ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ ЧЕТЫРЁХ ИМАМОВ: ИМАМ МУХАММАД ИБН ИДРИС АШ-ШАФИИ

30 декабрь 2020 5481 0
Режим чтения

Имам Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (150–204 гг. х.) – великий имам, курайшит, основатель шафиитского мазхаба.

Из четырёх имамов меньше всего высказываний по теме атрибутов Аллаха, переданных в аятах и хадисах муташабихат, мы находим у имама аш-Шафии. Речь именно о том, что он достоверно говорил.

Мне удалось найти лишь два высказывания имама аш-Шафии. Первое – в начале его книги «Рисаля», второе – то, что передал от него Ибн Аби Хатим в своей книге «Манакыбу Шафии» и, в свою очередь, привёл хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни.

Итак, имам аш-Шафии во вступлении к своей книге «Ар-Рисаля» (с. 7-8) сказал:

الحمد لله . . الذي هو كما وصف به نفسه وفوق ما يصفه به خلقه

«Хвала Аллаху, который является таковым, каким Он себя описал сам, и который выше того, как описывают Его творения».

Шейх уль-Ислам Фахруддин Мухаммад ибн Умар ар-Рази аль-Бакри (544–606 гг. х.) в своей книге «Манакиб аш-Шафии» (стр. 114) сделал из слов имама следующий вывод:

وذكر الشافعي في خطبة كتاب الرسالة أنه لا يبلغ الواصفون كنه عظمته ، وأنه كما وصف نفسه ، وفوق ما يصفه به خلقه. وهذا الكلام يدل على أنه كان يعتقد أنه تعالي ليس بجسم ، ولا في جهة. وإلا لبلغ الواصفون كنه عظمته

«Аш-Шафии сказал во вступительной речи в книге “Рисаля”, что люди, которые описывают Аллаха, не смогут постичь истинную сущность Его величия. И что Он таков, каким сам Себя описал, и выше того, каким Его описывают творения. Это указывает на то, что он был убеждён, что Он (Господь) не является телом и не располагается в какой-либо стороне, а иначе люди, которые описывают Господа, постигли бы истинную сущность Его величия».

Превыше Аллах того, что Ему приписывают сегодня псевдосалафиты. Превыше наш Творец того, чтобы Ему придавали части тела, органы, пространственные границы, место, направление, сидение на Троне, перемещение в пространстве и прочие качества творений. Да исправит их Аллах, и да не собьёт Он нас с пути истины. Амин.

Второе высказывание приводит хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни в труде «Фатх-уль-Бари» (13/407):

وأخرج بن أبي حاتم في مناقب الشافعي عن يونس بن عبد الأعلى سمعت الشافعي يقول لله أسماء وصفات لا يسع أحدا ردها ومن خالف بعد ثبوت الحجة عليه فقد كفر وأما قبل قيام الحجة فإنه يعذر بالجهل لأن علم ذلك لا يدرك بالعقل ولا الرؤية والفكر فنثبت هذه الصفات وننفي عنه التشبيه كما نفى عن نفسه فقال ليس كمثله شيء

«Ибн Аби Хатим в “Манакыб аш-Шафии” вывел от Юнуса ибн Абдуль-А’ля: “Я слышал аш-Шафии, который сказал: «У Аллаха есть имена и атрибуты (сифат), которые никто не может отрицать. Тот, кто противоречит этому, услышав обоснования им, впал в неверие. До обоснования их его можно оправдать его невежеством, потому что знание этого не достигается одним лишь разумом, зрением или размышлением. Мы говорим о наличии этих атрибутов и отрицаем, что они подобны чему-либо, как Он сам отрицает это в Своих словах: «Нет ничего подобного ему«”».

Ибн Аби Хатим ар-Рази (240–327 гг. х.) написал книгу «Адабу Шафии ва манакибуху», в которой привёл это высказывание имама аш-Шафии. Однако в существующем сегодня издании этих слов нет, что говорит о том, что книга не дошла до нас в полноценном виде. Но мы точно знаем, что она была доступна великому мухаддису Ибн Хаджару аль-Аскаляни, который цитировал её. А он, без сомнения, достойный доверия учёный.

В этой цитате имам аш-Шафии, вероятно, ведёт речь о сифатах ас-сам’ия (или, по-другому, аль-хабария).

