Всё гениальное просто
Всевышний Аллах в Кyр`ане говорит:
كَلَّا بَلْ تُحِبُّونَ الْعَاجِلَةَ وَتَذَرُونَ الْآخِرَةَ
«Нет же! Вы любите жизнь земную и пренебрегаете вечной жизнью» (75:20,21).
Этот аят был ниспослан в отношение неверных, но согласно правилам науки тафсир (толкование Кyр`ана), мусульмане должны учиться на ошибках других и соответственно следовать тому, что говорится.
Уммы, которые были до нас, лишились милости Всевышнего Аллаха, потому что они полюбили мирские блага и оставили Ахират. Заметьте, что Всевышний Аллах не сказал «вы предпочли или выбрали земную жизнь», а именно «полюбили». А любить, значит забыть все остальное, и делать все, чтобы удовлетворить потребности предмета обожания. А что хочет от нас дунья? Она хочет, чтобы мы боготворили ее, и любили в искреннем смысле этого слова.
Что значит искренне любить?
Это такая любовь, когда человек стоит у порога любимого человека, а его не впускают, тогда он перелазает через преграду, затем на дерево, а потом на балкон и он уже в пару метрах от возлюбленного человека. То есть если даже человеку перекрывают все пути к желаемому, а он безудержно рвется, минуя все преграды, с одной лишь целью, оказаться рядом с любимым человеком – это и есть истинная и крепкая любовь. Такой любовью была любовь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) к своему Создателю, к Милосердному Аллаху. Такой любовью была и любовь сахабов к Аллаху и своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Такой любовью должна быть и наша с вами любовь к Всевышнему и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) это своего рода локомотив для нас, который ведет за собой многочисленный состав. И если не следовать за этим локомотивом, мы просто встанем, а все остальные умчаться вперед, а догнать их нам уже будет не по силам. То насколько мы любим Всевышнего Аллаха и нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) можно определить по тому, насколько мы готовы пожертвовать ради них своим временем, здоровьем, имуществом и самыми дорогими нашими вещами. Если такая любовь не проявляется, то это не любовь, а ее подражание.
Человек, любящий кого-либо делает все, чтобы достичь своей цели. Он не ищет отговорок, не останавливается, когда перед ним закрывают двери, он ищет всевозможные и невозможные пути, чтобы встретиться со своим возлюбленным, не смотря ни на что.
В шариате есть такой момент, когда говорится о том, что следует делать мусульманину, нам надо просто встать и пойти. Безоговорочно совершать то, что нам было приказано. Не раздумывая о неких препятствиях или сложностях этого дела. Ведь и эти препятствия наступаю лишь по воле Всевышнего Аллаха. И те, кто следует этому примеру, преуспеют. Ведь в Кyр`ане говорится:
إِنَّمَا كَانَ قَوْلَ الْمُؤْمِنِينَ إِذَا دُعُوا إِلَى اللَّهِ وَرَسُولِهِ لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ أَنْ يَقُولُوا سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا ۚ وَأُولَٰئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«Когда верующих призывают к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят (как им и подобает): «Слушаем и повинуемся!» Они обрели успех (и счастье)» (24:51).
Во всех подобных случаях верующие должны говорить: «Слушаем и повинуемся!».
Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) однажды спросили: «Где нам искать Всевышнего Аллаха?». Он (да благословит его Аллах и приветствует) передал слова Аллаха:
أنا عند المنكسرة قلوبهم
«Я (Аллах) – с теми людьми, чьи сердца сокрушены, разбиты ради Меня».
Всевышний с теми людьми, чьи сердца чувствуют горечь, печаль, трепет ради Аллаха, из страха перед Ним. С теми, кто склонили голову. Они оставили все. То есть все их амбиции, которые были в этом мире на власть, деньги, все эти чаяния они оставили ради Аллаха. И о них Аллах сказал: «Я – с такими людьми». Поэтому наши ученые «ахлю сунна уаль джамаа» говорят: «если вы хотите найти любовь Всевышнего Аллаха, то будьте рядом с теми, кому такую любовь Аллах уже проявил».
Наша любовь к чему-либо или к кому-либо проявляется в том, насколько и чем мы готовы пожертвовать ради объекта любви. Например, сейчас есть множество вариантов обучиться чтению Кyр`ана. В любое время человек может посетить мечеть и получить необходимые уроки. Такая возможность есть как для студента или для работающих. Возможно, даже сделать это, до утренней молитвы, а для тех, кто и этого не может, есть онлайн-обучение. То есть, были созданы все условия, чтобы люди получали знания, и мы ожидали обратной реакции, что люди придут и получат то, в чем есть нужда. Но такого аврала мы не видим. Но если бы мы сказали, что здесь доллар продают по 100 тенге, здесь бы была очень хорошая очередь. Они бы забыли про то, что спали всего пару часов и про то, мечеть очень далеко им были бы не страшны любые трудности и препятствия, чтобы достичь своей желанной цели. Понимаете да? То есть, что мы любим, о том мы и говорим, а то, что мы не любим, мы это и не вспоминаем.
