Взаимоотношения Пророка ﷺ с иудеями: Завоевание Хайбара

14 февраль 2024 753 0
Режим чтения

После сражения с племенем Курайза Медина избавилась от угроз Иудеев. И не только Медина, но и весь регион Хиджаз. Ведь многие Иудеи, сотрудничавшие с племенами Бану Кайнука и Бану Надир, жили в Хайбаре. Мы уже говорили о том, что некоторая часть племени Бану Надир, изгнанное из Медины, поселилось в Хайбаре. Они подстрекали Иудеев Мекки и язычников из числа арабских племен, став причиной осады рвов. Позднее Иудеи Хайбара призвали племя Гатафан сразиться с Пророком ﷺ за годовой урожай фиников. Гатафанцы оказали им поддержку четырьмя тысячами воинов. Торговый путь, идущий из Ирака и Сирии в Медину, проходил через Хайбар, поэтому торговый путь мусульман находился под угрозой; Иудеи Хайбара формировали угрозу для торговых караванов. Узнав об участи племени Бану Курайза, их охватил страх. Иудеи Хайбара решили объединиться с Иудеями Таймы, Федека, Хайбара, Вадиль-Куры и напасть на Медину до того, как мусульмане нападут на них. Они отправились к племени Гатафан и получили в помощь четырех тысяч солдат.

На шестой год после переселения, в месяце Рамадан, Досточтимый Пророк ﷺ отправил в Хайбар группу под предводительством Абдуллы ибн Раваха, чтобы разведать обстановку. Узнав о достоверности данной информации, он запланировал назначить Усейра главой Хайбара. Для того, чтобы донести до них эту информацию, Досточтимый Пророк ﷺ отправил группу численностью в тридцать человек под предводительством Абдуллы ибн Раваха. Поначалу Усейр с желанием отнесся к этой идее, и даже отправился в Медину вместе с Исламской группой, взяв с собой группу из тридцати Иудеев. Однако по дороге он отказался от этого замысла. Исламская группа вернулась в Медину.

Заключение мирного договора в Худайбие предоставило Пророку ﷺ возможность ликвидировать возраставшую угрозу в Хайбаре. Ведь благодаря этому соглашению вероятность нападения Мекканцев на Медину сошла на нет. После того как Пророк ﷺ вернулся из похода на Худайбию и на протяжении месяца оставался в Медине, он повелел мусульманам готовиться к завоеванию Хайбара. Хайбар являлся центром с прочными крепостями и многочисленными воинами. Для завоевания этого города нужно было обладать упорством и терпением. По этой причине Досточтимый Пророк ﷺ сказал следующее: «Пусть с нами идут лишь те, кто склонен к джихаду».

Перед тем как исламская армия выдвинулась в путь, некоторые Иудеи Медины начали причинять беспокойство мусульманам (Вакиди, II, 634). Лицемеры Медины передавали информацию о мусульманском войске. Абдуллах ибн Убай посоветовал Иудеям устроить побоище, быть предусмотрительными и не бояться мусульман.

На седьмой год после переселения, в месяце Мухаррам (май 628), исламская армия выдвинулась из Медины. Войско состояло из тысячи четырехсот пехотинцев и двухсот всадников (Вакиди, II, 689.). Переселенцы, прибывшие из Эфиопии, а также племена Ашари и Даус, не входили в это число. В этом походе принимало участие двадцать женщин, среди которых были Умму Саляма, Сафия бинт Абдульмутталиб и Умму Айман. Они лечили раненых, готовили пищу и помогали мусульманам. Историк Якуби сообщает, что против мусульман в Хайбаре выступило двадцать тысяч солдат (Якуби, Тариху’ль-Якуби, Бейрут, II, 56.), а историк Вакиди писал о десяти тысячах солдатах (Вакиди, I, 634, 637, 642). Однако цифра двадцать тысяч является преувеличенной.

Исламская армия находилась в пути четыре дня. У Досточтимого Пророка ﷺ было два проводника из племени Ашджа. Добравшись до Хайбара, он ждал утра, чтобы совершить нападение. Ведь Досточтимый Пророк ﷺ принципиально не совершал нападения по ночам (Ибн Хишам, II, 329). Иудеи, вышедшие из своих крепостей для того, чтобы отправиться на поле, испугались исламскую армию и вернулись обратно в свои крепости.