Имам Абу Бакр аль-Байхаки (384–458 гг. х.) сказал в книге «Аль-Итикад» (с. 71):

أما السمعي: فهو ما كان طريق إثباته الكتاب والسنة فقط، كالوجه واليدين والعين

«Что касается сифатов (атрибутов) ас-сам’ия, то это сифаты, устанавливаемые только Кур`аном и Сунной, такие, как ваджх (букв.: лик), йадайн (букв.: две руки) и айн (букв.: глаз)».

То есть после того, как мусульманин получит доказательства наличия у Аллаха этих сифатов, он не имеет права их отрицать. Ведь Аллах в Кyр`ане описал Себя ими.

Далее мы видим, что имам аш-Шафии отрицает в своих словах уподобление – ташбих – (التشبيه) и в качестве довода приводит аят «Нет ничего подобного Ему» (Сура аш-Шура, аят 11).

Почему это важно?

Есть понятие ташбих (частичное подобие), а есть тамсиль (полное подобие). В суре аш-Шура в 11 аяте отрицается тамсиль (полное подобие), но и саляфы, и последующие учёные Ахлю-Сунна понимали из этого аята отрицание и ташбиха тоже.

Псевдосалафиты (ваххабиты) считают иначе и полагают, что ташбих не следует отрицать.

Шейх Аль-Хумейис из числа ваххабитов в своём шархе к «Ар-Рисаля ат-Тадмурия» (с. 186) Ибн Таймийи говорит:

وعلى هذا لا يصح أن ينفي الشبه بين الله وبين خلقه مطلقاً في أصل اللغة إنما يكتفي بنفي المماثلة فحسب، ولذلك جاء القرآن والسنة بالثاني دون الأول.ففي القرآن قوله تعالى: {لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ} ولم يأت في شيء من القرآن والسنة (ولا يشبهه) لما ذكرنا.

«И согласно этому неправильно по правилам арабского языка отрицать схожесть (ташбих) между Аллахом и Его творениями в абсолютном виде. Достаточно отрицать полное подобие (тамсиль). Поэтому в Кyр`ане и Сунне было ниспослано это (отрицание полного подобия, но не ташбиха). В Кyр`ане Всевышний Аллах говорит: “Нет ничего, подобного Ему” (42:11), нигде – ни в Кyр`ане, ни в Сунне – не встречаются слова “нет ничего схожего (ля юшбиху) с Ним”, как мы сказали».

Другой ваххабит, шейх аль-Усаймин сказал в книге «Шархуль Каваидуль мусля» (с. 66) по поводу отрицания ташбиха следующее:

وكان الأولى في التعبير أن يقال المماثلة بدلاً من المشابهة وذلك لعدة أسباب : الأول أن لفظ المماثلة هو اللفظ الذي عبرالله به ، فإنك لا تجد في القرآن أن لله تعالى نفى المشابهة ، وإنما نفى المماثلة ؛ وذلك لأن المماثلة هي التي تقتضى المساواة

«По нескольким причинам лучше озвучить [отрицание] “тамсиля” (полного подобия) вместо “ташбиха” (частичного подобия). Слово “мумасаля” использовал Всевышний, поистине, ты не найдёшь в Кyр`ане отрицания частичного подобия Всевышним. Поистине, Он отрицает полное подобие, и это потому, что “мумасаля” и есть то, из чего вытекает “равенство”».

В этом они следуют своему шейху Ибн Таймие, который в книге «Баян тальбис аль-джахмия» говорил о наличии частичного сходства между Всевышним Аллахом и Его творениями. Поэтому мы заслуженно нарекаем их «мушаббиха» (уподобляющие).

В целом методология имама аш-Шафии не отличается от общей линии праведных саляфов.

