Вознаграждение за чтение Кур`ана покойным: хукм по ханафитскому мазхабу
От Ма’каля ибн Ясара передается, что Пророк ﷺ сказал:
«Ясин – это сердце Кyр`ана, и если человек прочитает ее ради довольства Аллаха, то Аллах простит его грехи. Также читайте ее для умерших» (Абу Дауд 3121, Ибн Маджа 1448, ан-Насаи в «’Амаль аль-яум уа аль-ляйла» 1074, Ахмад 5/26, аль-Хаким 1/565, аль-Багави 1464, Ибн Абу Шайба 3/237, ат-Табарани в «аль-Кабир» 20/510, аль-Байхаки 3/383, ас-Суюты в «аль-Джами’ ас-сагъир» 1344 и др.)
Необходимо отметить, что под словом «умершие» имеются в виду действительно умершие люди, и не те, кто находится при смерти. По словам аш-Шаукани и ат-Табари, здесь не может быть использован другой смысл, так как нет никаких языковых средств, которые доказывают это, поэтому мы обязаны воспринимать это слово в прямом смысле, а не переносном («Наиль аль-аутар» 3/25).
Может возникнуть вопрос по поводу целесообразности чтения Кyр`ана для умерших. На это мы ответим тем, что умершие живы в своих могилах, но это особая форма существования.
Передается от Абдурахмана ибн ‘Аля ибн аль-Луджаджа, от его отца: «Перед смертью отец мне сказал: “Сынок, когда я умру, выкопай в моей могиле нишу (ляхд), помести мое тело в нее и прочти: «Во имя Аллаха, согласно нации посланника Аллаха». Затем закопай могилу так, чтобы она немного возвышалась над уровнем земли, а после этого прочти начало и конец суры «Корова» («Бакара»). Я слышал, что Пророк ﷺ поступал таким образом”» (Ат-Табарани в «аль-Кабир» 13613, аль-Хейсами в «Маджма’у аз-заваид» 4242, и сказал, что все передатчики этого хадиса надежные люди).
Некоторые говорят, что этот хадис мурсаль, но несмотря на это, большинство факихов сказали, что хадис мурсаль может признаваться в качестве доказательства.
Ибн Касир в своей книге «аль-Бахис аль-хасис» (с. 47) пишет: «Ибн Салях сказал: “Использование мурсаля в качестве довода признается маликитским и ханафитским мазхабом”. Я сказал: “И от ханбалитов передается то же самое”».
Даже если они скажут, что не принимают хадис мурсаль, то есть и другой хадис, цепочка передатчиков которого не прерывается.
Ат-Табарани сказал: «Я слышал от аль-Хусейна ибн Исхака ат-Тастари, от Али ибн Хаджара, от Мубашшира ибн Исмаила, от Абдуллы ибн ар-Рахмана ибн ‘Аля ибн аль-Луджаджа, от его отца: “О сынок, когда я умру…”» (Абдулла ас-Садык «ар-Радд аль-мухкам аль-матин» с. 283, аз-Зайля’и «Насб ар-рая» 2/302).
Аль-Хафиз ас-Суюты и Абу аль-Касим в «Кава’ид» пишут: «Кто посетил кладбище и прочитал «Фатиху», «Такассур» и «Ихлас», а затем скажет: “Я адресую награду за чтение этих слов Аллаха обитателям могил из числа верующих”, то все они будут в Судный день заступниками за этого человека».
Ибн Умар (радыйаЛлаху анхума) сказал: «Мустахаб после похорон прочитать над могилой начало и конец суры «Бакара»» (ан-Навави, «аль-Азкар» с. 123).
Абу ад-Дарда и Абу Зарр передают: «Если рядом с умершим прочитать суру «Ясин», то Аллах даст этому покойному облегчение» (Ад-Дайлями 6099).
Абу Ша’са, ученик Ибн Аббаса передает, что в таких случаях желательно читать суру «Ра’д», и это облегчает состояние покойного. Также аш-Ша’би передает, что ансары предпочитали рядом с покойным читать суру «Бакара» (Аш-Шаукани в «Наиль аль-аутар» 3/25, в «Субуль ас-салам» 2/91).
Передается от имама Ахмада: «Нам передал Ибн аль-Мугира от Сафвана, который сказал: “Наши шейхи говорили, что чтение аятов из суры «Ясин» облегчает состояние покойного”» («Тафсир Ибн Касир» 3/563, «ат-Талхис» 2/104).
Хукм по Ханафитскому мазхабу
Аль-Маргинани в своей книге «аль-Хидая» пишет: «Человек имеет право отдать награду за какое-либо свое деяние, например, молитву, пост, подаяние другому. И все ученые-сунниты единогласны в этом. Доказательством этого служит хадис Пророка ﷺ, как он принес в жертву двух овец, одну за себя, а другую за свою умму, которая признала таухид и его пророчество» (Абу Дауд 2795, Ахмад 3/362, Абу Я’ля Т. 3/1792, аль-Хейсами в «аль-Маджма’у» 4/5969).
Аль-Бадр аль-‘Айни в «Канз ад-дакаик» сказал: «Награды все хорошие поступки передается умершим, включая молитвы, посты, паломничество (хадж), благотворительность, зикр, чтение Кyр`ана и т.д.» («Рамзуль Хакаик», аш-Шаукани, «Наиль аль-аутар» 4/125).
Аз-Зайля’и в своем комментарии к «аль-Канз» сказал: «Верующий имеет право адресовать любое из своих деяний умершему. Это относится и к молитве, и к посту, и паломничеству, и чтению Кyр`ана. И нет сомнения в том, что эти деяния доходят до умерших. В одном из риваятов сказано: “Одним из проявлений уважения к родителям после смерти является совершение молитв и постов для них вместе с теми молитвами, которые ты совершаешь”».
