Притча о слоне

18 апрель 2023 984 0
Режим чтения

Эта притча также известна под названием «Слон в темноте». Она стала очень популярна в мусульманском мире благодаря поэме «Масвани» Джалаладдина Руми, в которой знаменитый поэт и суфий изложил ее в стихотворной форме.

Исследователи утверждают, что притча имеет древнеиндийские корни. Версии этой притчи можно встретить в исламской, индуистской, джайнской и буддистской культурах.

Предлагаем вашему вниманию притчу в изложении Руми.

Из Индии недавно приведён,

В сарае тёмном был поставлен слон,

Но тот, кто деньги сторожу платил,

В загон к слону в потёмках заходил.

А в темноте, не видя ничего,

Руками люди шарили его.

Слонов здесь не бывало до сих пор.

И вот пошёл средь любопытных спор.

Один, коснувшись хобота рукой:

«Слон сходен с водосточною трубой!»

Другой, пощупав ухо, молвил:

«Врёшь, На опахало этот зверь похож!»

Потрогал третий ногу у слона,

Сказал: «Он вроде толстого бревна».

Четвёртый, спину гладя:

«Спор пустой —

Бревно, труба, он просто схож с тахтой».

Все представляли это существо

По-разному, не видевши его.

Их мненья — несуразны, неверны —

Неведением были рождены.

А были б с ними свечи — при свечах,

И разногласья б не было в речах.

Согласно притче, группа слепых или людей, находящихся в темноте, впервые встречает слона. Каждый человек пытается понять, на что похож слон, ощупывая разные части его тела.

Один человек прикасается к хоботу слона и считает, что он похож на водосточную трубу. Другой прикасается к уху слона и считает, что это похоже на опахало. Еще один касается ноги слона и считает, что она похожа на бревно.

По мере того, как каждый человек делится своим восприятием слона, они начинают спорить друг с другом, каждый из которых убежден, что его понимание слона является правильным.

Однако никто из них не может видеть слона целиком, и поэтому никто из них не имеет полного представления о том, что такое слон на самом деле.

Притча учит, что так же, как люди в темноте не могут полностью понять слона, познав только одну его часть, мы, люди, не можем полностью понять сущность Всевышнего, познав лишь один аспект Его творения.

Мы должны стремиться понять и оценить разнообразие Божественного творения, чтобы обрести более полное понимание Его сущности.

 

По материалам: https://islam-today.ru/ 

Комментарии Вход