И хафиз Ибн Касир (701–774 гг. х.), комментируя аят об истава на Троне, говорит следующее в книге «Тафсир аль-Куръан аль-Азым» (3/426-427):

وَإِنَّمَا يُسلك فِي هَذَا الْمَقَامِ مَذْهَبُ السَّلَفِ الصَّالِحِ: مَالِكٌ، وَالْأَوْزَاعِيُّ، والثوري، وَاللَّيْثُ بْنُ سَعْدٍ، وَالشَّافِعِيُّ، وَأَحْمَدُ بْنُ حَنْبَلٍ، وَإِسْحَاقُ بْنُ رَاهَوَيْهِ وَغَيْرُهُمْ، مِنْ أَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ قَدِيمًا وَحَدِيثًا، وَهُوَ إِمْرَارُهَا كَمَا جَاءَتْ مِنْ غَيْرِ تَكْيِيفٍ وَلَا تَشْبِيهٍ وَلَا تَعْطِيلٍ. وَالظَّاهِرُ الْمُتَبَادَرُ إِلَى أَذْهَانِ الْمُشَبِّهِينَ مَنْفِيٌّ عَنِ اللَّهِ، فَإِنَّ اللَّهَ لَا يُشْبِهُهُ شَيْءٌ مِنْ خَلْقِهِ، وَ {لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ} .

«Мы же идём в этом вопросе по пути праведных саляфов: имамов Малика, аль-Аузаи, ас-Саури, Лейса, аш-Шафии, Ахмада, Исхака ибн Рахавейха и других мусульманских имамов прошлого и настоящего. И этот [метод] таков: проходить их так, как они пришли, без придания образа, уподобления и опустошения. Буквальное указание, приходящее на ум уподобляющих (мушаббиха), отрицается в отношении Аллаха. Всевышний Аллах не подобен ничему из Своих творений: “Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий”».

Это и есть методология имама аш-Шафии и остальных имамов относительно аятов и хадисов, буквальный смысл которых внушает мысль о подобии между Аллахом и Его творениями.

Имаму аш-Шафии были приписаны некоторые высказывания по вероубеждению, авторство которых на самом деле недостоверно. К сожалению, они получили большое распространение в соцсетях благодаря псевдосалафитам.

Отмечу, что, указывая на их недостоверность, мы не говорим, что в них есть что-то противоречащее нашей акыде. Но при переводе на русский язык они вызывают у неподготовленного читателя недоумение и противоречие.

1. Начнём с самого распространённого высказывания, которое приписывается имаму аш-Шафии (перевод псевдосалафитов):

القول في السنة التي أنا عليها، ورأيت أصحابنا عليها أهل الحديث الذين رأيتهم وأخذت عنهم، مثل سفيان ومالك وغيرهما: الإقرار بشهادة أن لا إله إلا الله، وأن محمدا رسول الله، وأن الله تعالى على عرشه في سمائه، يقرب من خلقه كيف شاء، وأن الله تعالى ينزل إلى سماء الدنيا كيف شاء

«Высказывание о Сунне, которого придерживаюсь я, а также наши соратники из числа знатоков хадисов, которых я видел, и у которых я обучался, например, Суфьян, Малик и другие, состоит в подтверждении свидетельства, что нет никого, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха; что Всевышний Аллах находится на Своём Троне на небе, приближаясь к Своим творениям так, как пожелает; и что Всевышний Аллах нисходит на ближнее небо так, как пожелает».

Это приводит Ибн Кайим в труде «Иджтима аль-Джуйуш аль-Исламиййа» (с. 165); Ибн Таймия в книге «Маджму аль-Фатава» (4/181); Аз-Захаби в книге «Аль-Улюв» (с. 120).

Примечания:

а) в оригинале цитаты не сказано «находится на Своём Троне на небе». Это недопустимый перевод. Выражение «’аля Аршихи фи самаихи» (على عرشه في سمائه) (букв.: над Своим Троном, в небе Своём) – это подтверждение текстов Кyр`ана и Сунны без углубления в их смысл. Мы лишь подтверждаем, а что на самом деле имеется в виду, мы оставляем на Аллаха. Этот метод называется «тафвид». В Кyр`ане в шести местах говорится, что Аллах «аля-ль-Арши» (عَلَى الْعَرْشِ) (над Троном). В суре аль-Мульк сказано «фи-с-самаи» (فِي السَّمَاءِ) (в небе).

В эпоху праведных саляфов джахмиты обвиняли их в уподоблении только лишь за сам факт подтверждения аятов и хадисов, буквальный смысл которых внушал подобие. А это явное заблуждение и противоречие Откровению. Поэтому саляфы в своих высказываниях уделяли этому внимание, подтверждая качества, которыми Аллах описал Себя.

