old.muslim.kz Запретно ли слушать музыку? - Muslim.kz
Запретно ли слушать музыку?

Есть довольно много хадисов, в которых Пророк (с.а.в.) дозволяет или же наоборот запрещает пение и музыку. В связи с тем, что существуют столь различные доказательства относительно музыки, часть ученых выработала фатвы запрещающие музыку, а другие выработали фатвы согласно которым полезная для человека музыка считается дозволенной, а вредная и пагубная считается запретной [1].

Доказательства тех, кто считает что слушать какую-либо музыку – запретно («харам»)

1. «Среди людей есть и такие, которые собирают пустые слова, досужие россказни (не опираясь на какие-либо доказательства), чтобы по своему невежеству совратить [людей] с пути Аллаха, высмеивая этот путь. Подобным людям уготовано унизительное наказание» [2].

Слово «лахваль-хадис», которое было переведено на русский язык как «пустые слова», включает в себя различные анекдоты, забавные истории, сказки, прибаутки которые рассказываются с целю развлечь или насмешить слушающих. Некоторые ученые, основываясь на толкованиях некоторых сахабов (например Ибн Аббаса), согласно которым «лахваль-хадис» охватывает и песни, в качестве одного из доказательств запретности музыки, прибегают к этому аяту.

Однако этот аят не может быть растолкован и преподнесен, как доказательство запретности музыки в целом, потому, что никто из толкователей Корана не толковал слово «лахваль-хадис» только как выражающий смысл «песни», т.е. ни один из ученых не говорил, что это слово в аяте означает только «песни». А если будем рассматривать причину ниспослания этого аята, то можно увидеть, что этот аят не квалифицирует как «харам» (запретное) музыку в общем.

Мекканский идолопоклонник по имени Надр ибн Харис, отправившись с торговлей в Иран, привёз оттуда книгу, полную развлекательных историй. Читая истории из этой книги, он говорил: «Если Мухаммад рассказывает вам истории Адиитов и Самудитов, то и я расскажу вам про истории Рима и других стран». Тем самым он пытался отвратить народ от божественного откровения Корана. Аят был ниспослан в связи с этим случаем.

Во- вторых: если обратить внимание на текст аята, то в нем говорится «…такие, которые собирают пустые слова, досужие россказни (не опираясь на какие-либо доказательства), чтобы по своему невежеству совратить (людей) с пути Аллаха, высмеивая этот путь» [3]. То есть, здесь речь идет не просто о тех, кто собирает пустые слова, досужие россказни, а именно о тех, кто делает это с целью сбить людей с пути Аллаха, совратить людей с праведного пути и кто высмеивает аяты Корана и путь Пророка (с.а.в.). А все, что делается с намерением совратить людей с праведного пути, отдалить их от Корана, от религии, безусловно, является проявлением безбожия («куфр»). Таким образом, этот аят не имеет никакого отношения к мусульманам и к правильной и полезной музыке. Ну, а если музыка будет использована против религии, для высмеивания религии, то это действительно будет входить в рамки этого аята и будет явным «харамом».

2. Приводят в качестве доказательства следующий хадис из свода хадисов Имама Бухари.

لَيَكُونَنَّ مِنْ أُمَّتِي أَقْوَامٌ يَسْتَحِلُّونَ الْحِرَ وَالْحَرِيرَ وَالْخَمْرَ وَالْمَعَازِفَ...

«Среди моей общины появится группа, которая будет считать дозволенным половую связь с женщиной (в смысле прелюбодение), шёлк (для ношения мужчинами), алкоголь и музыкальные инструменты...» [4]. По их мнению это хадис, является самым сильным доказательством запретности музыки.

При первом взгляде создается впечатление, что этим хадисом музыка действительно запрещается. Однако, учитывая наличие «сахих» хадисов, сообщающих нам о том, что Пророк (с.а.в.) сам слушал песни в сопровождениии тамбурина, и при более глубоком анализе вышеприведенного хадиса, принимая во внимание смысл каждого употребленного в хадисе слова, можно прийти к другому заключению.

Во-первых: если Пророк (с.а.в.) полностью запретил бы использование музыкальных инструментов, то он сам не стал бы слушать какую-либо музыку и запретил бы людям играть вообще на музыкальных инструментах.

