Удовлетворение семейных нужд
Одной из важных обязанностей мужчины является полное материальное обеспечение семьи и решение насущных проблем, так как Всемогущий Аллах, в силу природных возможностей, возложил все это на плечи мужчин. В Кyр`ане повелевается:
الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ وَبِمَا أَنْفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ فَالصَّالِحَاتُ قَانِتَاتٌ حَافِظَاتٌ لِلْغَيْبِ بِمَا حَفِظَ اللَّهُ
«Мужчины руководят женщинами, потому что Аллах дал одним преимущества перед другими и потому что они (мужчины) расходуют (на женщин) свои средства. Праведные женщины — это те, которые покорны (своим мужьям) и хранят то, что должны хранить, в отсутствие мужей» («Ниса», 4/34)
Словом قَوَّام «каууам» характеризуются такие мужчины, которые полностью обеспечивают свою семью, ограждают ее от опасностей и бед, во всем помогают и выполняют всю тяжелую работу. Наряду с этим, данное слово имеет и значение «воспитатель своих супруг, стремящийся воспитывать их соответственно Божественным установлениям и законом человеческого общества и с этой целью держащий их под своим контролем». В другом аяте Кyр`ана Аллах повелевает следующее:
وَعَلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ
«А тот, у кого родился ребенок, должен обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях» («Бакара», 2/233)
Мухаммад ﷺ делал все, что было его в силах, стараясь материально обеспечить свои семьи. При этом он, подчеркивая, что все действия, совершенные с целью добычи пропитания для своей семьи, являются разновидностью поклонения и милостыни, говорил:
دِينَارٌ أنْفَقْتَهُ في سَبيلِ اللَّهِ، وَدِينار أنْفَقْتَهُ في رَقَبَةٍ، وَدِينارٌ تَصَدَّقْتَ بِهِ عَلَى مِسْكِينٍ، وَدِينَارٌ أنْفَقْتَهُ عَلَى أهْلِكَ، أعْظَمُهَا أجْراً الَّذِي أنْفَقْتَهُ عَلَى أهْلِكَ
«Что касается средств, которые ты потратил на пути Аллаха (те, на которые ты выкупил, а затем освободил невольников; те, которые дал в качестве милостыни; те, которые ты потратил на семейные нужды), то самый большой сауаб (награда) тебя ожидает за средства, потраченные на свою семью» (Муслим, Закят, 39)
В длинном хадисе, переданном Са’д бин Аби Ваккасом (радыйаллаху анху), Пророк Мухаммад ﷺ, обращаясь к Са’ду, сказал:
وإنَّكَ لَنْ تُنْفِقَ نَفَقَةً تَبْتَغِي بِهَا وَجْهَ اللهِ إلاَّ أُجِرْتَ بِهَا حَتَّى مَا تَجْعَلُ في فيِّ امرأتِك
«За все свои благие деяния, совершенные ради милости Аллаха, пусть это будет даже кусок еды, который ты положил в рот своей супруги, за все ты получишь награду!» (Бухари, Иман, 41; Муслим, Васаят, 5)
Следовательно, каждый мусульманин получит сауаб за все усилия, приложенные им для удовлетворения семейных нужд, за средства, которые он потратил на пропитание своей семьи; и каждый честно заработанный кусок будет есть в атмосфере счастья и покоя. Чтобы с радостью положить в рот супруги кусок пищи, как это упоминается в хадисе, в семье должна царить обстановка любви и согласия. Все члены семьи должны обладать прекрасным характером и высокой нравственностью.
Дабы завоевать сердце женщины и создать в семье обстановку, когда с удовольствием можно шутить с ней, необходимо относиться к своим домашним так же, как Пророк Мухаммад ﷺ. Ибо он был очень внимательным к своим супругам, относился к ним очень вежливо и с любовью. Как рассказывала Айша (радыйаллаху анха):
«В те моменты, когда Посланник Аллаха ﷺ оставался со своими супругами наедине, он был самым добрым и улыбчивым человеком на земле» (Али аль-Муттаки, 7/222)
Чтобы прокормить свои семьи, за которые он был ответственен, он делал все, что было в его силах. Он старался, чтобы они никогда и ни в чем не испытывали нужды. При этом он отмечал, что лучше оставить свои семьи со значительным состоянием, чем они потом будут вынуждены просить у кого-либо помощи. (Бухари, Джанаиз, 36; Муслим, Васаят, 5)
Анас бин Малик (радыйаллаху анху), рассказывая о том значении, которое Пророк Мухаммад ﷺ придавал вопросу обеспечения своей семьи необходимыми продуктами, поведал такую историю:
«Как-то раз Пророк ﷺ заложил одному из иудеев свою кольчугу и взамен взял для своей семьи немного овса. В этот момент я слышал, как он промолвил:
«Семье Мухаммада на день не хватает са (мера измерения сыпучих материалов, эквивалентна примерно 3 кг и 333 грамму) пшеницы и одного са ячменя. Нет никаких сомнений в этом, так как у него ведь девять супруг» (Бухари, Бую, 14)
