Знать меру в украшении себя
«Макияж и хиджаб» — введите эти слова в поисковик YouTube, и вам выдадут десятки роликов, где молодые женщины в хиджабах демонстрируют технику макияжа и товары, с помощью которых можно добиться безупречного внешнего вида на праздник, свадьбу или и на каждый день.
Тон и румяна на лице, помада на губах, тушь на ресницах и т.д. — все это стало новой нормой для многих мусульманок, которые вместе взятые составляют внушительную потребительскую группу, надежно обеспечивающую глобальную индустрию красоты дополнительными несколькими миллиардами долларов оборота каждый год.
По данным портала Fashionista.com, в 2015 году стоимость мирового рынка косметики халяль — целевой аудиторией которого являются именно мусульманские потребители — составила 16,32 млрд долларов, а к 2025 году она, как ожидается, достигнет 52,02 млрд долларов.
Среди массы обучающих видеоматериалов подобного рода изредка попадаются назидательные ролики, в которых мусульмане-мужчины предостерегают, что макияж — это харам. Они, как многие другие братья, выступающие будь то с со страниц социальных СМИ, либо с минбара, призывают сестер в исламе отказаться от косметики и других ухищрений для украшения лица и тела. Иногда они даже доходят до оскорбления женщин, которых считают слишком «гламурными», и на этом основании обзывают унизительными словами.
Один мусульманин в своем видео под названием «Почему нельзя носить хиджаб и макияж» утверждает, что носить декоративную косметику прилюдно не только запрещено, но и «противоречит обычаям сподвижниц [Пророка]».
Действительно, у нас принято сравнивать поведение современных женщин с поведением сахабия, ибо эти достойные женщины прошлого действительно являются примером на все времена. Первому поколению верующих посчастливилось жить рядом с Посланником Аллаха (мир ему и благословение), учиться у него и спрашивать его обо всем, что важно для женщины. Многие сподвижницы были образцом адаба (исламского этикета) и уникального знания религии.
При этом интересно, что многие сподвижницы выглядели не так, как их обычно представляют. В весьма содержательной лекции на тему «Фикх женской одежды и красоты» выпускница Международного исламского университета и специалист по фикху и усуль аль-фикху Сафия Рават (Safiya Ravat) объясняет, что многие сподвижницы Пророка (мир ему и благословение) постоянно пользовались натуральной косметикой цвета шафрана для придания ровного тона коже лица, подводили глаза, красили хной кисти рук, носили кольца и браслеты.
В частности, Рават приводит хадис, в котором говорится, что сподвижница по имени Зайнаб бинт Абу Салама (да будет доволен ею Аллах), пребывая в трехдневном трауре по брату, неукоснительно соблюдала предписание Пророка не украшать себя в это время. Но по прошествии трех дней она нарочно нанесла на лицо косметическое средство цвета шафрана, чтобы обозначить окончание траурного периода. Таким образом, мы видим, что при Пророке (мир ему и благословение) верующие женщины действительно пользовались косметикой, чтобы подчеркнуть глаза, осветлить кожу лица или сделать черты более утонченными, и так ходили не только дома, но и на людях.
Так кто же прав? Видеоблогерши с цветными палитрами макияжа или благонамеренные (порой до ханжества) братья, категорически утверждающие, что макияж — харам?
Что означает «знать меру»?
В украшении лица, как и во всем остальном, наша благородная религия проповедует «золотую середину». Макияж и всевозможные украшения сами по себе не запретны. В своем доме и среди махрамов мусульманка может ходить в макияже и украшениях и выглядеть настолько нарядно и привлекательно, насколько ей захочется. Более того, многие ученые утверждают, что даже в общественных местах, мусульманка может умеренно пользоваться косметикой, чтобы скрыть недостатки внешности, придать себе здоровый и достойный вид.
Но как узнать, где пролегает черта между просто «здоровым» внешним видом и соблазнительным?
«Каждая женщина знает, когда она красится, чтобы выглядеть свежей, ухоженной, и когда она это делает, чтобы выглядеть призывно, привлекательно для мужчин», — объясняет американка Карима Хатиб (Karima Khatib), учительница в исламской школе.
Вместо того чтобы предписывать количество макияжа, на котором заканчивается халяль и начинается харам, женщине нужно дать возможность самой отвечать за это, это делает ее ближе к Аллаху. Моя дочь-школьница считает, что главное — это намерение, с которым женщина наносит макияж:
«Много девочек вроде меня немного пользуются макияжем, потому что это нам нравится, и в нем мы нравимся себе больше. Мы не пытаемся привлечь парней или выглядеть соблазнительно. Аллах знает наши намерения, вот что важно. А больше никто не имеет права нас судить».
Важно понимать, что женщины пользуются макияжем по самым разным и нередко вполне оправданным причинам. Не нужно делать поспешный вывод, что женщины пользуются косметикой только для провокации или соблазна. У некоторых есть рубцы, высыпания на коже, расширенные сосуды, темные круги под глазами и другие недостатки, которые заставляют их стесняться себя. Для них макияж дает возможность почувствовать себя увереннее и выглядеть не хуже других, а вовсе не привлечь к себе внимание.
