Психология и Сунна: почему Пророк ﷺ играл с детьми?

17 сентябрь 2018 2776 0
Режим чтения

Дети нуждаются в воспитании, однако в какой форме оно обычно проходит? Нас, взрослых хлебом не корми, дай лишний раз отчитать своих непоседливых чад за малейший проступок. А прийти с работы и поиграть со своими детьми в прятки, догонялки, построить гигантский замок из конструктора – нам кажется не рациональным, пустым времяпрепровождением. Тогда как дети растут играя, именно через игру они совершают открытия, меняются, взрослеют, учатся жить в этом непростом мире. Поэтому родителям, если они хотят, чтобы ребёнок вырос самостоятельным и успешным, очень важно внимательно наблюдать за игрой своего чада, поощрять его старания.

В 3–4 года малыш пытается понять, как устроен мир, познаёт себя и учится активно взаимодействовать со сверстниками. Игра создаёт особую атмосферу доверия между всеми её участниками. В этом момент взрослые оказываются на равных со своими детьми. И могут аккуратно затронуть любые вопросы, которые волнуют их сына или дочь, погасить детскую тревогу, решить конфликты.

В 6-7 лет для подрастающих детей игра – будто психотерапия для взрослых, где они восстанавливают силы. Игра позволяет ребятам испытать победу, почувствовать себя умелым, активным, компетентным. Сшейте вместе одежду для кукол, наберите шишек и палочек для поделок.

Некоторым из нас не хватает фантазии, и мы не можем представить себе игры не из магазина. Но играть можно во что угодно: готовить вместе печенья, собирать букеты из листьев, играть в астрономов, наблюдая ночью за звездами. Найдите то, что нравится вам самим: вспомните, во что любили играть в детстве вы.

Вы до сих пор полагаете, что играть – это не серьёзно, что полезнее позубрить какой-нибудь учебник… Что ж, давайте продолжим!

Чему учат игры?

В игре мы можем научить детей таким важным навыкам как рисование, плавание, кулинария, умение пользоваться разными инструментами и т.п. Воспитать командный дух, честность, уважение к правилам, любознательность, вкус к риску, волю к победе – также помогут игры.

«Организуйте пространство для игры, выделите для неё достаточно времени, заранее определив, когда наступит время обеда или учёбы», – советуют психологи.

Для маленьких детей предпочтительнее игры, в которых участники делают одно общее дело. Детям постарше нравится соревноваться – для мальчишек нет большего удовольствия, чем помериться силой с отцом.

Сейчас разнообразие игрушек в магазинах поражает воображение. Производители развивающих игр обещают родителям фантастические результаты, которых могут достигнуть их дети. Но на самом деле, чтобы расти и развиваться, детям не нужны специальные игрушки – им достаточно того, что их окружает. Всё, что прожито самостоятельно, гораздо лучше развивает ребёнка, чем игры со штампом «развивающие»

«Предложите ребенку простые предметы из повседневной жизни: природные артефакты (шишки, камешки, ракушки), бытовые предметы (ложки, плошки, прищепки). Изучая их, дети будут не спеша развивать абстрактное мышление – сравнивать, анализировать, самостоятельно осваивать цвет, форму, вкус, качество, величину», – советуют педагоги.

Как же выбрать идеальную игрушку?

Всё зависит от возраста ребёнка. Совсем маленьким детям важно, чтобы игрушка была как можно более реалистичной. Например, зайчик, такой же, как на картинке в книжке. Ребёнок только знакомится с миром, и ему важно иметь ориентиры и не запутаться. К 5-6 годам у детей уже прекрасно развита фантазия, поэтому и игрушки могут становиться менее детализированными. Ребёнку достаточно, что машинка – это нечто на колесиках. В 7-9 лет им хочется рассматривать, сравнивать, изучать, находить тонкие отличия… Именно в этом возрасте начинается эра наклеек и карточек: их можно коллекционировать, ими интересно обмениваться друг с другом.

Предлагайте ребёнку игры в соответствии с его возрастом, психомоторным и эмоциональным развитием. Не забывайте о главном – чтобы он получал удовольствие.

Пророк Мухаммад ﷺ   об отношении к детям

Примечательно, что всё, к чему призывают современные психологи, было известно мусульманам еще тысяча четыреста лет назад. Хадисы Пророка Мухаммада  рассказывают нам о том, как следует относиться к детям, чтоб воспитать их хорошими людьми.

Посланник Божий  очень любил детей и часто играл с ними. Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает:

«Однажды люди из числа бедуинов, пришедшие к Пророку , спросили: "Так вы целуете своих сыновей?"

Им ответили: "Да".

Они сказали: "А мы, клянёмся Аллахом, не целуем их".

Услышав это, Посланник Божий  промолвил: "Что я могу поделать, если Господь лишил ваши сердца милосердия?!"» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Как-то Пророк , посадив на одно колено Усаму бин Зайда, а на другое своего внука Хасана, прижал обоих к груди и обратился с молитвой к Аллаху: 

«Господи! Одари их милостью и счастьем, так как я желаю им добра и удачи!» (имам аль-Бухари).

Посланник Божий  всегда находил для детей время и заботился о них настолько усердно, насколько это было нужно для их духовного здоровья. Он играл с детьми, старался первым приветствовать их при встрече. Когда разговаривал с ними, то наклонялся, чтобы при общении смотреть им в глаза. Также Пророк Мухаммад  советовал: 

«Дарите детям подарки и дайте им прекрасное образование» (Ибн Маджа).

Сафия Фокина

По материалам: http://www.islam.ru/

Комментарии Вход