В одном из риваятов сказано: «Кто пройдет рядом с могилами, одиннадцать раз прочтет суру «Ихлас», а затем адресует награду умершим, тот получит награду, равную количеству покойных» («Фадаиль аль-Ихляс» (2/201), ад-Дайлями в «Муснад аль-Фирдаус»).
В другом риваяте сказано: «Кто прочтет суру «Ясин» на могилах, тот облегчит страдания покойных и получит награду, равную их числу».
Еще в одном риваяте сказано, что когда до умерших доходит награда праведных деяний, то они радуются этому как подарку.
От Му’аккаля ибн Ясара передается, что Пророк ﷺ сказал:
اِقْرَأُوا عَلَى مَوْتَاكُمْ يس
«Читайте своим покойным суру «Ясин»» (Абу Дауд, хадис 3121).
Передается, что Пророк ﷺ принес в жертву двух овец — одну за себя, а другую за свою умму. Таким образом, Пророк ﷺ учит нас тому, чтобы наши деяния помогали другим.
Передается от Абу Хурайры, что Пророк ﷺ сказал:
«Аллах возвысит в Раю степень своего праведного раба и тот спросит: “О Аллах, откуда у меня все это?” Аллах ответит: “Это твои дети просили за тебя прощения”» (Ахмад 10202. Ибн Касир в своем тафсире говорит, что цепочка передатчиков этого хадиса достоверна).
Именно поэтому Аллах в Кyр`ане говорит:
وَاسْتَغْفِرْ لِذَنبِكَ وَلِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ
«…и проси прощения твоему греху и для верующих — мужчин и женщин» (47:19).
Этот аят, а также и другие, которые говорят о просьбе прощения Пророков и ангелов доказывают нашу позицию. Что же касается аята:
وَأَن لَّيْسَ لِلْإِنسَانِ إِلَّا مَا سَعَى
«… что человеку лишь то, в чем он усердствовал… » (53:39),
то по словам Ибн Аббаса он является отмененным аятом:
وَالَّذِينَ آمَنُوا وَاتَّبَعَتْهُمْ ذُرِّيَّتُهُم بِإِيمَانٍ
«A те, которые уверовали и последовало за ними их потомство в вере» (52:21).
А также есть мнение о том, что этот аят относится только к народам Мусы и Ибрахима (алейхимус-салям), так как в нем идет речь о той информации, которая содержалась в их писаниях:
أَمْ لَمْ يُنَبَّأْ بِمَا فِي صُحُفِ مُوسَىوَإِبْرَاهِيمَ الَّذِي وَفَّى
«Разве ему не сообщено то, что в свитках Мусы и Ибрахима, который был верен» (53:36-37).
Также есть мнение что в вышеприведенном аяте речь идет о неверных. Что же касается верующих, то чужие деяния могут принести им пользу.
Ибн Абидин сказал: «Наши ученые в главе о паломничестве за другого говорят, что человек имеет право подарить другому награду за свои праведные деяния. Это подтверждается хадисом, в котором сказано:
«Если человек совершит добровольно подаяние и подарит его награду своим родителям, то они получат эту награду, а его собственная награда при это не уменьшится» (Комментарий к сборнику Ахмада 8/101).
Некоторые ученые сказали, что дающему подаяние, следует адресовать его награду всем мусульманам, так как его личная награда при этом не уменьшится. Более поздние шафииты также высказались в пользу того, что награда доходит до умершего. Свои слова они аргументировали тем, что при чтении Кyр`ана происходит баракат и дуа имеет больше шансов быть принятой».
Он же сказал: «Из этого следует, что нет разницы между живым и мертвым, то есть, дозволительно дарить награду совершенных праведных деяний даже живым. И не имеет значения, чья награда в первую очередь подразумевается в намерении. От Айши (радыйаЛлаху анха) передается, что один из сподвижников спросил у Пророка ﷺ: «О Посланник Аллаха, моя мать умерла и я думаю, что она хотела дать подаяние. Будет ли ей награда, если я дам подаяние за нее? Пророк ﷺ ответил: “Да”».
От Бурайды передается: «Однажды мы сидели вместе с Посланником Аллаха ﷺ, когда к нему пришла женщина и сказала: “Я дала свою рабыню в качестве подаяния за мою мать”, Пророк ﷺ сказал:
“Ты заслужила вознаграждение, а также вернула своей матери наследство, которое она тебе оставила”.
Далее женщина сказала: “Она должна была поститься целый месяц. Можно ли мне выполнить за нее это?”. Пророк ﷺ сказал:
“Да, постись за нее”.
Женщина спросила: “Она не совершила паломничество. Можно ли мне совершить за нее?”, Пророк ﷺ ответил:
“Да, соверши за нее”» (Муслим 2692, Абу Дауд 1656, ат-Тирмизи 667, Ибн Маджа 1759, Ахмад 5/315, ан-Навави в комментариях к сборнику Муслима 8/265-269).
В «Шарх аль-любаб» Муллы Али аль-Кари сказано: «При посещении могил следует подойти к покойному не со стороны головы, а со стороны ног, так как ему легче смотреть на пришедшего. В достоверной сунне передается, что Пророк ﷺ читал начало суры «Бакара» у головы покойного и ее конец – у ног» (Ат-Табарани в «аль-Кабир» 13613, аль-Хейсами в «аль-Маджма’у» 4242).
В одном из риваятов сказано:
«Кто, придя на кладбище, прочтет суру «Ясин», тот облегчит страдания покойных на этот день и получит награду, равную числу покойных» (Аль-Хашия 2/242).
По материалам: http://islamdinr.ru/