Табаррук: ключ к получению бараката от Аллаха

06 февраль 2024 713 0
Режим чтения

Баракят (благословение) имеет различные значения в аятах, хадисах и других текстах. Наиболее общие значения в материальном и духовном планах – это увеличение и рост. На самом же деле баракят относится к числу Божественных тайн, это результат близости к Аллаху, это плоды праведных деяний. Посредством баракята человек достигает своей мечты и спасается от различных несчастий.

 

Баракят – это ключ к благу, это милость Аллаха

Аллах вложил баракят в свою Книгу – Кур`ан, по этому поводу в одном из аятов сказано:

«Писание, ниспосланное тебе, благословенно» (Сад, 29),

также благословенным может быть место:

«Господи, приведи меня в место благословенное» (аль-Муминун , 29),

благословенно имя Аллаха:

«Благословенно имя Господа твоего, обладателя славы и почёта!» (ар-Рахман, 78),

благословенным Аллах сделал и род пророков, начиная от Ибрахима (а.с.):

«Милость Аллаха и благословение Его над вами, обитатели дома!» (Худ, 73),

и сам Аллах благословен по своей сути:

«Благословен Аллах, Господь миров!» (аль-Аʻраф, 54).

То есть мы видим, что баракята много, он во всём, что создал Аллах.

Табаррук – это поиск благословения от Аллаха посредством какой-либо вещи. И так как баракят – это увеличение и рост, то табаррук – это поиск благословения посредством вещей и всего того, что связано с праведниками, в надежде на увеличение блага по воле Аллаха. Причиной этого снова становится степень, занимаемая ими перед Аллахом.

О табарруке писали многие факихи всех четырёх мазхабов. Они все подтвердили дозволенность табаррука, однако с тем условием, чтобы он не противоречил законам Шариата. Они не только писали об этом, но и сами практиковали его, подражая праведным саляфам.

Табаррук по своей сути – это тавассуль, способ обращения к Аллаху посредством степени тех великих людей, наследием которых совершается табаррук, но снова мы повторяем, что всё это происходит по воле Аллаха.

 

Табаррук посредством сур Кур`ана

От ʻАиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся: «Во время своей предсмертной болезни Пророк ﷺ лечил себя посредством двух последних сур Кур`ана, а когда он не мог уже делать это, то я сама стала лечить его этими сурами». В другом риваяте передаётся, что когда в семье Пророка ﷺ кто-либо заболевал, то он лечил больного последними двумя сурами Кур`ана.

От Уммы Салама (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

«Лечите её сурами Кур`ана, поистине, у неё сглаз».

В другом риваяте от неё же передаётся:

«У неё желтое лицо, поэтому лечите сурами Кyр`ана».

 

Табаррук могилой Пророка ﷺ

От Дауда ибн Аби Салиха передаётся: «Однажды Марван подошёл к могиле Пророка ﷺ и обнаружил человека, приложившего к ней щеку, он схватил его за шею и сказал: «Знаешь ли ты, что делаешь?». Этот человек ответил: «Да». Это был Абу Айюб аль-Ансари (да будет доволен им Аллах). Продолжив, он сказал: «Да, я пришел к Пророку ﷺ, а не к камню. Однажды Пророк ﷺ сказал: «Не плачьте по религии, если во главе её достойные, но плачьте, если во главе её недостойные»» (аль-Хаким).

В этом хадисе указание на то, что один из сподвижников лёг щекой на могилу Пророка ﷺ. Кади Гияд сказал: «Ибн ʻУмар (да будет доволен им Аллах) прикладывал руку к минбару Пророка ﷺ, а затем прикладывал её к своей щеке».

Кади Гияд передаёт от Ибн Кясира: «Сподвижники Пророка ﷺ дожидались, когда другие покидали мечеть, прикасались к той стороне минбара, которая ближе к могиле, а затем, повернувшись в сторону Каабы, обращались к Аллаху с мольбой».

Мулла ʻАли аль-Кари сказал, что этот риваят передал Ибн Саʻд от ʻАбдуррахмана ибн ʻАбдулькари.

Автор «Гинаят аль-мунтаха» шейх Мараги ибн Юсуф аль-Ханбали сказал: «Нет ничего предосудительного в прикосновении к могиле Пророка ﷺ в надежде на баракят».

Аль-Мардави в «Аль-инсаф» сказал: «Разрешается прикосновение к могиле Пророка ﷺ, и это не относится к порицаемому (макрух)».

Ас-Самхуди в «Вафа аль-вафа» сказал: «Когда Билял (р.г.) приехал из Шама для посещения могилы Пророка ﷺ, то он плакал и ложился на неё лицом».