Слово «ал-маазиф», употребленное в хадисе, означает в общем «музыкальные инструменты» и охватывает также тамбурин. Но в своде хадисов Имама Бухари и других книгах есть сахих хадисы, сообщающие нам о том, что Пророк (с.а.в.) не только слушал песни под сопровождением тамбурина, но и выразил свое одобрение. Поэтому приведенный выше хадис мы должны понимать следующим образом: Всем известно, что половая связь с женщиной и шелк не являются абсолютным «харамом». Так как половая связь с женщиной, которая является супругой – дозволенное деяние, но в других случаях это – харам. А ношение шелка является дозволенным (халяль) для женщин, но запретным (харам) для мужчин. Точно также следует толковать и использование музыкальных инструментов. То есть, из этого хадиса следует не то, что использование музыкальных инструментов запретно (харам) в общем, а что появится группа, которая будет считать дозволенной музыку, которая вредна для духовности человека, которая совращает и отдаляет слущающего от пути Аллаха. Только в отношении алкоголя нельзя делать подобного различия, так как есть аяты и сахих хадисы в которых употребление алкоголя полностью запрещается [5].

3. Сообщается со слов Нафиа:

عَنْ نَافِعٍ قَالَ سَمِعَ ابْنُ عُمَرَ مِزْمَارًا قَالَ فَوَضَعَ إِصْبَعَيْهِ عَلَى أُذُنَيْهِ وَنَأَى عَنْ الطَّرِيقِ وَقَالَ لِي يَا نَافِعُ هَلْ تَسْمَعُ شَيْئًا قَالَ فَقُلْتُ لَا قَالَ فَرَفَعَ إِصْبَعَيْهِ مِنْ أُذُنَيْهِ وَقَالَ كُنْتُ مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَسَمِعَ مِثْلَ هَذَا فَصَنَعَ مِثْلَ هَذَا

«Однажды мне повелось быть спутником Ибн Омара. Услышав звук флейты пастуха, он удалился подальше. При этом пальцами закрыл уши. Потом сказал: «О, Нафиа, я видел как Посланник Аллаха (с.а.в.) поступил подобным образом» [6].

Этот хадис также не может быть доказательством запретности музыки в общем (в целом). Во-первых: этот хадис не «сахих». Абу Дауд назвал его «мункар». Ну, а если даже и принять этот хадис как доказательство, то он не означает, что музыка запретна («харам») вообще, так как Посланник Аллаха (с.а.в.), вполне возможно, закрывал уши от неприятной ему мелодии. Если игра на флейте и ее прослушивание, т.е. музыка в общем была бы харам, то Посланник Аллаха (с.а.в.) велел бы закрыть уши и Ибн Умару, дабы предотвратить его от совершения греха.

4. Другой хадис, приводимый в качестве доказательства запретности музыки, переданный Маликом аль-Аш’ари от отца из свода хадисов Ибн Маджа.

عَنْ أَبِي مَالِكٍ الْأَشْعَرِيِّ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَيَشْرَبَنَّ نَاسٌ مِنْ أُمَّتِي الْخَمْرَ يُسَمُّونَهَا بِغَيْرِ اسْمِهَا يُعْزَفُ عَلَى رُءُوسِهِمْ بِالْمَعَازِفِ وَالْمُغَنِّيَاتِ يَخْسِفُ اللَّهُ بِهِمْ الْأَرْضَ وَيَجْعَلُ مِنْهُمْ الْقِرَدَةَ وَالْخَنَازِيرَ

Пророк (с.а.в.) сказал: «В моей общине появятся люди, которые будут употреблять алкоголь, но они станут называть его иначе (считая его дозволенным), а над их головами будут играть музыкальные инструменты и петь женщины. Аллах сделает так, что земля поглотит их и некоторых из них превратит в обезьян и свиней» [7].

Этот хадис также не может быть доказательством запретности музыки в целом. Здесь Посланник Аллаха (с.а.в.) предупреждает о наказании тех, кто ведет развратный образ жизни – распивает спиртное, считая его дозволенным, при этом называя его разными именами (бальзам, виски или еще как-нибудь), побуждает женщин петь и танцевать под музыку. Ясно, что музыка и песни в подобной среде и обстановке – распутные, греховные, поэтому – «харам». Но в этом хадисе нет никаких доказательств на запрет спокойной и полезной музыки. Данный хадис Пророка (с.а.в.) указывает на утопающие в грехе ночные клубы, казино, бары.

