Упование на Всевышнего
Так же, как Всевышний Аллах испытывает всякого человека, Он испытывает и целые народы. Хорошее время сменяется плохим, тяжелым, блага — потрясениями. В Кyр`ане об этом говорится:
«Если вам нанесена рана, то ведь подобная рана уже была нанесена и тем людям. Мы чередуем дни (счастье и несчастье) для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас павших мучеников, ведь Аллах не любит беззаконников» (Кyр`ан, 3:140).
Испытания бывают разными. Пророк Айюб (мир ему) был испытан болезнью, смертью детей и бедностью:
«[Вспомни, Мухаммад,] Айюба, как он взывал к своему Господу: «Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты — Милосерднейший из милосердных!»
Пророк Сулейман (мир ему) был испытан богатством, властью и величием:
«Мы подчинили Сулейману сильный ветер, дувший по его повелению на землю, которую Мы благословили. Мы знаем о всякой вещи» (Кyр`ан, 21:81);
«Мы даровали знание Давуду и Сулейману, и они сказали: „Хвала Аллаху, который предпочел нас многим из Своих верующих рабов!“» (Кyр`ан, 27:15).
Айюб проявил терпение, а Сулейман был благодарен. В известном хадисе наш Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Любое положение верующего — благо для него. Если его постигает добро, он благодарит и получает награду. Если его постигает вред, он проявляет терпение и получает награду. И это только для верующего».
А вот, как говорит Всевышний не о пророках, а об обычных людях:
«Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: „Господь мой почтил меня!“ Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: „Господь мой унизил меня!“» (Кyр`ан, 89:15–16).
Причина подобного поведения — слабость веры. Если человек далек от Аллаха и понимания смысла жизни, ему крайне сложно выдержать испытания. Кто‑то прибегает к алкоголю, кто‑то к наркотикам или безграничным развлечениям, чтобы как‑то забыть трудности этой жизни, а кто‑то заканчивает самоубийством.
Целью испытания является укрепление веры, воспитание личности или даже целого общества. Испытания могут способствовать выявлению искренне верующих, слабых верой и лицемеров, а также показать человеку его пороки или недостатки, которые следует исправлять.
«Аллах не оставит верующих в том положении, в котором вы находитесь, пока не отличит скверного от благого. Аллах не откроет вам сокровенное знание, однако Аллах избирает среди Своих посланников того, кого пожелает. Уверуйте же в Аллаха и Его посланников, ведь если вы уверуете и будете богобоязненны, то получите великую награду» (Кyр`ан, 3:179).
Аллах послал верующим поражение в сражении при Ухуде, чтобы ошибка, которую они совершили, была исправлена в последующем. Как мы знаем, Пророк (мир ему и благословение) приказал отряду лучников оставаться на горе и охранять тыл мусульман, но они устремились к благам мирским, побежав раньше времени собирать трофеи. И это ослушание стоило мусульманам поражения и гибели многих героев. В Кyр`ане сказано об этом:
«Аллах исполнил данное вам обещание, когда вы уничтожали их с Его дозволения, пока вы не пали духом, не стали спорить относительно приказа и не ослушались после того, как Он показал вам то, что вы любите. Среди вас есть такие, которые желают этого мира, и такие, которые желают Последней жизни. После этого Он заставил вас бежать от них, чтобы испытать вас. Он уже простил вас, ведь Аллах оказывает милость к верующим» (Кyр`ан, 3:152).
В битве при Хунайне Аллах также послал верующим поражение, после чего помог им победить. Причиной было то, что проявился недостаток, который им следовало исправить: верующие в начале сражения полагались на свою численность, а не на помощь Всевышнего, и Аллах показал им, чего это стоит:
«Аллах одарил вас победой во многих местах и в день Хунайна, когда вы радовались своей многочисленности, которая ничем вам не помогла. Земля стала тесной для вас, несмотря на ее просторы, и вы повернули вспять» (Кyр`ан, 9:25).
Как мы видим, Всевышний посылает испытания народам и общинам, ускоряя процесс их перевоспитания. Если индивидуальное воспитание длительно и обычно заключается в наставлении, совете, замечании, личном примере, то жизненные испытания могут проверить человека, проявить его качества и недостатки и исправить их, на что при обычном воспитании требуется не один год.
В чем связь упования на Аллаха и темы испытаний?
Для верующего связь заключается в том, что в любых испытания он должен полагаться только на Господа — этим верующий отличается от человека, который забыл Аллаха.
«Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его. Аллах доводит до конца Свое дело. Аллах установил меру для каждой вещи» (Кyр`ан, 65:3).
Аллаха нам достаточно, и у Аллаха мера и сроки всего. Чего нам боятся, если время смерти и наш удел уже установлены, и никто и ничто не сможет этого изменить, кроме Самого Аллаха?! Почему нам не уповать на Всевышнего во всем, когда Он сообщает нам, что все в Его власти? Как можно полагаться на другие творения, если Он наш покровитель?
В Кyр`ане мы читаем:
«Аллаху ведомо сокровенное на небесах и на земле, и к Нему возвращаются дела. Посему поклоняйся Ему и уповай на Него, ибо Господь твой не находится в неведении о том, что вы совершаете» (Кyр`ан, 11:123).
Даже если произошло что‑то неприятное, если мы совершили ошибку или потерпели поражение, нам следует исправить причину ошибки, попросить прощения у Аллаха, обдумать случившееся и принять решение, после чего без страха и сомнений, полагаясь на Аллаха, продолжать действовать на благо нашей веры и нашего народа.
Аллах, после того, как верующие допустили серьезные ошибки, призвал пророка Мухаммада (мир ему и благословение) к следующему:
«Прости же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих» (Кyр`ан, 3:159).
Как видим, Кyр`ан дает указания, которые могут решить множество наших проблем. Кyр`ан мотивирует человека к благим деяниям, стимулирует активность, изгоняет пассивность и отчаяние. Когда мы говорим о верующем, который уповает на своего Создателя, не боится ничего и исправляет совершенные ошибки, пользуясь опытом, мы должны понимать, что все это — от веры в Аллаха.
Какими словами сподвижники Пророка начинали любое дело?
«Скажи: „Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом. Он — наш Покровитель. И пусть верующие уповают на одного Аллаха“» (Кyр`ан, 9:51).
Именно эти слова должны прояснить наше сознание, быть нашим убеждением, наполняющим сердце уверенностью, волей и стойкостью. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) всегда обращался в своих мольбах ко Всевышнему. Многие его дуа полны упования на Господа, надежды, уверенности в помощи Аллаха. В одном из таких дуа наш Пророк говорил:
«О Господь мой, я прошу Тебя направить меня по Твоему знанию, прошу Тебя помочь мне Твоим могуществом, прошу Тебя одарить меня Твоей щедростью».
В другом дуа он сказал:
«Ты знаешь, а я не знаю. Ты могуществен, я же бессилен, и Ты знаешь все сокровенное».
В завершение хотелось бы вспомнить историю Зуль-Карнайна, великого правителя и полководца. Он понимал, что пассивность и апатия, бездействие и пессимизм никак не могут быть оправданы упованием на Аллаха. Когда слабый духом и безвольный народ, подверженный лени и находящийся в состоянии морального упадка, попросил защиты от нападений Яджужа и Маджужа (Гога и Магога), Зуль-Карнайн не стал строить им стену, но организовал их, распределил задачи и призвал самостоятельно, с его помощью, вершить свою судьбу. Они вместе построили стену, защитившую их от врагов.
«„О Зуль-Карнайн! Яджудж и Маджудж распространяют на земле нечестие. Быть может, мы уплатим тебе дань, чтобы ты установил между нами и ними преграду?“ Он сказал: „То, чем наделил меня мой Господь, лучше этого. Помогите мне силой, и я установлю между вами и ними преграду. Подайте мне куски железа“. Заполнив пространство между двумя склонами, он сказал: „Раздувайте!“ Когда они стали красными, словно огонь, он сказал: „Принесите мне расплавленную медь, чтобы я вылил ее на него“. Они (племена Яджудж и Маджудж) не смогли забраться на нее и не смогли пробить в ней дыру. Он сказал: „Это — милость от моего Господа! Когда же исполнится обещание моего Господа, Он сравняет ее с землей. Обещание моего Господа является истиной“» (Кyр`ан, 18:94–98).
Так Зуль-Карнайн показал истинный смысл упования — упования на Аллаха после того, как человек сделает все, что может, мыслями и делами. Как сказал наш Пророк (мир ему и благословение):
«Привяжи свою верблюдицу, и только затем полагайся на Аллаха!»
Сейран Арифов - магистр шариатских наук, из газеты «Арраид», №174
По материалам: http://islam.plus/