Примеры из жизни имама А`зама (рахматуллахи алейхи)
Известно, что Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) наряду с научной деятельностью занимался торговлей и был очень скрупулезен в этих вопросах. Имам А’зам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) является одной из ярких личностей Ислама как благодаря глубине познаний, так же и своей высокой нравственностью в торговой деятельности. Он жил на средства, вырученные торговлей и был очень состоятельным человеком. Но так как он был больше занят наукой, торговые дела вел через доверенных лиц, которых он контролировал.
В этом отношении он был очень щепетилен. Однажды он отправил своего компаньона Хафса бин Абдуррахмана торговать тканями. При этом он наказал ему:
– О Хафс! В этой партии тканей есть такие-то дефекты. Ты расскажи о них покупателю и продай по низкой цене. Абу Хафс продал ткани по указанной Имамом цене, но забыл предупредить покупателя о дефектах.
Узнав об этом, Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) спросил у него:
– Ты знаешь этого покупателя?
Когда Хафс сказал, что не знает покупателя, Имам приказал емураздать в качестве милостыни всю прибыль и ушел. Ибо скрупулезность в вопросах халяль и харам, чистота средств, данных рабу на хранение, весьма важны с точки зрения облегчения ответа на том свете. Именно такая богобоязненность Абу Ханифы (рахматуллахи алейхи) принесла баракат его торговле.
Также вызывает восхищение щепетильность великого Имама, которую он продемонстрировал из-за опасения совершить процентную сделку. Чтобы не создалась ситуация, подобная процентным отношениям, он отказался сидеть под деревом, которое принадлежало его должнику. С другой стороны, в торговле часто можно встретить и такую важную ошибку, как злоупотребление незнанием клиента. Например, клиенту, который не знает истинную цену товара, необходимо сообщить об этом. Попытка воспользоваться его незнанием, неопытностью и простотой является ни чем иным, как обманом.
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Пока два человека, совершающие куплю-продажу, не расстались друг с другом (или до тех пор, пока они не расстались), они имеют свободу выбора. Если они правильно совершили сделку и четко обговорили все условия, сделка будет благоприятной. Если же сокроют некоторые моменты и солгут, в этой сделке не будет бараката» (Бухари, Бую, 19; Муслим, Бую, 8)
Когда Имаму А’заму (рахматуллахи алейхи) некая женщина принесла для продажи шелковую одежду, он спросил у нее о цене. Женщина ответила:
– Сто дирхамов, о Имам!
Он тут же возразил ей:
– Нет, эта одежда стоит дороже.
От удивления женщина увеличила цену еще на сто дирхамов. Имам А’зам (рахматуллахи алейхи) вновь возразил ей. Женщина увеличила еще на сто и затем еще раз на сто. Имам А’зам (рахматуллахи алейхи) пояснил ей:
– Нет, эта одежда стоит дороже 400 дирхамов.
Женщина не удержалась и спросила:
– О Имам! Вы издеваетесь надо мной?
Чтобы женщине назвали истинную цену, Имам вызвал одного из знатоков рынка. Этот специалист оценил эту вещь в 500 дирхамов и Имам А’зам (рахматуллахи алейхи) купил её за эту цену. Ибо он знал, что ложь, сокрытие дефектов и изъянов товара, нарушение правил при расчете и весе приведет человека к печальным последствиям в Ахирате.
Столь скрупулезное поведение Имама А’зама (рахматуллахи алейхи) было ярким проявлением его старания следовать по пути Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) и его сподвижников. Примером для его исламского поведения, возможно, была следующая история, случившаяся в «золотой век».
Один из асхабов по имени Джарир бин Абдуллах (радыяллаху анху) пожелал купить коня. За лошадь, которая понравилась ему, продавец запросил 500 дирхамов. Джарир (радыяллаху анху) заявил ему, что за коня может дать 600 дирхамов и даже может поднять цену до 800 дирхамов. Ибо конь стоил очень дорого и продавец не знал об этом. Ему задали следующий вопрос:
– Ведь ты мог купить за 500-600 дирхамов, почему ты поднял цену до 800 дирхамов?
Джарир (радыяллаху анху) пояснил:
– Мы дали слово Посланнику Аллаха, что не будем обманывать при купле-продаже. Следовательно, никогда не стоит забывать о том, что человеку, который, не обращая внимания на халяль и харам, совершает сделки с мыслью «все что я содрал с клиента, это моя прибыль», не стоит ожидать ничего не хорошего. Более того, за это в Ахирате его ожидает сильное наказание.
Умар (радыяллаху анху) говорил:
«Не обращайте внимания на намазы человека и на соблюдаемый им пост. Следите за тем, говорит ли он правду при разговоре, хранит ли вверенные ему вещи, обращает ли внимание на халяль и харам в мирских делах!».
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Самый чистый заработок – это заработок торговцев, которые обладают следующими качествами:
– Когда говорят, говорят только правду,
– Когда им доверяют, никогда не проявляют вероломства,
– Когда обещают, не нарушают данного слова,
– Покупая что-либо, не критикуют,
– Продавая что-либо, чрезмерно не хвалят,
– Беря в долг, стараются вовремя выплатить,
– Давая взаймы, стараются не ставить должников в затруднительное положение».
(Бейхаки, Шуаб, 4/221).
Осман Нури Топбаш, из книги «Испытание мусульман деньгами»
По материалам: http://madrasah2.ru/