5. В хадисе, который передал Абдуллах ибн Амр ибн Ас говорится, что Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Воистину, Всевышний сделал запретным спиртное, азартные игры и барабан». Но этот хадис относится к категории «слабых» («даиф») хадисов. То есть не не может быть взят в качестве доказательства.

6. Хадис от Ибн Масуда «Пение развивает в душе двуличие». Этот хадис также относится к категории «слабых» («даиф») хадисов. Это отмечалось многими известными учеными-хадисоведами.

Вывод (заключение) по приведенным доказательствам

Хадисы, преподносимые в качестве доказательства запретности музыки в целом следует разделить на категории – «сахих» и «не сахих». В «сахих» хадисах ясно и четко не говорится о том, что всякая музыка является «харамом». А те хадисы, смысл которых ясен, являются «слабыми» или же «выдуманными» хадисами, или же в них речь идет о той музыке, которая исполняется в местах, где распивается спиртное.

Доказательства тех, кто считает полезную музыку – дозволенной («халяль»), а вредную – запретной («харам»).

عَنْ الرُّبَيِّعِ بِنْتِ مُعَوِّذٍ قَالَتْ دَخَلَ عَلَيَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ غَدَاةَ بُنِيَ عَلَيَّ فَجَلَسَ عَلَى فِرَاشِي كَمَجْلِسِكَ مِنِّي وَجُوَيْرِيَاتٌ يَضْرِبْنَ بِالدُّفِّ يَنْدُبْنَ مَنْ قُتِلَ مِنْ آبَائِهِنَّ يَوْمَ بَدْرٍ حَتَّى قَالَتْ جَارِيَةٌ وَفِينَا نَبِيٌّ يَعْلَمُ مَا فِي غَدٍ فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَا تَقُولِي هَكَذَا وَقُولِي مَا كُنْتِ تَقُولِينَ

1. Сообщается со слов Рубайи дочери Муаууиз (Пусть Аллах будет доволен ею!). Она сказала следующее: «Когда меня выдавали замуж, Посланник Аллаха (с.а.в.) вошел и присел на моей кровати на той дистанции, на который ты сидишь, а наши девушки били в бубны и пели, воспевая предков, погибших в битве при Бадре. Вдруг одна из них сказала: “Среди нас есть Пророк (с.а.в.), который ведает о том, что будет завтра”. И тут Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: «Не произноси эти слова, а говори то, что говорила до этого» [8] (то есть воспевай предков, погибших в битве при Бадре).

Как видно, в этом хадисе переданном в своде хадисов Имама Бухари сообщается о том, что Пророк (с.а.в.) находился в том месте, где девушки играли на тамбурине, воспевая предков, погибших при Бадре. Если игра на музыкальных инструментах была бы в целом запретна, то Посланник Аллаха (с.а.в.) не стал бы сидеть в таком месте. Если бы и присутствовал там, то запретил бы девушкам играть на музыкальных инструментах, т.е. Посланник Аллаха (с.а.в.) не предложил бы им продолжать играть и воспевать своих предков.

2. Из сборника хадисов Имама Аль-Бухари и Имама Муслима передается от cупруги Посланника Аллаха (с.а.в.) Айши (р.а.):

عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا دَخَلَ عَلَيَّ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَعِنْدِي جَارِيَتَانِ تُغَنِّيَانِ بِغِنَاءِ بُعَاثَ فَاضْطَجَعَ عَلَى الْفِرَاشِ وَحَوَّلَ وَجْهَهُ فَدَخَلَ أَبُو بَكْرٍ فَانْتَهَرَنِي وَقَالَ مِزْمَارَةُ الشَّيْطَانِ عِنْدَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَأَقْبَلَ عَلَيْهِ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ دَعْهُمَا فَلَمَّا غَفَلَ غَمَزْتُهُمَا فَخَرَجَتَا قَالَتْ وَكَانَ يَوْمُ عِيدٍ يَلْعَبُ السُّودَانُ بِالدَّرَقِ وَالْحِرَابِ فَإِمَّا سَأَلْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَإِمَّا قَالَ تَشْتَهِينَ تَنْظُرِينَ فَقَالَتْ نَعَمْ فَأَقَامَنِي وَرَاءَهُ خَدِّي عَلَى خَدِّهِ وَيَقُولُ دُونَكُمْ بَنِي أَرْفِدَةَ حَتَّى إِذَا مَلِلْتُ قَالَ حَسْبُكِ قُلْتُ نَعَمْ قَالَ فَاذْهَبِي

