Вера делает нас мудрыми, а нашу жизнь — этичной

30 март 2021 1401 0
Режим чтения

«Какой бы поступок ты ни совершал, что бы ты ни читал из Кyр`ана и что бы вы ни совершали, Мы наблюдаем за вами с самого начала. Ничто на земле и на небе не скроется от твоего Господа, будь оно даже весом в мельчайшую частицу, или меньше того, или больше того. Все это — в ясном Писании. Воистину, угодники Аллаха не познают страха и не будут опечалены. Они уверовали и были богобоязненны. Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни. Слова Аллаха не подлежат отмене. Это великое преуспеяние» (Кyр`ан, 10:61–64)

Каждый день мы принимаем различные решения: связанные с едой, одеждой, бизнесом, спортом, развлечениями, отношениями с семьей, друзьями, соседями, коллегами, мусульманами, немусульманами и так далее. Иногда эти вопросы простые и легкие, а иногда сложные и трудные.

В некоторых случаях они носят социальный и финансовый характер, а иногда — экономический и политический. Иногда они затрагивают национальный уровень, а иногда — международный. В зависимости от того, кем мы являемся, от нашего возраста, профессии и жизненного положения, места, в котором мы живем, обстоятельств и условий, которые нас окружают, мы все в той или иной степени вовлечены в процесс принятия решений.

 

Этические принципы

У ислама очень сильная этическая концепция. Она учит нас тому, что все наши слова и действия нужно очень тщательно взвешивать, а наши решения должны быть этичными. Нам следует помнить об определенных принципах нашей веры и правилах жизни.

По сути, каждому из нас предлагается учесть следующее:

1) Аллаху известно все, что я говорю и делаю, и все записано в книге деяний.

2) В Судный день Аллах попросит меня дать отчет обо всем, что я сказал и сделал в своей жизни.

3) Являются ли мои действия законными с точки зрения ислама, правильными или неправильными, справедливыми или несправедливыми, хорошими или плохими?

4) Каковы будут последствия моих слов и действий?

5) Каковы мои другие обязанности и ответственность? Соблюдаю ли я баланс между ними?

6) Каковы права других людей, с которыми я состою в родстве и среди которых живу?

7) Что моя совесть говорит о решении или действии, которое я собираюсь предпринять?

8) Какова цель моей жизни? Какое у меня видение и миссия?

 

Вера и мудрость

В каждой ситуации мы должны обращаться к Кyр`ану и Сунне, к единогласному мнению мусульманских ученых, а также к разуму.

Мы также должны принимать во внимание обычаи, традиции, разные культуры, а также правила и нормы. Ислам подчеркивает все эти вещи и учитывает их.

В исламской терминологии это также называется аль-хикма (мудрость и проницательность). Мудрый человек — это тот, кто знает, что делать, когда и в какой ситуации.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) пришел учить Книге Аллаха — Кyр`ану — и мудрости. Об этом много раз упоминается в Кyр`ане (См. суры «Корова», 2:129, 151 и 231; «Семейство Имрана», 3:164; «Женщины», 4:113; «Союзники», 33:34; «Собрание», 62:2).

Кyр`ан содержит не только правила, но и мудрость. Сунна тоже полна мудрости. Она дает нам практические правила и рекомендации по принятию этических решений. Никто не может принимать правильные этические решения без мудрости.

 

Пример пророка Юсуфа (мир ему)

Возьмем пример пророка Юсуфа (Иосифа) (мир ему) в качестве образца этичного и мудрого решения вопросов. История пророка Юсуфа — самая красивая в Кyр`ане. Это самая насыщенная, драматическая и захватывающая история, и она полна этических суждений.

Пророк Юсуф был очень талантливым, умным и красивым человеком. Ему приходилось сталкиваться со всевозможными ситуациями: ревностью, обманом, рабством, соблазнением и заключением, а также властью, престижем и авторитетом.

В каждой ситуации пророк Юсуф (мир ему) действовал самым этичным образом. Он пережил невзгоды, сохранил самообладание перед лицом соблазна и проявил сострадание и прощение после обретения власти.

Пророк Юсуф (мир ему) не держал обиды ни на тех, кто плохо с ним обращался, ни на тех, кто посадил его в тюрьму. Он простил своих братьев, которые бросили его в канаву.

Со всем радушием он принял и выполнил просьбу истолковать видение царя Египта, хотя пророк все еще находился в египетской тюрьме, и просьба поступила от человека, которого однажды пророк Юсуф попросил напомнить царю о нем, но тот забыл, в результате чего Юсуф остался в тюрьме еще на много лет.

Пророк Юсуф без колебаний помогал народу Египта, когда он нуждался в его помощи. Он спас их от ужасного голода, при этом смог спасти свою собственную семью и народ. Он смог заставить их всех перебраться в Египет.

Одним словом, Пророк Юсуф был умен, но не хитр. Он знал, как использовать ситуацию в своих интересах, но он не был авантюристом. Он был человеком с характером, правдивым и искренним.

 

Внутренний голос сердца

Мы должны научиться проживать каждую ситуацию с глубоким видением и пониманием. Ни при каких обстоятельствах мы не должны упускать из виду наши моральные ценности.

Что бы мы ни говорили и ни делали, нужно опираться на мудрость и моральные принципы. Не все правила записаны в Коране и хадисах; многие решения зависят от нашей совести и внутреннего голоса сердца.

Сообщается, что Вабиса ибн Ма’бад (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Я пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), желая спросить его обо всем, что касается благочестия и греха, но я обнаружил, что вокруг него собрались люди. Я пошел к нему, пересекая людей. Они сказали мне: “Прочь, о Вабиса, отойди от Пророка”. Я сказал: “Я — Вабиса; позвольте мне подойти к нему. Мне очень нравится быть с ним рядом”.

Пророк сказал: “Подойди, о Вабиса”. Поэтому я подошел очень близко к нему (и сел так близко к нему), пока мои колени не коснулись его колен.

Пророк сказал: “О Вабиса, я должен сказать тебе то, что ты хочешь знать, или ты хочешь спросить?” Я сказал: “О Посланник Аллаха, скажи мне”.

Он спросил (меня): “Ты пришёл, чтобы спросить о благочестии?” Я сказал: “Да”. Пророк сложил три пальца вместе, а затем прижал их к моей груди и сказал:

“Спроси (об этом) своё сердце (ибо) благочестие есть то, в чём почувствовали уверенность душа и сердце, а греховное — это то, что (продолжает) шевелиться в душе и колебаться в груди, даже если люди (не раз) скажут тебе (, что ты поступил правильно)”» (Ахмад).

 

Д-р Музаммиль Сиддики (Dr. Muzammil H. Siddiqi)

По материалам: https://www.islam.plus/

Комментарии Вход