Всевышний Аллах поселил нас в этом мире и дает пропитание из мирского, а также повелевает правильно распоряжаться им. Когда мы говорим, что нужно отказаться от мирского, это не означает, что мы должны все бросить, всех забыть и уединиться, отказ от мирского заключается в отказе от любви к мирскому. Это очень тонкая грань и поэтому ее надо очень тонко прочувствовать. Шариат ведь не запрещает нам заниматься бизнесом, вести какие-то проекты, но запрет шариата в том, чтобы любовь к мирскому, к деньгам, власти и всему остальному не зашла в наше сердце, и вот это называется такуа (богобоязненность). Если ты вокруг сердца вознес такую крепость, чтобы там кроме любви к Всевышнему Аллаху ничего не было, вот тогда этих людей называют такуа. Если этого ограждения нет, если твое сердце сегодня любит деньги, завтра любит женщин, послезавтра любит власть, но любви к Аллаху в нём нет, то все твои внешние проявления не относятся к богобоязненности, какими бы они не казались благими в глазах людей. И, поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) всегда просил искренности в своих дуа. Ведь если эта искренность есть, значит, есть любовь, а если есть любовь к Всевышнему Аллаху, значит, мы получили счастье в обоих мирах.
Еще одна проблема сегодняшних дней, это то, что многие стремятся подсчитывать свои благие дела и оценивать их. Они спрашивают цену тому или иному делу, ищут хадисы, повествующие о том, что такое-то такое дело стоит 10 сауабов, а такое 100 и тому подобное. В итоге они становятся «миллионерами» и «триллионерами», но влюбленных среди них очень мало. Знайте, кто любит, он не ведет счет!
Как вы все знаете, есть определенные разграничения фарда, сунны, харама, макруха и тому подобного. Не стоит относиться в буквальном его понимании. Ведь когда мы говорим, что это не фард, а сунна, то это не означает, что это деяние можно оставить и вовсе не выполнять. Сунна это поклонение Всевышнему Аллаху, и благодаря ей мы пройдем в Джаннат по милости Аллаха. То же самое если мы говорим, что это не харам, а макрух, это не значит, что это дело дозволенно. Вот когда такие манипуляции происходят с нашим иманом, то страдает наш Ахират. Поэтому нам следует выполнять любые деяния, пусть это фард или сунна или мустахаб только с искренностью и чистой любви к нашему Создателю, не считая положенного нам вознаграждения.
И последнее, если у нас ничего не получается, это не значит, что проблема с Кyр`аном, или с хадисом. Это значит, что проблема с нами, поэтому если мы не можем стать на утренний намаз, не можем стать на тахаджуд, не можем хотя бы в неделю один раз держать пост, то это значит проблема с нами, с нашим желанием его держать, намерением и мотивацией. Это можно исправить поминанием Всевышнего Аллаха. А поминание это – выполнение Его приказов, соблюдение правильного распорядка. То есть у нас должен быть график, которому мы должны следовать, например, в понедельник я буду держать пост, во вторник я сделаю это, а в среду то, и перед тем как мы ложимся спать, мы этот план еще раз у себя в голове освежим, и на следующее утро приступим к его реализации, то по милости Аллаха, мы получим то, что обрадует Аллаха. Посмотрите как планирует свой день бизнесмен: сначала он договаривается с заказчиком, заключает договор, затем планирует закуп, то есть, где и когда ему закупаться, затем он решает вопросы транспортировки, ищет выгодный транспорт, после сдает товар, подписывает необходимые документы и ждет оплаты. Все это он делает очень организованно и с высокой концентрацией, так как упустив один из моментов он может потерять большие средства. Если все это делается лишь для достижения мирских, временных благ, то что говорить о благах вечных. С каким же рвением и усердием мы должны стремиться в вопросах ахирата. Что же нам делать? Отдать предпочтение временному, а вечное оставить Аллаху.
Все гениально просто!
وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلَّا لَعِبٌ وَلَهْوٌ ۖ وَلَلدَّارُ الْآخِرَةُ خَيْرٌ لِلَّذِينَ يَتَّقُونَ ۗ أَفَلَا تَعْقِلُونَ
«Земная жизнь — это лишь игра и забава, а вечная обитель (Рай — место нескончаемых наслаждений) лучше (чем земная жизнь) для тех, кто остерегается (неверия). Неужели вы не понимаете (этого)?!» (6:32).
Пусть Всевышний Аллах даст нам возможность любить не этот мир, не мирские блага, a блага вечности, Ахират!
Максатбек Каиргалиев, Главный редактор русской версии сайта Muslim.kz, устаз Республиканской мечети "Хазрет Султан"
Источник: Специально для Muslim.kz