Когда имама Ахмада спросили о целовании могилы Пророка ﷺ, то он сказал, что в этом нет ничего предосудительного.

От Ибн Аби ас-Сайфа аль-Ямани, одного из шафиитских ученых Мекки передаётся, что он считал дозволительным целование Кyр`ана, сборников хадисов и могил праведников.

Ат-Тайиб ан-Нашири от аль-Мухибба ат-Табари передаёт, что разрешается целовать и прикасаться к могилам праведников, и этого мнения придерживались все праведные учёные.

 

Табаррук посредством волос Пророка ﷺ

От Джаʻфара ибн ʻАбдуллы ибн аль-Хакама передаётся, что Халид ибн Валид потерял свою тюбетейку во время битвы при Ярмуке и сказал: «Ищите её». Когда никто не смог её найти, то он снова сказал: «Ищите её». Когда её нашли, обнаружилось, что это старая невзрачная тюбетейка, и Халид сказал: «Однажды Пророк ﷺ совершил умру и отправился стричь волосы, и я поспешил за ним, чтобы мне достались его волосы. Я уложил его волосы в эту тюбетейку и каждый раз, надевая её перед битвой, приходил к победе».

В «Сияр аль-анбия» аз-Захаби пишет: «ʻАбулла ибн Ахмад сказал: «Я видел, как мой отец целовал волос Пророка ﷺ, прикладывал его к глазам и опускал в холодную воду. Затем он пил эту воду и излечивался. Также он лечился и водой источника Зам-Зам»».

Ибн Кясир в «Аль-бидая и ан-нихая» пишет, что у имама Ахмада в то время, когда его били, в одежде были волосы Пророка ﷺ.

Ибн Кудама аль-Макдаси пишет: «Пророк ﷺ раздавал свои волосы людям. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что когда Пророк ﷺ после кидания камней и жертвоприношения подстриг свои волосы, то волосы с правой половины головы отдал Абу Талхе аль-Ансари, а волосы с левой части головы велел раздать людям».

 

Табаррук потом Пророка ﷺ

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Умм Саляма расстилала для Пророка ﷺ кожаную подстилку, на которой он спал днём, а когда он просыпался, то она собирала его пот и волосы (Бухари). В другом риваяте передаётся: «Однажды Пророк ﷺ пришёл к нам и спал днем, а моя мать собрала его пот в отдельный сосуд. Проснувшись, Пророк ﷺ спросил, зачем она это делает, и она ответила, что использует его пот вместо духов» (Муслим, Ахмад). В другом риваяте рассказывается: «Пот Пророка ﷺ стёк на кожаную подстилку, и моя мать стала собирать его в небольшую посуду. Проснувшись, Пророк ﷺ поинтересовался, что она делает, и она ответила, что надеется на баракят. Пророк ﷺ сказал на это: «Ты поступаешь верно»» (Муслим, Ахмад). В риваяте от Абу Калябы передаётся: «Она собрала пот в отдельную посуду из-под духов. Когда Пророк ﷺ спросил у не ё, что она делает, то она ответила, что готовит духи» (Муслим, Ахмад).

Эти риваяты говорят о том, что Пророк ﷺ поддержал её поступок. Также нужно сказать, что между этими риваятами нет противоречия, так как она могла это делать для баракята и для изготовления духов.

 

Табаррук посредством одежды Пророка ﷺ

Сахл ибн Саʻд попросил у Пророка ﷺ плащ, а когда сподвижники начали его за это ругать, он ответил: «Я надеялся на баракят» (Бухари).

Асма бинт Аби Бакр (да будет доволен ею Аллах) рассказывает: «Этот плащ Пророка ﷺ, сначала он хранился у ʻАиши, а после её смерти я забрала его себе, мы его полоскали в воде, и больные лечились этой водой».

Имам ан-Навави в «Шарх ʻаля сахих Муслим» пишет: «Этот хадис доказывает дозволенность табаррука одеждой праведников».

Аз-Зубайди в «Аль-итхаф» передаёт: «В своей последней проповеди аль-Муʻавия сказал: «О люди, поистине, что посеешь, то и пожнешь, я был вашим правителем и после меня правители будут становиться только хуже, так же как до меня они были лучше. О Язид, пусть меня омоет умный человек, так как умные занимают особое место перед Аллахом. И пусть при этом вслух произносят такбир». После этого он достал кусочек одежды Пророка ﷺ и повелел поместить его непосредственно на его тело перед завёртыванием в саван».

 

Табаррук различными местами

Ибн Хаджар сказал: «Следует уважительно относиться ко всем учебным заведениям, учёным и праведникам, а также к тем местам, где останавливался или совершал молитву Пророк ﷺ, так как именно в этих местах человека может коснуться баракят».

