Является ли нововведением следование мазхабу
Ассалямуалейкум! В мечети есть группа людей, которые называют себя «Ахлу сунна» или «салафитами». Они утверждают, что только они находятся на правильном пути и придерживаются Корана и Сунны, а приверженцы мазхабов являются нововведенцами в религии Аллаха. Объясните, пожалуйста, так ли это? Ведь в действительности во время Пророка (с.а.с.) мазхабы не существовали.

Никто из мусульман, не может отрицать тот факт, что религия - это подчинение только Всевышнему Аллаху и подчинение Его Посланнику (с.а.с.), который разъяснил нам приказы Всевышнего Аллаха. И если кто-нибудь из людей скажет, что кроме Аллаха, можно поклоняться ещё кому-либо, признавая тем самым наличие еще одной субстанции достойной поклонения, то этот человек выходит за рамки Ислама. А тот, кто противоречит Пророку (с.а.с.), отвергая Его сунну, сбивается с прямого пути.

В Коране и сунне есть некоторые приказы, которые доступны для понимания даже малограмотному мусульманину, т.к. в них нет неясности, неопределенности и разночтений. То есть, если его прочитает обычный человек, он сможет понять этот аят без всяких сомнений. Например, Всевышний Аллах сказал в Коране:

«…не злословьте за спиной друг друга!» (Худжурат,12 аят)

Человек, знающий арабский язык, поймет этот аят без всяких трудностей, потому, что в этом аяте все предельно ясно. Так же в хадисе Посланника Аллаха (с.а.с.) говорится:

«Нет превосходства араба над аджамом (все кроме арабов)», здесь мы также видим, что этот хадис не вызывает никаких сомнений.

Но порой бывает так, будтоаят или хадис может противоречить другому аяту или хадису. Например, Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«Нет намаза у того, кто не прочитает суру «Фатиху»». Этот хадис, на первый взгляд, означает, что читать суру «Фатиха» обязательно, как имаму, так и стоящему за ним, и читающему намаз отдельно.

Но в другом хадисе сказано: «Для того, кто читает намаз за имамом, чтение имамом  Корана достаточно идля него». В этом хадисе ясно указано, чтобы стоящий за имамом не читал Коран. Таких примеров в Коране и в хадисах Посланника Аллаха (с.а.с.), в которых возникает много вопросов тысячи, становится трудно вынести одно решение без дополнительных изысканий и умственных усилий.

В таких случаях есть два варианта решения данного вопроса. Первый: это принятие решения самостоятельно, полагаясь на свои знания и понимание религии. Второй: это вместо самостоятельного решения мы обращаемся к нашим асляфам - мудрым предкам, которые жили во времена Золотого века Ислама, обучались знаниям у сподвижников Посланника Аллаха (с.а.с.), к тем, кто довел до нас истину религии. А именно - к основателям четырех мазхабов: Абу Ханифы, Имама Шафии, Имам Малика, Имама Ханбаля.

Если задуматься, то, в действительности, первый вариант очень опасен. Так как, для этого надо обладать глубочайшими знаниями в области толкования Корана, хадисоведения, сунны, фикха и других наук.

В свою очередь, чтобы постичь только лишь одну науку толкования Корана, следует также обладать знаниями: по лексике, морфологии, синтаксису, риторике арабского языка; иль-муль-маани, иль-муль-баян,  учений о ниспослании Корана и т.п. Только после этого  мы можем позволить себе говорить что-либо в отношении Корана.

Так же знания о хадисах требуют глубочайших исследований. Нужно обладать не только вышеприведенными знаниями, но и когда и кем был передан данный хадис, какова цепочка передатчиков, биографии передатчиков, а также надо обладать познаниями в сравнительном хадисоведении, знать степени достоверности хадисов и т.д.

Поэтому,  в наше время практически невозможно найти такого человека, который мог бы достичь того совершенного уровня знаний, которым обладали табиины и табатабиины.

Второй вариант самый безопасный, потому что у этих людей были глубокие знания, понимание, память, остроумие, целостность религии, а богобоязненность достигла неземных высот, по причине чего никто из нас не может претендовать на статус этих уважаемых людей прошлых столетий.

Поистине, Аллах повелел нам подчиняться тем, кто обладает знаниями. Так было во времена Пророка (с.а.с.), сахабов и продолжается по сей день.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим «влиянием среди вас» (ученым). Если же вы (ученые) станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее позначению (или по вознаграждению)!» (Ан-Ниса, 59 аят)

Даурен Муслимов
date07.03.2013readCount2653categoryВероубеждениеprintРаспечатать