«Однажды Посланник Аллаха (с.а.в.) вошел ко мне, когда у меня находились двое маленьких девочек, певшие песню «Бугас». Пророк (с.а.в.) лег на кровать и отвернулся. Потом зашел Абу Бакр (р.а.) и строго спросил меня: «Почему рядом с Посланником Аллаха (с.а.в.) вы играете на свирели шайтана?». Тогда Пророк (с.а.в.) повернулся, посмотрел на него и сказал: «Оставь их, о Абу Бакр, ведь это дни праздника!». Пока Посланник Аллаха (с.а.в.) разговаривал с Абу Бакром, я незаметно сделала знак девочкам и они вышли. Это было во время праздника (Ид). В этот день африканцы [9] танцевали свой танец «меча и щита». Не помню, я ли попросила, или сам Посланник Аллаха (с.а.в.) предложил посмотреть на это зрелище. Я стояла позади него. Наши лица соприкасались. Посланник Аллаха (с.а.в.) подбадривал «Ну-ка о, Потомки Арфида!». Мы смотрели до тех пор пока я не устала…» [10].

То, что Пророк (с.а.в.) слушал пение в сопровождении музыкального инструмента, и то, что он не поддержал Абу Бакра, когда тот сделал замечание своей дочери Айше, по поводу игры на свирели, а наоборот сказал ему оставить их, является доказательством дозволенности безвредной музыки. К тому же то, что Посланник Аллаха (с.а.в.) подбадривал танцующих гостей, является доказательством того, что развлечения, не противоречащие шариату, дозволены.

3.Из сборника хадисов Имама Аль-Бухари передается от cупруги Посланника Аллаха (с.а.в.) Айши (р.а.):

عَنْ عَائِشَةَ أَنَّهَا زَفَّتْ امْرَأَةً إِلَى رَجُلٍ مِنْ الْأَنْصَارِ فَقَالَ نَبِيُّ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَا عَائِشَةُ مَا كَانَ مَعَكُمْ لَهْوٌ فَإِنَّ الْأَنْصَارَ يُعْجِبُهُمْ اللَّهْوُ

«Айша сопровождала одну девушку к мужчине из ансаров в целях выданья ее замуж. Пророк (с.а.в.) спросил её: «О Аиша, разве не были у вас развлечения? Поистине, ансары любят развлечения» [11]. В другом риваяте передается: «Айша сватала одну девушку из ансаров, которая приходилась ей родственницей. Пророк (с.а.в.) спросил: «Выдали девушку замуж?». Домочадцы ответили «Да». Посланник Аллаха (с.а.в.) спросил: «А вы послали вместе с ней человека, который умеет петь?». Айша ответила «Нет». Тогда Пророк (с.а.в.) сказал следующее: «Ведь ансары – народ, в котором есть любовь к стихам. Почему вы не отправили тех, кто бы спел, повторяя: «Мы пришли к вам, мы пришли к вам, пусть будет благость Аллаха вам, и пусть будет благость Аллаха нам!» [12].

4. Хадис переданный от Анаса ибн Малика (р.а.):

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَرَّ بِبَعْضِ الْمَدِينَةِ فَإِذَا هُوَ بِجَوَارٍ يَضْرِبْنَ بِدُفِّهِنَّ وَيَتَغَنَّيْنَ وَيَقُلْنَ نَحْنُ جَوَارٍ مِنْ بَنِي النَّجَّارِ يَا حَبَّذَا مُحَمَّدٌ مِنْ جَارِ فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَعْلَمُ اللَّهُ إِنِّي لَأُحِبُّكُنَّ

Анас ибн Малик (р.а.) сказал: «Когда Пророк Аллаха (с.а.в.) однажды проходил через одно место в Медине, то вдруг он услышал, как девочки стучат в бубен и напевают следующее: «Мы девушки из Бани Наджар, насколько же прекрасен Мухаммад как сосед». Тогда Посланник (с.а.с.) сказал: «Только Аллах знает, насколько я люблю вас» [13].