Что же касается слов о том, что якобы ʻУмар (да будет доволен им Аллах) повелел срезать дерево, под которым была принесена присяга Ридван, для того чтобы запретить табаррук, то это нельзя считать доказательством, так как ʻУмар (да будет доволен им Аллах) мог сделать это из страха, что со временем люди начнут поклоняться этому дереву, ведь если бы табаррук был запрещён, то его сын ʻАбдулла не сидел бы под этим деревом и не поливал бы его в надежде на табаррук, ведь нет сомнения в том, что Ибн ʻУмар лучше нас понимал поступки своего отца.

 

Табаррук праведных халифов посредством перстня Пророка ﷺ

Ибн ʻУмар рассказывает, что Пророк ﷺ повелел сделать себе перстень и носил его до самой смерти, после этого перстень носил Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), после него ʻУмар (да будет доволен им Аллах), а после них ʻУсман (да будет доволен им Аллах) до тех пор, пока он не потерялся в Бир Арис. На этом перстне было написано: «Мухаммад – Посланник Аллаха». Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал: «Этот перстень искали, но найти не смогли».

Передается от Ибн Саʻда, что ʻУсман (да будет доволен им Аллах) носил этот перстень в течение шести лет. Аль-Айни говорит, что Бир Арис – это сад рядом с мечетью Куба.

Этот сад сегодня известен как Сад Пророческого Перстня, который был потерян в нём во времена ʻУсмана (да будет доволен им Аллах), в течение трёх дней люди старались найти его, но не смогли.

 

Табаррук посредством вещей других пророков

Нафиг передаёт от ʻАбдуллы ибн ʻУмара, что однажды сподвижники разбили лагерь в том месте, где жили самудяне. Они начали пить из их колодцев и даже замесили тесто. Но Пророк ﷺ повелел всю эту воду вылить, а тесто отдать верблюдам и пользоваться водой только из того колодца, из которого пила верблюдица Салиха. Имам ан-Навави сказал: «Этот хадис указывает на дозволенность табаррука тем, что осталось от пророков».

 

Табаррук посредством того, что осталось от праведников

Имам ас-Субки приехал, чтобы посетить имама ан-Навави и, узнав, что он умер, спросил, где он обычно сидел в «Дар аль-хадис». Когда ему сказали об этом, то он прикоснулся к этому месту лицом и бородой.

Передаётся от Рабига ибн Сулеймана: «Имам аш-Шафиʻи, уже будучи в Египте, сказал мне: «Отправляйся к Ахмаду ибн Ханбалу, передай ему мое письмо и вернись с ответом». Я приехал в Багдад, увидел имама Ахмада во время утренней молитвы, а после неё передал ему письмо аш-Шафиʻи. Он прочёл письмо, и глаза его наполнились слезами. Я спросил: «Что в нём?». Он ответил: «Он пишет, что во сне видел Пророка ﷺ, который сказал: «Передай привет имаму Ахмаду и скажи, что его подвергнут наказанию за то, что он придерживается мнения о несотворённости Кyр`ана, пусть он будет стоек, и тогда Аллах возвысит его степень»». И я сказал: «Радуйся, о Абу ʻАбдулла». После этого он снял свою рубашку и отдал её мне вместе с ответом. Я вернулся к аш-Шафиʻи, передал ему ответ и сказал, что он подарил мне рубашку, тогда имам аш-Шафиʻи попросил намочить её, чтобы он омылся этой водой».

В одном из риваятов говорится, что имам аш-Шафиʻи сказал: ««Я не буду просить, чтобы ты её продал мне или подарил, но помой её в воде и дай мне эту воду». Я так и сделал. И после этого я часто видел, как он зачерпывает немного воды и протирается ею для получения баракята».

Передаётся, что имам Ахмад ибн Ханбал окунул рубашку аш-Шафиʻи в воду, а затем выпил её в надежде на баракят. Посмотрите, как учёные уважали друг друга и знания в целом. Если они так относились друг к другу, то, каково было их отношение к сподвижникам и пророкам.

Из вышесказанного следует, что табаррук посредством того, что осталось от пророков, сподвижников и праведников – это Сунна, предписанная Шариатом. Доказательство тому – поступки сподвижников и согласие Пророка ﷺ с ними. Как видно, многие сподвижники практиковали это, мы с вами увидели это на примерах Ибн ʻУмара, четырёх праведных халифов, Умм Салямы, Халид ибн Валида, Василя ибн аль-Аскага, Анаса ибн Малика, Сайда ибн Худайра, имама аш-Шафиʻи, имама Ахмада и др.

 

Нияз Сабиров. Тасаввуф

По материалам: https://islam-today.ru/

Комментарии Вход