Золотой век, в котором жил имам ат-Тахави
Имам ат-Тахави великий ханафитский ученый, признанный во всем исламском мире. Его полное имя Ахмад ибн Мухаммад ибн Салама ибн Саляма ибн Абду Малик Абу Джаффар Ат-Тахави, кунья (то есть почтительное обращение) Абу Джафар, что в переводе означает "отец Джафара". В Арабской традиции называть друг друга не по имени, а по кунье, считается проявлением уважения и почтения к человеку.
Имам ат-Тахави родился в деревне Таха в Египте. Что касается годов его жизни по исчислению хиджры, имам Тахави родился в 209 году и умер в 321 году, это версия имама Ас-Самаани, так как существуют различные мнения среди ученых о дате рождения, но нет разногласий в каком году он покинул этот мир. Что же касается годов его жизни по исчислению грегорианского календаря - 843-933 годы.
Век, в котором жил имам Тахави, был очень значительным и отличался следующими аспектами:
1. Было много ученых и наука процветала, потому что был внесен значительный вклад во многие области знаний;
2. Очень удобно было получать исламские знания, чем и воспользовался имам ат-Тахави;
3. В исламском мире царило спокойствие, не было смуты и войн среди мусульман;
4. Первые тюрки (их называли Тулуниды) пришли к халифату - это был Египет и Шам.
В своих трудах имам Бадруддин аль-Айни аль-Ханафи говорит, что ат-Тахави был соотечественником со всеми знатоками хадисов нашей уммы, которые привели исключительно достоверные хадисы, это авторы шести сводов хадисов Кутуб ас-Ситта.
Бадруддин аль-Айни приводит, что:
1. Возрост имама Тахави, когда умер имам Яхья ибн Маин - 4 года;
2. Когда умер имам Ахмад ибн Ханбаль -12 лет;
3. В момент смерти мусульманского учёного, более известного, как имам аль-Бухари - 27 лет;
4. Когда умер имам Муслим ему было 32 года;
5. Когда умер имам ибн Маджа ему было 44 года;
6. Когда умер имам Абу Дауд ему было 46 лет;
7. Когда умер имам Тирмизи ему было 50 лет;
8. Когда умер имам Насаи ему было 74 года.
Шейх Бадруддин аль-Айни говорит, что все они жили в одно время с имамом ат-Тахави, у них были общие учителя и особенности в хадисах.
Также имам Тахави жил в то время, когда Египтом правили Тулуниды, основателем которого был Ахмад ибн Тулун, и была такая особенность, что у имама Тахави с ним были одинаковые имена: Ахмад ибн Тулун и Ахмад ибн Мухаммад. Как передают историки, Ахмад ибн Тулун, правитель Египта, очень часто посещал уроки имама Тахави.
Вместе с тем, имам Тахави был многопрофильным ученым, который знал все четыре мазхаба: Ханбали, Шафи`и, Малики и Ханафи. И во всех четырех мазхабах он был силен и прекрасно разбирался.
Многие ученые и его ученики говорили, что имам Тахави вызывал высокое доверие в знании хадисов и был очень силен в области фикха, обладая великим разумом.
Ибн аль-Асир в своей книге "аль-Любаб" сказал:
"Он был сильным ученым, за которым следовали много учеников. Он был одним из сильнейших факихов Ханафитского мазхаба и был надежным передатчиком достоверных хадисов".
Ибн Касир в «Аль-Бидая ван-нихая» говорит о нём:
«Факих ханафитского мазхаба, автор ряда полезных произведений, один из точнейших передатчиков хадисов, и обладал исключительной памятью».
Ас-Суюти в «Табакат аль-хуффаз» пишет:
«Имам, авторитетный учёный и знаток хадисов, автор уникальных трудов, факих, подобных которому больше не было».
Имам Ибн Абд аль-Барр, ученый Марокко, сказал, что
"Тахави придерживался Куфитского мазхаба Абу Ханифы, и также он знал все четыре мазхаба ученых".
Имам Ас-Самгани сказал:
"Он был самым надежным передатчиком хадисов".
Имам ат-Тахави глубоко изучал хадис и фикх, его считали одним из величайших мухаддисов и факихов своего времени.
Хасенов Саят, наиб имам мечети «Төлебай»
Специально для Muslim.kz