Мусульмане живут в самых разных частях планеты и контактируют с различными культурами. Это происходит не только в процессе общения, но и через другие коммуникационные каналы – чтение литературы, посещение архитектурных памятников или ознакомление с кухней какой-то страны и народа. В последнем случае нельзя исключать того, что правоверные могут нечаянно попробовать что-то запретное в рамках ислама, но распространённое на другой территории как традиционная пища.
О запрете мусульманам употреблять свинину известно даже людям, далёким от ислама. В Священном Кyр`ане сказано:
«СКАЖИ: …ЗАПРЕЩЕНА ВАМ… СВИНИНА…» (6:145)
Мусульмане не могут идти против очевидного запрета, выраженного при этом в столь явной форме. Между тем, призыв не есть мясо, жир и органы этого животного основывается как на общей традиции, характерной для авраамических религий, так и на медицинских аспектах.
Чтобы не умереть – можно
Тем не менее, даже несмотря на столь явное табу, Шариат дозволяет отступиться от этого правила в случае очевидной угрозы для человека смерти от голода. Такие ситуации носят исключительный характер, а потому рассматривать их пристально не будем (тем более смысл такого разрешения очевиден – необходимо воспользоваться возможностью выжить в случае явной угрозы кончины, т.к. жизнь дана нам в качестве аманата Всевышним, и мы должны себя беречь). Гораздо более часто происходит непреднамеренное потребление в пищу мяса свиньи или продуктов, содержащих её компоненты.
По ошибке
Начнём с главного – употребление свинины без намерения сделать это, а по ошибке, не является грехом. В суре «Аль-Азхаб» Творец говорит следующее:
«НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГРЕХОВНОЙ СИТУАЦИЯ, КОГДА ВЫ ЧТО-ТО НЕПРАВИЛЬНОЕ СОВЕРШИЛИ ПО ОШИБКЕ. ЕСЛИ ТОЛЬКО ПОДОБНОГО НАМЕРЕНИЯ У ВАС НЕ БЫЛО В ГОЛОВЕ» (33:5)
Заключительный посланник Всевышнего ﷺ в одном из своих изречений также заявил:
«Аллах простил моей умме ошибки, забывчивость и то, что пришлось сделать под принуждением» (Ибн Маджа).
Тем не менее, несмотря на наличие столь гуманных прояснений в мусульманских первоисточниках, это не значит, что верующие должны быть невнимательными к тому, что они едят, в особенности, в странах, где последователи ислама составляют меньшинство. Как раз-таки наоборот – внимание должно быть особенно обострённым в вопросах питания.
Если вы вдруг съели что-то со свининой, то необходимо очиститься от этой нечистоты. Некоторые богословы советуют промыть рот семь раз водой, один из которых – с примесью земли. Такой выход из ситуации предлагается исходя из аналогии с собакой, которая вдруг облизала человека. Но более традиционным в этом плане является подход, согласно которому ополоснуть рот достаточно один раз (и уж тем более без смешивания воды с землёй).
Что касается прикосновения к свинье, то в этом случае принципиально вопрос о том, сколько раз мыть часть тела, которого коснулось животное, не стоит. Достаточно того, чтобы в этом месте не оставалось остатков грязи (нечистот свиньи, её слюней, пота и так далее).
Но что делать, если приходится, к примеру, надевать перчатки из свиной кожи?
У богословов есть по этому вопросу общий принцип. Если то, что считается нечистотой, при соприкосновении с ним не оставляет на теле человека какие-либо влажные следы, то нет смысла заниматься очищением этого места и уж тем более обновлять тахарат (брать заново малое омовение). При наличии сомнений, что перчатки из свиной кожи вдруг оставят после себя влажные следы, следует помыть руки единожды.
Таким образом, за ошибочно съеденную свинину мусульманам грех не записывается. Однако к своему рациону питания нам надлежит обращать самое пристальное внимание.