Тех, кто подтверждал эти тексты, не толковал их, а смысл оставлял на Аллаха, джахмиты и мутазилиты обвиняли в хашавизме и ташбихе.

Например, хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.), упомянув в книге «Лисан аль-Мизан», что мутазилитский учёный Ибн ан-Надим обвинил Ибн Кулляба в хашавизме, сказал (3/291):

يريد من يكون على طريق السلف في ترك التأويل للآيات والأحاديث المتعلقة بالصفات ويقال لهم المفوضة , وعلى طريقته مشى الأشعري في كتاب الإبانة

«[Под обвинением в хашавизме Ибн Кулляба] имеется в виду ситуация, когда, следуя примеру саляфов, учёный отказывается от толкования аятов и хадисов, связанных с сифатами, о них говорят – муфаввида (то есть оставляющие смысл на Аллаха). И этого пути придерживался аль-Ашари в книге “Аль-Ибана”».

Поэтому некоторые саляфы и говорили, что признаком джахмитов является обвинение оппонентов в ташбихе. А радостные псевдосалафиты-ваххабиты подхватили эти слова и начали кидаться ими в ашаритов – якобы это было сказано о них.

А надо всего лишь видеть разницу между теми, кто делал тафвид, и теми, кто реально впал в ташбих, как псевдосалафиты;

б) это высказывание передаёт суфий Абуль-Хасан аль-Хаккари (умер в 486 г. х.). Ваххабиты даже издали книгу под названием «Акыда аш-Шафии» аль-Хаккари, то есть акыду, которую он якобы получил от имама аш-Шафии по иснаду. Какую оценку ему как передатчику дают учёные?

Аз-Захаби сказал об аль-Хаккари в труде «Мизан аль-Итидаль» (3/112):

قال أبو القاسم بن عساكر: لم يكن موثقا. وقال ابن النجار: متهم بوضع الحديث وتركيب الأسانيد

«Абуль-Касим ибн Асакир сказал: “Он не был надёжным”. Ибн ан-Наджар сказал: “Он был обвинён в выдумывании хадисов и цепочек к ним”».

Ибн Хаджар аль-Аскаляни написал в книге «Лисан аль-Мизан» (5/483):

وكان الغالب على حديثه الغرائب والمنكرات وفي حديثه أشياء موضوعة ورأيت بخط بعض أصحاب الحديث أنه كان يضع الحديث بأصبهان.

«Он преимущественно передавал отвергаемые хадисы (противоречащие остальным) и хадисы, которые не передавали другие. Среди передаваемых им хадисов были выдуманные. Я видел, как некоторые хадисоведы писали, что он выдумывал хадисы в Исфахане».

Он не был достоин доверия. Меня удивил тот факт, что ваххабиты, цитируя это высказывание, приписываемое имаму аш-Шафии, указывали в источниках книгу «Улюв» аз-Захаби. Но сами они либо не заглядывали в неё, либо намеренно скрыли оценку аз-Захаби.

Так вот, аз-Захаби привёл в книге «Улюв» две цитаты от имама аш-Шафии. Одну – переданную аль-Хаккари, о которой мы говорим, а вторую – цитату из некого завещания имама аш-Шафии, которое также приписано ему. Затем аз-Захаби сказал в труде «Улюв» (с. 165):

إسنادهما واه

«Оба иснада крайне слабые».

Таким образом, это высказывание нельзя приписать имаму аш-Шафии;

в) также отметим, что шафииты вообще не передавали это высказывание, хотя до них как до последователей имама аш-Шафии оно должно были дойти в первую очередь. Это также говорит о том, что это выдумка кого-то из поздних.

2. Следующий текст, приписанный имаму аш-Шафии – это акыда, которая передаётся через Абу Талиба аль-‘Ашаари

В нём также нет недочётов со стороны акыды. Этот текст написан по методу подтверждения (исбат) сифатов, буквальный смысл которых внушает подобие. Но он является подтасовкой и выдумкой в отношении имама аш-Шафии. И это прямо утверждает хафиз аз-Захаби.

Аз-Захаби сказал в книге «Мизан аль-И’тидаль» (3/656):

محمد بن علي بن الفتح، أبو طالب العشاري. شيخ صدوق معروف، لكن أدخلوا عليه أشياء فحدث بها بسلامة باطن، منها حديث موضوع في فضل ليلة عاشوراء. ومنها عقيدة للشافعي.