Хадис передал Ибн Маджа с достоверной цепочкой, который ученые-хадисоведы оценили как – «сахих» [14]. Если пение и игра на музыкальных инструментах были бы «харам», то Посланник Аллаха (с.а.в.) не сказал бы девочкам слова одобрения «Только Аллах знает, насколько я люблю вас».

Из приведенных выше хадисов мы видим, что Посланник Аллаха (с.а.в.) не только несколько раз слушал пение под сопровождением тамбурина, но и выражал свое одобрение.

Некоторые мусульмане опираясь на упомянутые хадисы могут заявить о дозволенности только тамбурина и объявить о запретности всех других музыкальных инструментов. Однако относительно этого нет ни одного «сахих» хадиса.

Во время Пророка (с.а.в.) тамбурин, был одним самых широко распространенных музыкальных инструментов среди арабов. Поэтому Посланник Аллаха (с.а.в.) слушал пение в сопровождении тамбурина. Но это не означает, что другие музыкальные инструменты запрещены. Поэтому любой из музыкальных инструментов считается дозволенным, если не влечет человека к дурному и совершению греха.

Имена некоторыхслушавших музыку орых сахабов и табии

А) Сахабы:

Можно привести имена таких сахабов, как Омар ибн Хаттаб, Абдуллах ибн Джафар ибн Аби Талиб, Осман ибн Аффан, Амр ибн Ас, Сад ибн Аби Ваккас, ал-Бараа ибн Малик, Абу Масудуль-ансари, Абу Убайдати ибн Джаррах, Биляль ибн Рабах, Абдуллах ибнуль-Аркам, Усама ибн Зейд, Хамза ибн Абдуль-Мутталиб, дочь Абу Бакра Айша, Рубай дочь Муаууиза, Абдуллах ибн Зубайр, аль-Мугийра ибн Шуба [15].

Б) Табиины (последователи сахабов):

Можно привести имена таких знаменитых табиинов, как Саид ибн Джубайр, Амир аш-Шаби, аль-Хасан ибн Иасариль-басри, Абдуллах ибн Мубарак, Омар ибн Абдуль-азиз, Саид ибн Мусаййаб, Салим сын Омара ибн Хаттаба, Ибн Хисан, Хариджа ибн Зайд, Кады Шурайх, Абдуллах ибн Аби Атик, Атаа ибн Аби Рабах [16].

Заключение

Вследствие того, что достоверные хадисы отнисительно музыки нельзя однозначно толковать как абсолютно запрещающие или однозначно одобряющие, то можно заключить, что главным при определении запрещенности («харам») или дозволенности являются не сами музыкальные инструменты, а метод их использования, а также намерение как исполнителей, так и слушателей. Так как любой музыкальный инструмент может вызвать как хорошие чувства, так и греховные. То же самое можно сказать и о песнях. Содержание некоторых песен может вызывать у человека возвышенные чувства, а содержание других греховные. Поэтому критерием при определении запрещенности или дозволенности музыкальных инструментов должны быть форма и метод их использования. Подобно тому, как огонь можно использовать, как для поджога чужого дома, так и для отопления или приготовления пищи.

Всевышний сотворил человека так, что его природа, его внутренний мир и душевные чувства произвольно и непроизвольно требует многих вещей. Например, любуясь прекрасным видом природы его наполняет чувство воодушевления и бодрости. Звук журчащей речки оказывает на него необычайно позитивное влияние. Бушующее море, красивые голоса певчих птиц, соловьиная свирель в лесу дарят ему несравненное чувство наслаждения и его душа находит умиротворение. Душа, внутренние чувства человека постоянно жаждут слушать журчание воды реки, прекрасное пение птиц, любования великолепием природы. Ислам пришел не для того, чтобы свести на нет эти прекрасные чувства человеческой природы. Наоборот, Ислам пришел для того, чтобы отрегулировать внутренние чувства человека и направить их на путь истинный [17].

Таким образом, если музыка служит причиной пустой траты времени и отдаления от поклонений, если она влечет к плохим чувствам, например пробуждает сиротскую печаль или подавленность, или же животную страсть, или, будучи чрезмерно громкой, убивает клетки головного мозга, то такая музыка является запретной, «харамом».