Хайбар, располагавшийся в ста пятидесяти километрах от Медины, состоял из трех регионов, таких как Натат, Шикк и Катиба, и крепостей, находящихся в них. Эти крепости носили следующие названия: Наим, Саб ибн Муаз, Зубайр, Убай, Низар, Камус, Ватих, Мархаб и Сулалим.

Поначалу Досточтимый Пророк ﷺ сформировал штаб неподалеку от региона Натат. Здесь два войска стреляли друг в друга из лука. Затем исламская армия была перемещена в местность Раджи (не та, которая находится в окрестностях Мекки), так как прежнее место являлось неподходящим. Досточтимый Пророк ﷺ предложил Иудеям принять Ислам. Однако они отклонили его предложение и решили сражаться. Войско племени Гатафан численностью в четыре тысячи человек пришло на помощь Иудеям и разместилось в крепостях Хайбара за три дня до прибытия Досточтимого Пророка ﷺ.

Во время осады Досточтимый Пророк ﷺ отправил посла к главе племени Гатафан – Уяйна ибн Хисну, предложив ему годовой урожай фиников (в некоторых преданиях говорится о половине годового урожая) взамен на то, чтобы они покинули Хайбар. Такое же предложение было сделано племени Фазара. Оба племени отказались от подобной сделки. Однако, вспомнив о том, что во время осады их семьи находятся в беззащитном состоянии, они встревожились и сразу же вернулись к себе. (Вакиди, II, 950-952; Ибн Хишам, II, 230)

После завоевания Уяйна ибн Хисн пришел к Досточтимому Пророку ﷺ и сказал, что он вместе со своим четырехтысячным войском покинул Хайбар во время осады и потребовал долю от трофеев Хайбара. Досточтимый Пророк ﷺ отказал ему в этом, обвинив во лжи. (Вакиди, II, 676)

Отступление Гатафанцев сломало боевой дух Иудеев. Тем временем, один из Иудеев по имени Симак пришел в штаб мусульман и передал информацию о слабых местах города взамен на предоставление защиты. Все эти события облегчили завоевание Хайбара. После атаки региона Натат сначала были завоеваны местные крепости, а следом за ними и крепости, находившиеся в регионах Шикк и Катиба. Завоевание Хайбара завершилось падением крепости Камус. В ходе этого завоевания проявилось мужество Али.

В Хайбаре погибло девяносто три Иудея, в числе которых были Харис, являвшийся отцом Зайнаб, Мархаб, Усайр, Ясир, Амир и Кинана ибн Абу’ль-Хукайк. Мусульмане же потеряли пятнадцать человек. (Вакиди, II, 700)

Одна пятая часть трофеев, полученных в ходе этой битвы, была отдана Пророку ﷺ и в казну. Оставшаяся часть была распределена между воинами. В ходе долгих исследований была обнаружена сокровищница Хуяй ибн Ахтаба из племени Бану Надир, которое было спрятано в шкуре верблюда. Золото и другие ценные камни из этой сокровищницы были отданы Пророком ﷺ вдовам и малоимущим женщинам. Копии Торы, находившиеся среди трофеев, были отданы Иудеям. Досточтимый Пророк ﷺ отдал земли Хайбара Иудеям с условием, что исламское государство сможет пользоваться ей, и они будут отдавать половину урожая мусульманам. (Ибн Хишам, II, 337)

Завоевание Хайбара повергло язычников Мекки в беспокойство и печаль. Досточтимый Аббас обрадовал мусульман Мекки данным известием (Ибн Хишам, II, 347). С завоеванием Хайбара завершилось политическое влияние Иудеев на территории Аравийского полуострова; ослабла и экономическая мощь. До этого они дерзили и угрожали мусульманам, теперь же они стали их подданными, которые должны были выплачивать пошлину. Благодаря трофеям Хайбара и ежегодным пошлинам возросла экономическая мощь исламского государства.

После завоевания Хайбара Зайнаб бинт Харис, являвшаяся женой Саллам ибн Мишкама – лидера Иудеев, попыталась отравить Пророка ﷺ. Она зарезала овцу для того, чтобы якобы угостить его. Взяв с собой Бишр ибн Бара, Пророк ﷺ отправился к Зайнаб бинт Харис. Он сразу же заподозрил, что пища отравлена, поэтому выплюнул кусок пищи, не проглотив его. Однако Бишр ибн Бара, сидевший с ним за одним столом, не стал выплевывать пищу и с трудом проглотил ее, боясь проявить неуважение к Досточтимому Пророку ﷺ, после чего скончался. В одних источниках говорится, что Зайнаб бинт Харис была казнена, а в других источниках сообщается, что она была прощена. (Вакиди, II, 677-678; Ибн Хишам, II, 337-338)

