Вернуться к братству сподвижников

11 октябрь 2018 1792 0
Режим чтения

Едва возможно найти уголок в мире, где не найдется хотя бы несколько мусульман. Количество представителей этой общины выросло так сильно, что об этом не могли мечтать верующие предыдущих поколений. «Салям» звучит на всех континентах и из уст многих неарабоязычных народов. Мы путешествуем в Турцию, Великобританию, Иорданию, встречаем там незнакомого человека и говорим «ахи» (брат), и в своем городе к единоверцам обращаемся так же. Но тут необходимо задать себе вопрос, что означает это слово и какой смысл мы в него вкладываем.

В арабском языке брат по крови и брат по вере определяется одним и тем же словом.

Хотя Ислам высоко ценит родственные связи и кровные узы, встречались случаи, когда родственники по крови были «по разные стороны баррикад»: один брат — ярый многобожник, а второй — соратник Мухаммада (мир ему и благословение), отец стоял против сына, дядя — против племянника. Подобными примерами насыщена история на рассвете Ислама. А верующие люди, по сути, чужие друг для друга, были готовы отдать все ради безопасности и жизни своего брата по вере.

Существует много аятов Кyр`ана, которые разъясняют, что верующие не чужие друг для друга, как например:

«Поистине, верующие — братья» (Кyр`ан 49:19).

Это повлекло за собой зарождение совершенно нового вида отношений, пересмотра ценностей, осознания прав и обязанностей друг перед другом.

В достоверном хадисе от Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передано, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

«Мусульманин мусульманину брат, и он (не должен) ни притеснять, ни предавать его. Тому, кто (поможет) своему брату в нужде его, Аллах (поможет) в его собственной нужде, того, кто избавит мусульманина от печали, Великий и Всемогущий Аллах избавит от одной из печалей Дня воскресения, а (грехи) того, кто покроет (грехи) мусульманина, Аллах покроет в День воскресения».

Как это отразилось в делах мусульман? Когда Пророк (мир ему и благословение) побратал Абдуррахмана ибн Ауфа с Саадом ибн ар-Рабиа аль-Ансари, Саад сказал своему брату Абдуррахману:

«О брат мой! Я самый крупный собственник в Медине, и у меня есть два сада. Кроме того, я женат на двух женщинах. Выбери сам из этих двух садов один, который тебе приглянется, и я уступлю его тебе, а также выбирай одну из моих жён, которая нравится тебе больше, чтобы я развёлся с ней, и ты смог бы взять её».

И это не единичный случай. Далее мы встречаем хадис у Бухари и Муслима, где Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит:

«В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой».

И на примере ближайшего друга и соратника Пророка (мир ему и благословение), Абу Бакра, мы видим проявление предписанного сопереживания и сострадания слабым и угнетенным верующим собратьям. Сообщается, что Абу Бакр до переселения в Медину выкупил у многобожников как минимум 7 рабов-мусульман и даровал им свободу, причем цена их была по меркам тех времен очень высока.

И бывало так, что, будучи многобожником, человек мучал и издевался над верующими рабами так, что те ненавидели его и готовы были убить, но затем этот человек принимал Ислам, и угнетенному рабу этот бывший мучитель становился любимей всех на свете (как, например, Умар ибн аль-Хаттаб для его бывших рабов).

Братья того времени грустили и радовались вместе, голодали и разговлялись вместе. Так, например, голод вывел в полуденную жару Умара, Абу Бакра и Пророка (мир ему и благословение) из их домов, и они вместе пошли к дому Абу Айюба аль-Ансари, а тот поспешил угощать братьев всем тем, что у него было.

Таково было братство сподвижников. Таковыми были их милосердие и любовь друг к другу. Без корысти, хитрости, двуличности. Такому братству должны научиться мы… Всевышний любит тех, которые живут, работают, стоят плечом к плечу для защиты религии, справедливости и друг друга:

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путем» (Кyр`ан 3:103).

Евгений Глущенко

По материалам: http://islam.plus/

Комментарии Вход