Женское покрывало
В религии Ислам есть определенные предписания, касающиеся всех сторон жизни мусульман, включая их одежду. Так, согласно Шариату, одежда мужчин и женщин не должна быть облегающей или прозрачной, т.е. сквозь нее не должно быть видно цвет кожи. Прозрачная одежда не прикрывает аурат (то, на что запрещено смотреть у другого человека).
У женщины-мусульманки перед чужими мужчинами ауратом является все тело, кроме лица, кистей рук и стоп ног. Женщина перед такими родными как отец, брат, сын или приемный сын (за которых она не может выйти замуж никогда, этих родных называют «махрам») может показать руки, волосы, шею, голень, уши, и они могут смотреть на эти части, т.к. это не запрещается.
Всевышний Аллах сказал в Кyр`ане:
«О дети Адама, Мы ниспослали вам одеяния для прикрытия ваших постыдных мест и одежду, которая украшает вас, а лучшая одежда для вас – богобоязненность» (Сура «Аль-А`раф», 26).
Женщина, исповедующая Ислам, взращенная под его благодатной сенью, принимает хиджаб с довольной душой и спокойным сердцем, будучи твердо убежденной в его необходимости, так как это – веление Всемогущего Аллаха, а не произвол мужчин или потакание их прихотям. Женщина понимает, что хиджаб – это нечто большее, чем просто стиль одежды. Это – жизненная позиция «хáйя» (скромность, стеснительность, застенчивость), которую Пророк, мир ему, назвал частью веры.
Однако сегодня часто можно услышать от людей, далеких от Ислама, что свободная и скрывающая тело одежда мусульманки является дискриминацией женщины. Для непредвзятого ответа давайте для начала заглянем в нашу недавнюю историю.
Любопытно заметить, что одежда, так откровенно обнажающая женское тело, стала достоянием «цивилизации» только в ХХ веке. Более того, женщины-революционерки еще не носили юбки выше щиколоток, а прозрачная одежда, выставляющая напоказ дамское белье, была не известна еще в 60-х годах двадцатого столетия.
С другой стороны, мы можем обнаружить, что в традициях других религиозных конфессий также сохранилось от Шариатов прежних Пророков предписание покрытия головы женщинами.
Как указывает профессор библейской литературы раввин М. Брайер в своей книге «Еврейская женщина в раввинистической литературе», у евреев было принято, чтобы женщина появлялась в общественных местах не иначе, как с покрытой головой, а иногда даже целиком закрывая лицо и оставляя открытым один глаз. Автор приводит слова одного из древних учителей: «Не годится дочерям Израиля выходить с непокрытой головой», «Да будет проклят тот мужчина, который позволяет своей жене показывать ее волосы…женщина, которая выставляет напоказ свои волосы в качестве украшения, приносит бедствия».
Что касается христианства, то известно, что монахини испокон веков покрывали голову. Однако это не все. Весьма интересны высказывания апостола Павла в Новом Завете относительно покрытия головы женщинами: «…всякая жена, молящая или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая; ибо, если жена не хочет покрываться, пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему и жена должна иметь на голове своей знак власти над нею для ангелов» (1 Коринфянам гл. 11 стихи 3-10). Таким образом, Павел предписывает женщинам покрывать голову в знак власти мужчин, которые являются «образом и славой Божией», над ними.
Каноническое право Католической церкви также предписывает женщинам покрывать голову в церкви. Да и сохранившееся в русском языке известное выражение «опростоволоситься», означающее попасть в стыдное, неловкое положение, происходит от словосочетания «простые (т.е. непокрытые) волосы».
Аллах призывает в Кyр`ане, чтобы верующие женщины, проявляя скромность и целомудрие, закрывали голову, грудь и шею:
«Скажи (Мухаммад) верующим мужчинам, чтобы опускали они глаза долу и оберегали свое целомудрие… Скажи верующим женщинам, чтобы отводили они взоры в сторону (от того, что недозволенно им) и оберегали целомудрие свое. Пусть не выставляют напоказ прикрас своих, за исключением тех, что обычно остаются неприкрытыми (т. е. лица, ладоней и стоп); пусть закрывают покрывалами (головными) вырез на груди…» (Сура «Ан-Нур», 30-31).
Почему же так необходимо целомудрие? Аллах объясняет это в Кyр`ане следующим образом:
«О Пророк! Скажи женам своим, дочерям своим и женщинам мужчин верующих, чтобы лучше укутывались они в одеяния свои. Так легче будет отличить их, и тогда не подвергнутся они унижениям каким-либо» (Сура «Аль-Ахзаб», 59).
Так же Пророк Мухаммад ﷺ сказал Асме (радый Аллаху анха):
«О Асма! Женщина, достигшая совершеннолетия, не должна открывать места, кроме этих».