Женщины часто пользуются косметикой, чтобы выглядеть моложе — это им нужно по профессиональным соображениям. В деловом мире внешность и возраст могут сыграть решающую роль в успехе или провале. Как написал журнал Forbes:
«Исследования показывают, что женщины, более других преуспевшие в карьере, выглядят привлекательнее, стройнее, выше, более моложаво, чем их коллеги, реже добивавшееся успеха».
От мужчин не требуется обязательно выглядеть молодыми и красивыми, чаще всего возраст для них не помеха в поисках — или сохранении — работы. В статье Washington Post приводятся результаты исследования, которое показало, что
«женщины старшего возраста подвергаются дискриминации в большей степени, чем мужчины того же возраста, потому что внешность для женщин значит больше и потому, что возраст в большей степени сказывается на внешности женщин, чем мужчин».
«Некоторые дамы украшают себя из-за неуверенности, а не тщеславия, — считает мать пятерых детей Асма Макбул (Aasma Maqbool). — Одну мою знакомую обижал бывший муж. Он говорил, что она некрасивая и ни на что не годится. Другая попала в аварию, и у нее остались шрамы, и ей приходится скрывать их макияжем. Лично я пытаюсь не сдаваться перед возрастом и немного освежаю лицо косметикой, чтобы оно выглядело менее уставшим и осунувшимся…»
Борьба с привычкой
Привычка — еще одна причина, по которой мусульманки наносят макияж. Женщины, принявшие ислам, борются с привычкой выставлять напоказ свои чары. За многие годы они привыкли к тому, чтобы стараться выглядеть как можно более привлекательно в глазах мужчин, а теперь ислам велит им совершенно противоположное. Чтобы привыкнуть к новым правилам требуется определенный настрой и терпение, а также понимание со стороны более опытных братьев и сестер.
«Некоторым сестрам из числа обращенных нужно больше времени, чтобы привыкнуть к меньшему количеству макияжа, но, в конце концов, это их путь», — говорит Эми Брук (Amy Brooke), мать пятерых детей, принявшая ислам 8 лет назад.
Кроме того, нужно признать, что некоторые женщины, родившиеся в мусульманских семьях и знающие, что ислам предписывает скромность, все равно предпочитают выглядеть соблазнительно по одним им известным причинам.
«Если женщина хочет ходить в полном вечернем макияже, это ее дело, — считает Стефани Сайем (Stephanie Siam), англичанка, живущая в Абу-Даби. — Ее не следует упрекать и не следует запрещать, потому что это может понравится какому-нибудь мужчине. А если она решает иначе, она руководствуется теми же побуждениями, что и при любом акте служения Аллаху».
Доводы о том, что многие сподвижницы пользовались косметикой, что некоторые ученые разрешают прибегать к легкому и естественному макияжу, и что мусульманки красятся по разным причинам, вовсе не обязательно, чтобы соблазнять мужчин — все это, вероятно, не убеждает мужчин, которые не прекращают осуждать мусульманок. Видимо, им бы хотелось, чтобы в глаза окружающих женщина выглядела как можно более тускло, дабы не быть источником соблазна. К счастью, эта ситуация решается просто. Всемогущий Аллах предписывает:
«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят» (Кyр`ан, 24:30).
В общественных местах братьям неизбежно встречаются привлекательные женщины, в том числе немусульманки, мусульманки, соблюдающие хиджаб, и мусульманки, которые этого не делают. Вместо того, чтобы обвинять женщин в излишней соблазнительности или красоте, или пытаться их контролировать с помощью предписаний к внешнему виду, мужчинам следует заняться самоконтролем. Во время пятничных проповедей следует уделять больше внимания тому, чтобы внушить мужчинам обязанность обуздывать свои желания.
«Возлагать на женщин полную ответственность за мужское чувство влечения (или отсутствие такового) — это опасный поворот, который ведет к ряду проблем, в том числе, поощряет культуру изнасилования и обвинения жертв, — полагает Стефани Сайем. — Я не думаю, что скромность подразумевает темные круги под глазами, тотальный черный в одежде, как будто вы пытаетесь полностью нивелировать свое присутствие в обществе. Но я также не считаю подобающим и клубный макияж».
Ислам требует скромности как от верующих женщин, так и от верующих мужчин. И личный выбор каждого, искать ли довольства Аллаха через осмотрительный и осмысленный выбор. Равновесие и гармония должны стать лозунгом жизни каждого мусульманина: равновесие и гармония в одежде, поведении, взаимодействии с другими людьми.
Таким образом, от гармонии и равновесия далеки как женщины, которые носят чрезмерный, неестественный, вызывающий макияж, так и братья, которые их осуждают и порицают. И тем, и другим следует пересмотреть свое поведение, ибо им — как и всем нам — предстоит держать ответ перед Аллахом.
По материалам: http://islam.plus/