После завоевания Хайбара Пророк ﷺ забрал себе дочь Хуяй ибн Ахтаба по имени Сафия (настоящее имя Зайнаб) в качестве доли главнокомандующего. Он предложил ей принять Ислам и стать его женой, или же остаться при своей религии и вернуться к своей семье. Сафия предпочла выбрать Ислам и заняла место среди жен Пророка ﷺ. (Вакиди, II, 707)

Тем временем, племена Даус и Ашари, среди которых был Абу Хурайра, прибыли в Хайбар. Посоветовавшись со своими сподвижниками, Досточтимый Пророк ﷺ выделил им долю из трофеев. Переселенцы из Эфиопии, прибывшие от Наджаши на двух лодках, и среди которых находился Джафер ибн Абу Талиб, достигли Хайбара. Досточтимый Пророк ﷺ выразил свою радость следующими словами: «Я не знаю, чему радоваться. Прибытию Джафара или завоеванию Хайбара». Данное завоевание произошло в месяце Мухаррам-Сафар 7/Май-Июнь 628 года. (См.: Вакиди,II, 633-721; Ибн Сад,II, 106-117; Табари, III, 9-20)

После завоевания Хайбара Досточтимый Пророк ﷺ отправился в Вадиль-Куру. Местные Иудеи укрылись в укрепленных крепостях и оказывали сопротивление на протяжении одного дня. Однако в итоге они капитулировали согласно условиям Иудеев Хайбара. Они должны были отдавать половину своего урожая в качестве пошлины. Иудеи Таймы заключили соглашение с Досточтимым Пророком ﷺ, узнав о событиях в Хайбаре, Федеке и Вадиль-Куре.

После завоевания Хайбара Досточтимый Пророк ﷺ отправил Мухайиса ибн Масуда в регион Федек, чтобы напомнить об участи Иудеев Хайбара и призвать местное население к Исламу. Они захотели заключить соглашение, предложив половину своих земель; с этой целью к Досточтимому Пророку ﷺ была отправлена группа людей. Он принял данное предложение. Благодаря этому соглашению половина земель Федека перешла Досточтимому Пророку ﷺ. (Вакиди, II, 706-707; Ибн Хишам, II, 343)

Далее мы хотим произвести оценку взаимоотношений Досточтимого Пророка ﷺ с Иудеями, которое отбрасывает свою тень и по сей день. Досточтимый Пророк ﷺ не считал, что Иудеи не должны жить рядом с мусульманами. Он не хотел уничтожить их и изгнать из территории исламского государства. Если бы это было так, он давно бы изжил Иудеев или изгнал бы их со своей территории. Однако Досточтимый Пророк ﷺ не сделал этого и оставил Иудеев в период, когда мусульмане обладали огромной силой.

После завоевания Хайбара, произошедшего на седьмом году после переселения, мусульмане и Иудеи показали хороший пример совместного проживания вплоть до самой смерти Досточтимого Пророка ﷺ. Вдобавок к этому в различных частях полуострова, например, в Йемене и даже в Медине, Иудеи жили под покровительством мусульман. (Вакиди, II, 634-635)

Спустя пятнадцать месяцев после битвы с племенем Курайза, когда Досточтимый Пророк ﷺ отправился на завоевание Хайбара, рядом с ним находилось двенадцать Иудеев из Медины (Вакиди, II, 684). До тех пор, пока Иудеи не нарушили соглашение, они жили в Медине вместе с мусульманами. То есть, Досточтимый Пророк ﷺ не трогал тех, вел правильную жизнь.

Однако, как мы уже говорили ранее, Иудеи Медины были изгнаны из города, так как сотрудничали с язычниками, угрожали мусульманам, пренебрегали авторитетом государства и общественным миром. Они превратились в группу, которая создавала угрозу жизни, имуществу и чести, поэтому совместное проживание мусульман и Иудеев стало невозможным. Если бы Иудеи Медины не нарушили соглашение, не сотрудничали с язычниками, не совершили военное предательство и не ставили под угрозу жизни мусульман, возможно, не были бы изгнаны из города.

 

Проф. Док. Ибрагим Сарычам ат-Турки, из книги: «Пророк Мухаммад ﷺ и его вселенское послание», стр. 296-316

По материалам: https://islamdinr.ru/ 

Комментарии Вход