Пророк ﷺ сказав это, указал на лицо и кисти рук (Абу Дауд, Либас, 31).
В другом хадисе сказано:
«Женщина – это аурат. Стоит ей выйти наружу, как шайтан начинает привлекать к ней внимание» (Тирмизи, Рада, 18).
Таким образом, целью прикрытия аурата (Аурат (арабск.) – часть тела, которую следует прикрывать от посторонних взглядов), предписанного мусульманам Создателем, является сокрытие тела от чужих взглядов и воздержание от запретных желаний. То есть смысл хиджаба (покрывающего голову и тело) в Исламе состоит в защите женщины от посягательств на ее честь.
Дарованное Богом чувство порядочности и стыда призывает человека прикрывать свой аурат. Так разумно ли считать обнаженность людей признаком цивилизации, если нагота является внешним атрибутом представителей неразвитых племен? Напротив, процесс бесстыдного обнажения тела можно скорее назвать признаками утраты культуры и духовной деградации общества.
Согласно хадису Пророка Мухаммада ﷺ женщину выбирают в жены по четырем причинам — за ее богатство, за ее красоту, за ее положение в обществе и за ее богобоязненность. «Выбирайте последнюю причину», — советовал Пророк ﷺ.
Как видим, предписание Шариата укрывать тело женщины помогает мужчине не совершить ошибку в выборе спутницы жизни, прельстившись лишь ее внешней красотой, а, следуя наставлениям Пророка, мир ему, выбрать жену по ее превосходным духовным качествам. Тем более, что внешняя красота имеет свойство быстро увядать, духовное же богатство с годами приносит супругам все большее счастье.
Вот что пишет Ахмад Макаров об истинной движущей силе, побуждающей мусульманку носить хиджаб:
«Каждый день перед выходом из дома она подходит к зеркалу и смотрит в него. Но смотрит не потому, что желает приукрасить себя, а потому, что не хочет выставлять напоказ для посторонних ту красоту, которой Своей милостью наградил ее Всевышний. Она надевает хиджаб, тщательно поправляет его, убирает под него волосы и выходит на улицу. На улицу того города, где мы живем и по улицам которого ходим.
Мусульманка, выходя на улицу в хиджабе, словно окунается в холодные воды Берингова моря. Она погружается в мир, где порок называется добродетелью, а добродетель – пороком; где прелюбодеяние является обычным видом отдыха и развлечения, а благопристойность – по меньшей мере, признаком средневековой отсталости…
Платок же на голове, во все времена бывший олицетворением чистоты и непорочности, усилиями СМИ сегодня стал символом неблагонадежности. И, тем не менее, она надевает его, переступая порог своего дома.
На улицах она встречает стену непонимания и неприятия, неизбежную для того, кто отважится носить хиджаб в наши дни. Неприятие чувствуется в общественном транспорте, и особенно в метро, где высока концентрация людей и где, наверное, многотонные массы земных пород над головой воздействуют на некрепкую психику «хомо телевизикус».
Так почему же она надевает хиджаб? Откуда берется у нее столько силы духа переносить все трудности? Потому что это ее долг, перед которым любые обиды кажутся несравнимо менее значительными, чем награда Господа. Потому, что есть вещи важнее, чем неприятие и непонимание окружающих. Она надевает хиджаб, так как не может по-другому. Потому, что она не хочет смиряться с пороком и развратом, царящими в нашем разлагающемся обществе.
Нося платок, она свидетельствует о любви высшего порядка — любви к Творцу, проявляя таким образом и милость к людям. Своим примером она побуждает людей думать о Всевышнем и призывает окружающих к целомудрию. Ведь она совершает самое важное, что возложено на женщину, посвятив себя Всевышнему Творцу, — призывать к Нему своими делами, своими словами, своим видом — и в этом ее подвиг. Подвиг, повторяющийся каждый день. Подвиг, которого не осознают окружающие.
Девушка в платке — настоящая героиня. Спасение людей во все времена считалось геройским поступком, а призыв к целомудрию — что это, как не спасение общества от пороков?
Сестра, гордо носи свой хиджаб. Пусть тебя не пугают трудности, их не избежать. Знай, что награда у Всевышнего несоизмеримо выше. Знай, что каждый твой шаг по улице — это подвиг. С каждым твоим шагом на весах деяний появляется доброе дело. Помни — с тобой ангелы и молитвы праведных!»
Наряду со своим основным предназначением – защитой целомудрия женщины (да и общества в целом) – хиджаб выполняет еще одну достойнейшую функцию. Если мужчине для того, чтобы рассказать о Создателе требуется, по меньшей мере, наличие красноречия и людей, желающих еговыслушать, то женщине достаточно просто выйти из дома покрытой, и каждый увидевший ее человек вспомнит о Боге.
По материалам: http://madrasah2.ru/