Правильное питание: может ли мусульманин быть вегетарианцем?

14 март 2019 1747 0
Режим чтения

Для начала надо определиться, кого именно мы называем вегетарианцем. Грубо говоря, есть вегетарианцы идейные и вегетарианцы в практике. Идейный вегетарианец — это человек, который не ест мяса, потому что считает, что есть мясо — всегда немилосердно и морально запретно или всегда вредно для здоровья, так как человек не приспособлен его есть. Вегетарианец в практике — это человек, который не ест мясо, а причины тут могут быть самые разные: поблизости не найти халяльного мяса, или человек не ест мясо из бедности, или таковы индивидуальные рекомендации врача, или нет доверия современным мясокомбинатам, где животных мучают и пичкают антибиотиками. 

“В чем разница?” — спросите вы.

Какая разница между человеком, который думает, что мясо вредно людям, потому что человеческая пищеварительная система не приспособлена его переваривать, и тем, кто считает, что мясо вредно, потому что сейчас в нем гормоны и антибиотики? Ключевое слово — “сейчас”. Действительно, мясо на рынке сейчас отличается от мяса натуральных хозяйств много веков назад. Опасно мясо из мясокомбинатов или нет, это другой вопрос. Тем не менее, налицо разница между мыслью “есть мясо неправильно/вредно всегда” и “в этой местности/в наши дни обычно/мне/людям с определенными хроническими болезнями мясо вредно”. Идея, что убивать и есть любых животных в принципе неправильно (или даже грешно), в корне расходится с кораническими аятами и хадисами. То же относится к идее, что любое мясо вредно для здоровья в принципе в любых количествах, ведь мы знаем, что есть мясо дозволено, если животное считается съедобным по Шариату и заколото в соответствии с исламскими нормами (не забываем и про умеренность в еде). 

Разве наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) был немилосерден? Разве он (да благословит его Аллах и да приветствует) не послан как милость для миров? А мы знаем из хадисов, что он (да благословит его Аллах и да приветствует) ел мясо. 

حدثنا قتيبة. حدثنا ابن لهيعة عن سليمان بن زياد عن عبد الله بن الحارث قال:

«أكلنا مع رسول الله (صلى الله عليه وسلم) شواء في المسجد».

[Передается] от Абдуллаха ибн аль-Хариса: «Мы ели вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) жареное мясо в мечети».

Более того, убеждение, что мясо всегда вредно или что есть животных жестоко, может вывести человека из Ислама, ведь это противоречит общеизвестному положению Ислама, что мясо при определенных условиях дозволено. Дозволенное не может быть вредным априори для всех людей. К тому же, если считать, что есть животных жестоко, из такой мысли очевидно вытекает, что наш Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) был жестоким, но это, разумеется, не так.

Другое дело — представление, что сейчас мясо не соответствует стандартам качества, оно не такое как во времена Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) или не такое даже, как век назад. В этом нет ничего кощунственного, это действительно так. Мы можем относиться к этому по-разному: кто-то полагается на слова технологов, что доля антибиотиков и гормонов в мясе современных мясокомбинатов ничтожна и не представляет опасности для здоровья; кто-то не верит технологам. Но если человек не ест мясо, оттого что полагает, что сейчас хорошего мяса не найти, однако не имеет ничего против самой идеи есть мясо, его пищевые привычки не противоречат Исламу. 

Если человеку противопоказано мясо в какой-то конкретный отрезок жизни или даже постоянно из-за хронической болезни, в этом тоже нет ничего дурного, если человек считает, что в основе мясо дозволено. Например, мед — сильное лекарство традиционной медицины — может вызвать аллергию. Правда, некоторые специалисты считают, что если аллергию вызывает мед, то реакция, скорее всего, вызвана некачественным медом или какими-то общими неполадками в организме, но оставим эти исследования профессионалам. Аналогично этому и мясо может быть нежелательно при определенных заболеваниях.

Подведем итоги. Дозволено не есть мясо при условии, что человек не считает, что есть мясо в основе запретно (харам), морально неправильно и немилосердно. Нельзя запрещать себе то, что разрешил Аллах.

 أحكام القرآن للجصاص (6/ 100)

وَرَوَى سَعِيدٌ عَنْ قَتَادَةَ قَالَ : كَانَ نَاسٌ مِنْ أَصْحَابِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ هَمُّوا بِتَرْكِ اللَّحْمِ وَالنِّسَاءِ وَالِاخْتِصَاءِ ، فَأَنْزَلَ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ : { يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُحَرِّمُوا طَيِّبَاتِ مَا أَحَلَّ اللَّهُ لَكُمْ } الْآيَةَ ، فَبَلَغَ ذَلِكَ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَالَ : { لَيْسَ فِي دِينِي تَرْكُ النِّسَاءِ وَلَا اللَّحْمِ وَلَا اتِّخَاذُ الصَّوَامِعِ } .

الاختيار لتعليل المختار— طالعلمية (4/ 194)

ثم خطب فقال : ‘ ما بال أقوام حرموا النساء والطعام والطيب والنوم وشهوات الدنيا ، أما إني لست آمركم أن تكونوا قسيسين ورهبانا ، فإنه ليس في ديني ترك اللحم والنساء ولا اتخاذ الصوامع ، فإن سياحة أمتي الصوم ، ورهبانيتهم الجهاد ، اعبدوا الله ولا تشركوا به شيئا ، وحجوا واعتمروا ، وأقيموا الصلاة ، وآتوا الزكاة ، وصوموا رمضان ، واستقيموا يستقم لكم ،فإنما هلك من كان قبلكم بالتشديد ، شددوا على أنفسهم فشدد الله عليهم ، ونزل قوله تعالى : يا أيها الذين آمنوا لا تحرموا طيبات ما أحل الله لكم  [ المائدة : 87 ]

نفحات السلوك على تحفة الملوك (ص: 404)

لأنه حثّ على خصي الإنسان، وهو غير جائز. كما في شرح الوقاية 5: 105، فعن ابن مسعود — رضي الله عنه -: (كنا نغزو مع النبي — صلى الله عليه وسلم — وليس معنا نساء، فقلنا: ألا نختصي؟ فنهانا عن ذلك فرخَّص لنا بعد ذلك أن نتزوَّج المرأة بالثوب، ثم قرأ: { يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تُحَرِّمُوا طَيِّبَاتِ مَا أَحَلَّ اللَّهُ لَكُمْ } [المائدة: 87]) في صحيح البخاري 4: 1687.

Заключение

Нельзя считать, что есть мясо запрещено или что убивать животных ради еды в принципе не дозволено.

Не надо критиковать каждого, кто не ест мясо. Некоторые люди не едят мясо из-за хронических болезней или по другим причинам, вполне совместимым с Исламом.

Во всем важна умеренность. Объедаться мясными продуктами действительно вредно для здоровья.

Аллах дозволил нам в пищу некоторых животных, если при забое мы будем соблюдать шариатские правила. Поэтому быть “идейным веганом” недопустимо, ведь мясо — не харам.

 

Малика Умм Яхья

При написании статьи использованы хадисы из книги “Аш-Шамаиль аль-Мухаммадия” имама Тирмизи в переводе устаза Абу Али аль-Ашари

По материалам: http://annisa-today.ru/

Комментарии Вход