«Мухаммад ибн Али ибн аль-Фатх Абу Талиб аль-‘Ашаари – известный шейх, достойный доверия. Однако в его хадисы вписали некоторые вещи, которые он передавал дальше, думая, что они достоверны. Например, хадис о достоинстве ночи Ашура и акыда аш-Шафии».

Также аль-Кавсари сказал в примечаниях к книге «Сайфу-с-Сакыль»:

و(اعتقاد الشافعي) المذكور في ثبت الكواراني كذب موضوع مروي بطريق العشاري وابن كادش

«Акыда аш-Шафии, которая упомянута в “Сабате” аль-Каварани – ложь и измышление, передающиеся через пути аль-‘Ашаари и ибн Кадиша».

Примечания:

а) этот текст по акыде приводит Ибн Аби Я’ля аль-Ханбали в труде «Табакат аль-Ханабиля» (1/283) со следующим иснадом: от Аль-Мубарака ибн Абдуль Джаббара, от Абу Талиба аль-‘Ашаари, от Али ибн Мурдика, от Ибн Аби Хатима, от Юнуса ибн Абдиль-А’ля аль-Мисри, от имама аш-Шафии.

Как сказал аз-Захаби, Абу Талибу аль-‘Ашаари была подсунута акыда аш-Шафии. У мухаддисов это называется «талкин». Это случай, когда мухаддис не знает наизусть хадисы, но они имеются у него в виде записей, и он не имеет права отдавать свои записи никому, чтобы в них ничего не вписали. Иначе он будет передавать то, что в них внесли, как свои хадисы. Вот это и произошло с записями Абу Талиба;

б) интересно то, что начало и конец этого текста совпадают с приведённой нами в начале цитатой из «Фатхуль-Бари» со ссылкой на Ибн Аби Хатима, который передал от Юнуса ибн Абдиль-А’ля слова имама аш-Шафии.

Вероятно, что подтасовщики, сочинив этот текст, оставили начало и конец и выдали это за слова, переданные Ибн Аби Хатимом якобы как акыда имама аш-Шафии;

в) этот текст также не был распространён среди шафиитов.

 

Пища для размышлений

Подавляющее большинство последователей имама аш-Шафии были ашаритами, остальная, меньшая часть, хоть и не относила себя к ашаритами, но имела такие же убеждения. Разница была в том, что они не углублялись в калямические рассуждения и не применяли толкование к аятам и хадисам о сифатах. В этом они придерживались больше методологии Ахлю-ль-Хадис. Однако они были муфаввидами, которые считали тексты о сифатах из числа муташабихат, а их смысл оставляли на Аллаха. К таким шафиитами можно отнести Ибн Сурейджа, Абу Музаффара ас-Сам’ани, аль-Багави, Аль-Имрани, Абу Хамида аль-Исфарайини и других.

Обе эти группы внутри шафиитского мазхаба считали, что методологией имама аш-Шафии в вопросе сифатов был тафвид. Обе группы отрицают телесность Аллаха, наличие у Него частей тела, места, стороны, Его сидение на Троне и прочие признаки творений, которые ваххабиты с охотой подтверждают.

Теперь у вас выбор. Кому поверить? Чьё понимание акыды имама аш-Шафии взять? То, как её понимали сами шафииты, будь они ашариты или ахлю-хадис из их числа, или же как это понимали Ибн Таймия, Ибн Кайим и современные псевдосалафиты?!

Шафииты передавали книги и высказывания имама аш-Шафии из уст в уста. И по цепочке знаний им было передано именно такое понимание акыды имама аш-Шафии, а не то, как её понял спустя 500 лет Ибн Таймия, а затем его последователи сегодня.

 

ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ ЧЕТЫРЁХ ИМАМОВ: ИМАМ АБУ ХАНИФА

ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ ЧЕТЫРЁХ ИМАМОВ: ИМАМ МАЛИК ИБН АНАС

ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ ЧЕТЫРЁХ ИМАМОВ: ИМАМ МУХАММАД ИБН ИДРИС АШ-ШАФИИ

 

Абдул-Карим аль-Кунаби

По материалам: https://darulfikr.ru/

Комментарии Вход