتْهُ فِي مَجْلِسِهَا
«Я не видела никого, кто был бы так сильно похож своим благим характером, поведением и внешностью на Посланника Аллаха, чем его дочь Фатима. Когда Фатима заходила в дом Пророка (с.а.в.), он вставал с места, брал её за руку, целовал её (в лоб). Потом усаживал её на свое место. А когда Пророк (с.а.в.) приходил в дом Фатимы, то она вставала с места, брала его за руку и целовала его руку. Потом усаживала на свое место» [5].
2. В одном хадисе передается, что Посланник Аллаха (с.а.в), указав на едущего верхом Саада ибн Муаза, сказал сахабам: «Вставайте перед вашим господином» [6]. Имам ан-Навави и некоторые другие ученые эти слова Пророка (с.а.в.) приводят в качестве доказательства того, что вставать перед кем-то из-за уважения или вежливости является «мустахабом».
Некоторые ученые утверждают, что Пророк (с.а.в.) сказал это для того, чтобы сахабы помогли раненому сахабу спешиться. Однако, как сообщают потомки ансаров, например потомки Абдуль-Ашхаля, сахабы стояли разделившись на два ряда и каждый из них приветствовал Саад ибн Муаза [7]. Нет никаких других риваятов относительно того, чтобы Посланник Аллаха (с.а.в) называл еще кого-нибудь из сахабов, кроме Саад ибн Муаза, господином. Не сложно понять, что Пророк (с.а.в) употребил слово «ваш господин» по отношению к Сааду ибн Муазу из-за уважения и следовательно, приказал сахабам встать перед ним также из-за уважения.
3. В сводах хадисов Имама аль-Бухари и Имама Муслима приводится хадис про сахаба Кааб ибн Малика, с которым в наказание за совершенную им ошибку другим сахабам было запрещено общаться. Кааб очень тяжело переживал и более чем пятьдесять дней каялся днем и ночью. Впоследствии Всевышний Аллах ниспослал аят, в котором сообщалось, что принял его мольбы и покаяния. Сахаба по имени Талха, увидев прибежавшего в мечеть радостного Кааб ибн Малика, встал с места и поздравил его, пожав ему руки [8]. Ученые, в доказательство допустимости вставания с места с целью поздравления, приводят этот хадис. Если поздравление или приветствие таким образом было бы запретным, то Посланник Аллаха (с.а.в.) сделал бы замечание Талхе.
В заключение напомним, что Пророк (с.а.в.) говорил: «Тот кто не милосерден к младшим и не оказывает уважение старшим, тот не из нас». Как видно из этого хадиса, мусульмане должны оказывать уважение старшим. Таким образом, показывать свое уважение вошедшему, вставая с места, особенно если он старший по возрасту, уважаемый, или набожный или ученый, является «мустахабом». Но вошедший, в свою очередь, не должен ожидать от других, чтобы его приветствовали стоя. Более того, он должен искренне просить, чтобы люди не утруждали себя, вставая для его приветствия.
В одном слабом хадисе сообщается, что Пророк (с.а.в.) повелел сахабам, которые намеревались в знак уважения встать со своих мест: «Не вставайте с мест, как это делают другие народы, возвеличивая друг друга» [9]. Посланник Аллаха (с.а.в.) не любил, чтобы сахабы вставали перед ним, поэтому сахабы, чтобы не противоречить сказанному Пророком (с.а.в), не вставали перед ним [10]. Это было показателем его благого нрава, скромности.
Вошедший не должен желать, чтобы его приветствовали стоя. Требовать этого или радоваться этому, как сказано в хадисе, является проявлением высокомерия. А это «харам», т.е. является запретным.
Приветствовать стоя старших по возрасту, уважаемых или набожных или ученых людей, выказывая тем самым свое уважение к ним, является «мустахабом».
Одним словом, каждый человек должен поступать так, как ему подобает в той или иной ситуации.