Живший в ХІ веке ученый ханафитского мазхаба Абдул-Гани ан-Наблуси, известный своей набожностью и праведностью, в своей книге «Идахут-далялят фи самагиль-алят» (объяснение доказательств слушания музыкальных инструментов) говорит: «Запреты в хадисах Пророка (с.а.в.) относятся именно к той музыке, которая побуждает в человеке дурные чувства, влечёт его к плохому и греховному».

А если музыка пробуждает и развивает дремлющие в натуре человека благие чувства, успокаивает нервную систему и вызывает праведные, хорошие мысли, то почему она должна считаться запретной!

Некоторые мелодии могут вдохновить человека к глубоким мыслям и возвышенным чувствам. Например, казахская народная музыка, особенно кюи на домбре, дают ощутить бескрайние просторы яркой, красочной, золотой казахской степи. В целом, казахская народная музыка передает не только красоту золотой степи, но и символизирует порыв к свободе казахского народа, передает победную песню души народа. Сам по себе кюй является зрелым, высокоразвитым искусством, впитавшим в себя всю историю и весь эпос народа.

Следует отметить, что кюй воспринимается казахами еще и как священное письмо предков, выраженное в музыкальной форме. Разве можно считать запретной музыку и песни, которые вдохновляют на любовь к Родине, призывают к единству, воспитывают в человеке нравственность и уважение к родителям?

На сегодняшний день ученые выяснили, что спокойная музыка повышает аппетит и положительно влияет на пищеварение. Поэтому, можно заметить, что в некоторых ресторанах играет именно такая музыка. К тому же спокойную, умиротворенную музыку можно использовать в залах ожиданий больниц для до того, чтобы как сами больные, так и их родственники успокоились. К этому методу прибегают во многих известных клиниках. Также, ученые выяснили, что некоторые виды мелодий оказывают положительное влияние на некоторые виды хозяйственной деятельности, например положительно влияют на рыболовство, увеличивают объем надоя молока у коров и т.д. Более того, на сегодняшний день, продукты полученные этим методом, носят названия «молоко из музыки», «яйца из музыки» и т.д.

Музыка способна вызывать повышение или понижение уровня определенных гормонов в крови и снимать стресс. Например, когда больным, которым надлежало пройти гастроэндоскопическое обследование, давали послушать приятную медленную музыку, то уровень кортизола в крови снижался и соответственно у больных уменьшалось чувство страха. Похожее исследование провели также и с больными, ожидавшими операцию. У тех больных, кто слушал приятную медленную музыку, уровень кортизола в крови снижался и соответственно уменьшалось и чувство страха перед операцией. Эти исследования наглядно показывают, что хорошая музыка способствует снижению стресса и что её можно использовать в целях лечения [18].

Из истории известно, что в прошлом мусульмане широко применяли музыкальные инструменты, например во время войны, для того, чтобы поднять боевой дух армии и доводить некоторые военные приказы использовали различные виды ударных инструментов [19]. В особых клиниках, с помощью музыки, лечили некоторые психические расстройства [20]. Конечно же, никто не будет осуждать использование музыки и музыкальных инструментов в таких благородных целях.

Истина и то, что личностные наклонности, душевные потребности и внутренние чувства людей не одинаковые. Поэтому, мы не можем объявить, что всякая музыка является «харамом», и тем самым заставить всех людей слушать только Коран. Так как, в обществе есть люди, которые читают Коран и слушают его, выполняют другие религиозные обязанности и помимо этого хотят слушать дозволенную (полезную душе и телу) музыку. К тому же, вполне естественно, что человек устает от совершения поклонений, занятости серьезными делами и иногда хочет просто раслабиться и отдохнуть. Из-за того, что человеческая натура временами требует отдыха, человеку необходимо то, что помогло бы расслабиться и поднять настроение.

Али ибн Абу Талиб говорил (р.а): «Порой сердце испытывает печаль и впадает в грусть, подобно тому, как устает тело. Так ищите же для сердца красивые и мудрые слова. Сердца, как и тела, устают и нуждаются в отдыхе. Посему, при усталости ищите отдых и радость» [21].