Обычно он кормил свои семьи тем, что продавал финики с сада, который когда-то принадлежал Бани Надир. С вырученных средств он сразу отделял столько, сколько было необходимо для годового пропитания, а оставшуюся часть средств отдавал в байтуль мал (государственную казну). Таким образом он поступал в течение всей своей жизни. (Бухари, Нафакат, 3; Муслим, Джихад, 49)
Для обеспечения своей семьи Пророк ﷺ завел верблюдов, которых отправлял на пастбища Ухуд и аль-Джамаа. Вечером, после выпаса, этих верблюдов доили, а молоком угощали гостей. А то, что оставалось после гостей, вместе с молоком утреннего надоя, делили между супругами Пророка ﷺ. Кроме этого, Умму Саляма (радыйаллаху анха) вспоминала, что Пророк Мухаммад ﷺ для каждой своей супруги выделил по одной верблюдице, имевшей свою кличку. Ему самому принадлежала верблюдица, дававшая больше, чем остальные, молока. Умму Саляма (радыйаллаху анха) говорила, что в основном они питались за счет верблюдов и овец. (Ибн Са’д, 2/494-495)
Для каждой своей супруги Пророк ﷺ повелел построить по одной отдельной комнате. Таким образом, каждую свою супругу он обеспечил жильем. Подчеркивая, что пока глава семьи не сможет решить жилищную проблему своей семьи, он не сможет найти покоя, Мухаммад ﷺ говорил следующее:
أرْبَعٌ مِنْ السَّعادَةِ المَرأةُ الصَّالِحَةُ والمَسْكَنُ الواسِعُ والجارُ الصَّالِحُ والمَرْكَبُ الهَنيءُ وأرْبَعٌ مِنَ الشَّقاءِ المرأةُ السُّوءُ والجارُ السُّوءُ والمَركَبُ السُّوءُ والمَسْكَنُ الضَّيِّقُ
«Счастье заключается в четырех вещах: праведной жене, обширном жилище, праведном соседе и удобном средстве передвижения. Несчастье также заключается в четырех вещах: плохой жене, плохом соседе, плохом средстве передвижения и тесном жилище» (Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 8/388 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 9556)
Пророк Мухаммад ﷺ, посланный как милость мирам, старался материально обеспечить свои семьи не только при своей жизни, он беспокоился и за то, чтобы после его смерти они не испытывали нужды. Поэтому он, подчеркивая свою ответственность за них, говорил:
«Один из вопросов, который огорчит меня после смерти, это ваши проблемы». (Тирмизи, Манакиб, 25)
Когда перед его благородными супругами встал вопрос — выбирать земные прелести или же вечную жизнь, они без колебаний предпочли вечную жизнь на том свете. Поэтому Пророк ﷺ не собирал средства и не копил деньги. Только для того, чтобы им после его смерти хватало на жизнь, и они не испытывали нужды, он каждой супруге завещал по 80 васк (каждый васк эквивалентен примерно 200 кг) фиников и по 20 васк пшеницы. (Ибн Са’д, 8/56; 69; 127)
Глава семьи обязан обеспечивать материальные нужды каждого члена семьи. А что касается тех, кто, чрезмерно предаваясь религиозным поклонениям, стал пренебрегать своими прямыми обязанностями, то Мухаммад ﷺ предупреждал их таким образом:
كَفَى بِالمَرْءِ إثْمَاً أنْ يحْبِسَ عَمَّنْ يَمْلِكُ قُوتَهُ
«Достаточно будет греха человеку, если перестанет он (кормить) тех (людей), пропитание которых зависит от него» (Муслим 996)
Хавла бинти Хаким, супруга Усмана бин Маз’уна, всегда красиво одевалась. Но однажды она пришла к Айше (радыйаллаху анха) в неказистом платье. Благородная Айша с удивлением спросила у нее:
– Почему ты так одета?
Та ответила:
– Мой муж все ночи напролет совершает намаз, а целыми днями соблюдает пост.
В это время в дом зашел Пророк ﷺ, и Айша поведала ему об этом. Он тут же пошел к Усману и сделал ему следующее замечание:
«Усман, нам (мусульманам) монашество не предписано. Разве я не являюсь для тебя примером? Клянусь Аллахом, я среди вас больше всех боюсь Всевышнего и больше всех уделяю внимание законам Аллаха!» (Ибн Ханбаль, 4/266; Ибн Хаджар, аль-Исаба, 4/291)
Как выражение безграничной милости, Всемогущий Господь принимает наши старания по обеспечению своих семей как одну из разновидностей религиозного поклонения. Все семейные расходы считаются своеобразной милостыней на пути Аллаха. Поэтому все, на чьих плечах лежит обязанность обеспечивать свои семьи, свои труды могут рассматривать как один из видов поклонения и стремиться к этому с огромной радостью и желанием. Но при этом не стоит впадать в крайности и все свободное время уделять лишь земным заботам. Необходимо всегда помнить и о других обязанностях мусульманина. Нельзя забывать о бренности этой жизни и о Судном дне. Ограниченное время, отпущенное нам в этой жизни, нужно правильно распределить и сделать источником радости и счастья как в этой, так и в той, потусторонней жизни.
Доц. Др. Омер Челик, Др. Мустафа Озтурк, Др. Мурат Кая, из книги: «Лучший Пример», том 3, стр. 44-48
По материалам: http://islamdinr.ru/