Сила мусульманского характера
Мусульмане едины в том, что слова и поступки Пророка ﷺ верны и правдивы. Его Сунна – неотъемлемая часть нашей веры. Разногласия возникают, когда Пророка ﷺ ищут во второстепенных вещах, не пытаясь понять основную идею, ради которой Всевышний отправил его миру. Для нас он прежде всего является примером наилучшего нрава и характера человека, истинно покорного Господу.
Нисколько не умаляя важности обрядов поклонения, напомним, что о необходимости совершения намаза Посланник Аллаха ﷺ поведал только на одиннадцатом году пророчества, о джихаде и закяте – на шестнадцатом, о хадже – на двадцать первом году. Слова же единобожия он произнёс с первой минуты пророчества. Потому что именно поклонение единому Творцу формирует характер истинного мусульманина. Намаз – это примерно час в день, остальное время поклонение мусульманина проявляется в отношении с окружающими, в ведении дел, в его гражданской позиции. Может ли мусульманин десять минут в день побыть атеистом или человеком другой веры? Нет! Принимая ислам, человек полностью предаёт себя Всевышнему, освобождается от мнения людей. Абу Талиб не признал истину единобожия из-за боязни осуждения одноплеменниками. Это проявление слабости духа, бесхарактерность. Не борода, не покрывало, не поход к Каабе – только характер и нрав характеризует мусульманина.
Сообщается, что Сафван ибн Сулейм сказал:
«Однажды (Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) спросили: “О, Посланник Аллаха, может ли мусульманин быть трусливым?”. Он сказал: “Да”. У него спросили: “Может ли мусульманин быть жадным?”. Он ответил: “Да”. Спросили также: “Может ли мусульманин быть лжецом?”. Он ответил: “Нет”» (хадис передали имам Малик в «аль-Муваттаъ» (1795) и аль-Байхаки в «Шу’аб аль-Иман» (4622)).
Это сложная дилемма, большая проблема современных мусульман. Ложь противоречит самой сути мусульманского характера, но в сегодняшнем обществе она стала нормой общения. Ложь обезличивает человека, лишает его уверенности в себе и в своих убеждениях. Такие люди удобны обществу, в котором в ранг божества возведены деньги.
В достоверном хадисе из сборника Сахиха аль-Бухари переданы слова Пророка ﷺ:
«Да окажется в бедственном положении раб динара, раб дирхема и раб хамисы, который остаётся довольным, если ему даруется (это), а если нет, то он негодует; да окажется он в бедственном положении, и да вернётся к нему болезнь, и да не найдётся того, кто извлёк бы из его тела колючку, когда он уколется!»
Нужно быть, по крайней мере, Абу Джахилем, главным врагом Ислама, чтобы заслужить такие слова от милостивого Пророка ﷺ! Он желает унижения и страданий тому, кто, казалось бы, ничего плохого не сделал. Просто слишком любит деньги. Бесхарактерный человек – та самая идеальная модель потребителя, которая так на руку современному светскому обществу. Хочешь быть не хуже других – покупай. Человек с такими жизненными установками доволен только пока получает, а лишившись желаемого – негодует. Как много таких людей сегодня!
Прежде чем призвать своих сподвижников на войну во имя Ислама, повести их в бой, Пророк ﷺ долгие годы воспитывал в них твёрдость веры и характера. Именно поэтому их благородство и мужество стали примером для потомков.
В продолжении этого хадиса сказано:
«Да будет блажен тот раб с растрёпанными волосами и покрытыми пылью ногами, который станет держаться за поводья своего коня на пути Аллаха, и, если (его поставят) в охранение, он пойдёт в охранение, если же его (поставят) в тыл, он пойдёт в тыл, (а сам он настолько непритязателен, что) если он просит, то ему не позволяют, если же ходатайствует за кого-нибудь, то его ходатайство не принимают».
А много ли таких среди нас? К сожалению, немного. Но это лучшие из ныне живущих людей. Вот она, проблема многих сегодняшних мусульман: в них нет характера Пророка ﷺ. Нет храбрости, ответственности, кротости, милосердия Пророка ﷺ. Самое опасное, когда намаз становится сводом гимнастических упражнений, пост – диетой, а хадж – путешествием по святым местам.
Ещё одна важнейшая характеристика мусульманина: он не ждёт благодарности от людей и надеется только на милость Всевышнего. В суре «Инсан» священного Кyр`ана сказано (смысл):
«Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на то, что она желанна и для них самих. Они говорят: “Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности! Мы боимся от своего Господа того Мрачного и Томительного дня”. Аллах защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью».
Исламские учёные сотни лет корпят над книгами, чтобы выяснить, действительно ли те или иные слова принадлежат Пророку ﷺ. В этом отличие Ислама от других религий. По милости Всевышнего у нас есть достоверный пример. Не только намазу, но прежде всего характеру Пророка ﷺ нужно учить своих детей. Иначе они растворятся в толпе современников, как растворились те, кто называет себя мусульманами, но по сути не имеет ничего общего с этой превосходной религией. У нас есть сила, способная изменить этот мир к лучшему. Сила эта – мусульманский нрав и характер.
Латифе Джан
По материалам: https://islam.ru/