Если тем людям, кто любит слушать музыку, мы не предложим в качестве альтернативы дозволенную (которая полезна душе и телу) музыку и не дадим направление тем, кто сочиняет музыку, то вполне возможно, что эти люди могут вообще погрязнуть в греховной музыке. Т.е. если не придерживаться правильной методологии направления людей, то можно сделать так, что любители музыки со временем могут стать заложниками вредной музыки. Поэтому Пророк (с.а.в.) в одном из своих хадисов, переданным Ибн Аббасом (р.а.), предупреждал: «Не переусердствуйте в религии! Ибо это погубило тех, кто был до вас» [22]. Если музыка была бы вообще запрещена, то культура и искусство мусульман значительно отстали бы в своем развитии. Даже если элементарный кинофильм, иллюстрирующий прекрасное историческое прошлое мусульман, не будет показан с надлежащим музыкальным сопровождением и музыкальными эффектами, то это может сказаться на популярности этого фильма. Наша молодежь может быть привлечена к другим фильмам с притягательной музыкой, но вредным, более того, греховным содержанием. Кто может отрицать значимость роли, которую играет музыка при выборе канала, когда телезрители переключаются с одного канала на другой?!

Вредность громкой музыки

Доказано, что громкая музыка негативно влияет на характер и психологию человека, вредит организму. Американский ученый Дэвид Элкин доказал, что мощным звуком можно денатурировать белок. В ходе одного концерта куриное яйцо поставили перед усилителем звука и через три часа от громкого шума он некрозировался.

Такие направления в музыке, как тяжелый металл, замедляет рост растений, более того, может вызвать даже их смерть. Рыба, которую подвергали влиянию громкого звука рок музыкы, через некоторое время выплывала мертвой на поверхность воды. Подобная музыка очень негативно влияет и на человеческий организм.

Исследования показали, что подросток который полчаса провел на дискотеке, начинает терять контроль над собой и приходит в состояние, близкое к состоянию гипноза.

Джимми Хендрикс как-то сказал: «Мы с помощью музыки вводим людей в состояние гипноза, делаем так, чтобы они переходили из одного состояния в другое и тем самым находим их слабые места. После чего, можно как угодно управлять их разумом» [23].

Гитлер также намеревался использовать музыку для достижения своих целей. Он говорил «Если хотите подчинить сознание людей завоеванных стран, то днем и ночью давайте им слушать бессмысленную музыку. Тогда они перестанут думать и превратятся в безмозглую толпу».

Влияние музыки на способность
управления транспортом

Исследователь с университета Бен-Гурион провел научное исследование в котором участвовало 28 студентов, каждый из которых имел опыт вождения автомобилем более семи лет. Они должны были ездить по улицам Чикаго и слушать различную музыку. Ставилась как медленная, так и ритмичная, громкая музыка, либо вообще отсутствовала какая-либо музыка. Ритм музыки колебался от 60 до 120 тактов в минуту. Чтобы узнать более полное влияние каждой разновидности музыки, ее проигрывали на высокой громкости. Во время эксперимента обнаружилось, что с увеличением такта, темпа музыки управлять машиной становилось тяжелее, даже наблюдались проезды на красный свет светофора и имелись случаи аварий. Когда ставилась «ритмичная музыка», число аварий возростало в два раза. В ходе эксперимента выяснилось, что аварии в два раза чаще случались с теми водителями, кто слушал «ритмичную музыку», нежели с теми, кто слушал медленную [24].

Хотелось бы сказать еще и то, что большинство из эстрадных песен, исполняющихся сегодня, своим содержанием противоречат канонам религии и нормам нравственности. Эта музыка также не имеет никакого отношения к полезной, вдохновляющей человека на хорошее и благое музыке, про которую мы говорили выше. К сожалению, сегодня некоторые из наших исполнителей и артистов, подражая безликому современному искусству Запада, принимают за большое достижение и за культуру выступление полуобнаженными и исполнение бессмысленных и легкомысленных песен.

А сколько среди них тех, кто стал рабом своей славы и страдает от звездной болезни?! Поэтому люди искусства, в первую очередь, должны встать на путь веры, нравственности и быть образцом порядочности и скромности.

На сегодняшний день, перед корифеями в этой области, в т.ч. перед наставниками людей искусства стоят большие и благородные задачи приобщения молодых музыкантов к сочинению и исполнению нравственных песен и музыкы, а также задачи по возрождению казахской традиционной музыки и национальных песен, и придания эстрадным песням вышеуказанных характеристик дозволенной музыки. Этим самым мы не хотим сказать, чтобы все песни носили религиозный характер. Наша цель привлечь внимание к тому, чтобы музыка и песни соответствовали канонам религии и нормам нравственности

То, что казахские народные песни, народная музыка не противоречат канонам Ислама, говорит о том, что культура и менталитет казахского народа были сформированы под прямым влиянием Ислама. В итоге можно сказать, что музыка подобна «слову». Словами можно передать как хорошое и наставить людей на благое, так и плохое и наставить людей на зло.

