Вид заработка, который Пророк ﷺ приравнял к самым ужасным грехам

10 сентябрь 2021 1167 0
Режим чтения

Одним из важнейших вопросов в жизни верующего является добывание дозволенного заработка. Всё, что человек приобретает дозволенным с точки зрения Ислама путём, считается разрешённым (халяльным) заработком.

Всевышний Аллах в Священном Кyр`ане сказал:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ كُلُوا مِمَّا فِي الْأَرْضِ حَلَالًا طَيِّبًا

(смысл): «О люди! Питайтесь тем из удела на земле, дарованного Аллахом, что является дозволенным (чистым от скверны), благим (полезным, а не вредным)» («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Бакара: 168)

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

أَيُّهَا النَّاسُ، إِنَّ اللهَ طَيِّبٌ لَا يَقْبَلُ إِلَّا طَيِّبًا، وَإِنَّ اللهَ أَمَرَ الْمُؤْمِنِينَ بِمَا أَمَرَ بِهِ الْمُرْسَلِينَ

«О люди, поистине, Аллах чист от всех недостатков, и Он не приемлет ничего, кроме чистого (благого). И поистине, Аллах повелел верующим то же самое, что повелел и посланникам (мир им)» (Муслим, 1015)

От дозволенного заработка зависит многое в жизни человека. Но множество людей, особенно в последнее время, крайне беспечно относятся к своему заработку. Многие не обращают внимания, дозволенным путём они зарабатывают себе на пропитание или запретным.

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) предсказал эту беспечность людей в хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

يَأْتِي عَلَى النَّاسِ زَمَانٌ، لَا يُبَالِي المَرْءُ مَا أَخَذَ مِنْهُ، ‌أَمِنَ ‌الحَلَالِ ‌أَمْ ‌مِنَ ‌الحَرَامِ

«Настанет для людей такое время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является то имущество, которое он станет приобретать» (Бухари, 2059)

Одним из самых распространённых в современном обществе запретных заработков, в отношении которого люди больше всего беспечны, является лихва (риба), которая чаще всего выражена займом денег под проценты или продажей товаров в кредит.

Больше всего риба распространена в сфере торговли. В каждом крупном магазине сидят представители кредитных организаций, которые предлагают приобрести любой товар – от самого дешёвого до самого дорогого – в кредит на разные сроки и под любой процент. С витрин магазинов на покупателей смотрят рекламные постеры с предложением взять «такие необходимые» товары в рассрочку под «небольшой» процент.

У покупателей от разнообразия товаров на прилавках магазинов разбегаются глаза, но сумма денег, имеющаяся в остатке семейного бюджета, не позволяет им приобрести понравившийся товар.

В большинстве случаев люди хотят купить вещь, без которой можно спокойно жить. Тем не менее, желание приобрести её берёт верх над разумом, и они покупают эту вещь в кредит, даже зная, что это харам.

Беспечностью людей пользуются недобросовестные владельцы торговых и кредитных организаций. Они не обращают внимания на дозволенность такого заработка и на то, что люди платят им последние гроши.

Такое же распространение в последнее время получили помимо банков организации, предоставляющие микрозаймы. Таких контор в последнее время стало очень много, это обусловлено высоким спросом.

К сожалению, многие мусульмане, соблюдающие и не соблюдающие, не могут удержаться и берут потребительские кредиты, ссуды и так далее. Многие не могут устоять, когда периодически из банков названивают молодые парни и девушки и вежливо предлагают аппетитные суммы на разные нужды.

От Аль-Бары ибн ‘Азиба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

الرِّبَا اثْنَانِ وَسَبْعُونَ بَابًا، أَدْنَاهَا مِثْلُ إِتْيَانِ الرَّجُلِ أُمَّهُ

«Существует семьдесят два вида ростовщичества, самый безобидный из которых по тяжести греха подобен совокуплению человека с собственной матерью» (Табарани, «Аль-Му’джам аль-Аусат», 7151)

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) также передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

دِرْهَمُ ‌رَبًا أَشَدُّ عَلَى اللهِ مِنْ سِتٍّ وَثَلَاثِينَ زَنْيَةً

«Один дирхам, полученный от ростовщичества и потраченный человеком, перевешивает собой тяжесть греха того, кто совершил прелюбодеяние тридцать шесть раз» (Байхаки, «Шу’аб аль-Иман», 5130)

Представьте себе, на такой ужасный грех многие мусульмане не обращают внимания и втягиваются в разные виды ростовщичества. Ведь дозволенное пропитание и заработок напрямую связаны с поклонением верующего, в том числе и с принятием его мольбы.

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

 فَقَامَ سَعْدُ بْنُ أَبِي وَقَّاصٍ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، ادْعُ اللَّهَ أَنْ يَجْعَلَنِي مُسْتَجَابَ الدَّعْوَةِ، فَقَالَ لَهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: يَا سَعْدُ أَطِبْ مَطْعَمَكَ تَكُنْ مُسْتَجَابَ الدَّعْوَةِ، وَالَّذِي نَفْسُ مُحَمَّدٍ بِيَدِهِ، إِنَّ الْعَبْدَ لَيَقْذِفُ اللُّقْمَةَ الْحَرَامَ فِي جَوْفِهِ مَا يُتَقَبَّلُ مِنْهُ عَمَلَ أَرْبَعِينَ يَوْمًا، وَأَيُّمَا عَبْدٍ نَبَتَ لَحْمُهُ مِنَ السُّحْتِ وَالرِّبَا فَالنَّارُ أَوْلَى بِهِ

«Однажды на одном из собраний Са‘д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) встал и сказал: "О Посланник Аллаха, попроси Всевышнего Аллаха сделать меня человеком, которому отвечают на мольбы". Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) в ответ ему сказал: "О Са’д, ешь только благое и дозволенное, и ты будешь тем, на чью мольбу будет дан ответ. Клянусь тем, в чьей власти душа Мухаммада, воистину, если человек забросит в чрево своё один кусочек запретного, не будут приниматься его деяния в течение сорока дней. Плоть любого человека, взращённая на запретном и ростовщичестве, достойна лишь адского огня"» (Табарани, «Му’джам аль-аусат», 6495)

В этом хадисе Пророк поведал нам, что условием принятия мольбы является дозволенное пропитание, а потребление запретного является главной причиной непринятия наших дуа. Он также указал на то, что человек, потребляющий запретное и плоды ростовщичества, заслуживает попадания в адское пламя.

Нам необходимо изменить своё отношение к порицаемым явлениям и не искать причин «необходимости» преступать границы Всевышнего. Никогда не стоит забывать, что распространённость определённых запретных поступков не будет ни для кого оправданием в День суда.

 

Муслим Абдулаев

По материалам: https://islamdag.ru/

Комментарии Вход