В заключение, можно сказать, что шариат не содержит в себе ни однозначного запрета на музыку, ни ее абсолютного одобрения, все зависит от того, какую музыку и с каким намерением слушают. Как люди нуждаются в вере в Бога, в духовности, совершении поклонений, так же они имеют потребность и в наслаждениях. Звуки и голоса, пробуждающие в человеке возвышенные чувства и любовь к Богу являются разрешенными, ну, а те, которые пробуждают греховные чувства и ведут к плохому являются запретными. Если запретность и дозволенность чего-то явно не определены шариатом, например, как это обстоит в вопросе слушания музыки (есть достоверные хадисы, которые нельзя однозначно толковать), то это определяется состоянием души человека и влиянием на его действия.

[1] ал-Имамул-акбар Махмуд Шалтут, Ал-Фатаауа. 355-стр. Даруш-шурук, Египет. 2004 г.
[2] сура «Лукман», 6-аят.
[3] сура «Лукман», 6-аят.
[4] Сахихул-Бухари, 5-том, 2123-стр. изд. «Дару ибн Касир», Бейрут, 1987 г.
[5] Мухаммед Абдур-Рахман ал-Маргашли, ал-Гина уал-магазиф фил-игламил-мугасир уа хукмуха фил-ислам, 257-стр. Изд. «Дарул-магрифа», Бейрут. 2006 г.
[6] Абу Дауд, 4924-номер хадиса, Бейрут, Изд. «Дарул-фикр», 5 том, 2123 стр.
[7] Ибн Маджа, Сунану ибн Маджа, Бейрут, Изд. «Дарул-фикр», 2-том, 1333 стр.
[8] Сахихул-Бухари. 4-том, 1469-стр. изд. «Дару Ибни Касир»,
Бейрут, 1987 г.
[9] В другом риваяте говорится о том, что это были мусульмане из Эфиопии.
[10] Сахихул-Бухари. 1-том, 323-стр. изд. Дару Ибн Касир, Бейрут, 1987 г.
[11] Сахихул-Бухари. 5-том, 1980-стр. изд. Дару Ибни Касир, Бейрут, 1987 г.
[12] Ибн Маджа, Мухаммед ибн Язид Абу Абдиллах, Сунану ибн Маджа, изд. «Дарул-фикр», Бейрут, 1-том, стр. 612, хадис – «сахих»
[13] Ибн Маджа, Мухаммед ибн Язид Абу Абдиллах, Сунану ибн Маджа, изд. «Дарул-фикр», Бейрут, 2-том, стр. 1333-стр.
[14] Даже Альбани считавший музыку недозволенным в своей книге «Сахих уа даиф Ибн Маджа» оценил этот хадис как «сахих».
[15] Мухаммед Абдур-Рахман ал-Маргашли, ал-Гина уал-мәагазиф фил-игламил-муасир уа хукмуха фил-ислам, 229-стр. Изд. «Дарул-марифа», Бейрут. 2006 г.
[16] тамже, стр. 232.
[17] ал-Имамул-акбар Махмуд Шалтут, Ал-Фатаауа. 355-стр. Даруш-шурук, Египет. 2004 г.
[18] Кудайберды Багашар, Влияние красивой музыки, журнал «Ансар», 9-10 стр, № 10, 2007 г.
[19] Фатауа Мустафа Зарка, 349-стр. изд. Дарул-қалам, Дамаск. 2001 г.
[20] Муслуман Илим Онджюлери, 149-стр. Станбул, 2005 г.
[21] Мухаммед Абдур-Рахман ал-Маргашли, ал-Гина уал-магазиф фил-иламил-мугасир уа хукмуха фил-ислам, 229-стр. изд. «Дарул-марифа», Бейрут. 2006 г.
[22] Ан-Насааи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан.
[23] Кудайберды Багашар, «Влияние красивой музыки», журнал «Ансар», 9-10 стр, № 10, 2007 г.
[24] Кудайберды Багашар, «Влияние красивой музыки», журнал «Ансар», 9-10 стр, № 10, 2007 г.