Правда ли, что чрезмерная любовь является основой экстремизма?

02 ноябрь 2018 2190 0
Режим чтения

Ислам уделяет теме противодействия экстремизму гораздо больше внимания, чем может показаться на первый взгляд. Особенностью исламского подхода к этой теме является то, что Ислам борется с причинами экстремизма, а не с его проявлениями.

Данная статья преследует две цели: первая – еще раз объяснить, что Ислам и экстремизм – не одно и то же, а вторая, наиболее важная цель – продемонстрировать на примерах, что экстремизм противоречит самой сути Ислама.

В Кyр`ане встречается слово, которое на русский язык может быть переведено как “экстремизм”. Речь идет о 171 аяте суры ан-Ниса. В этом аяте Аллах Всевышний обращается к людям Писания, христианам в первую очередь:

«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности (крайности) в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса, сын Марьям, является Посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям, и духом от Него» (Сура ан-Ниса, аят 171)

По сути, в Кyр`ане говорится, что впасть в крайность можно из-за проявления чрезмерной любви к какой-либо персоне. Отличный пример – Пророк Иса (мир ему). В то время как одна группа людей впала в крайность из-за ненависти к нему, другая впала в крайность при чрезмерном возвеличивании его.

Сейчас, конечно же, такой тип экстремизма не ограничивается только людьми Писания. Поэтому, Посланник Аллаха предупреждал нас от того, чтобы его сподвижники при проявлении чувств к Посланнику Аллаха не впадали в крайности. В известном хадисе Пророк Мухаммад говорит:

«Не превозносите меня подобно тому, как христиане превозносят (Ису,) сына Марьям, ибо, поистине, я — раб (Аллаха), а потому говорите: “Раб Аллаха и посланник Его”».

В культуре Ислама есть большое количество примеров того, как мусульмане почитали Посланника Аллаха при его жизни и после его смерти. Например, ансары пели песню, специально сочиненную по случаю переселения Пророка в Медину. В этой песне они сравнивают Посланника Аллаха с полной Луной. Разумеется, что такие форма и содержание не противоречат повелению Посланника Аллаха .

Исламская история знает случаи проявления экстремизма, связанные не только с любовью к Пророку . Так, например, в первые века Ислама появилась группа людей, которые в своей любви к Али бин Абу Талибу (да бдует доволен им Аллах) вышли из Ислама. Они считали, что Али является земным воплощением Всевышнего Аллаха (да упасет нас Аллах от таких мыслей!).

На самом деле, стремление к проявлению любви или ненависти к кому-либо является основой экстремизма. Крайность в любви к религиозному лидеру приводит к слепому следованию ему и к убеждению, что он никогда не ошибается.

Иными словами, слепая любовь и слепая ненависть одинаково опасны для верующего человека.

Мусульмане, к сожалению, в наше время позволяют себе реагировать на что-то слишком эмоционально. Например, если дело касается оскорбления Пророка , мы видим, как по всему мусульманскому миру толпы людей на улицах бесчинствуют, жгут флаги, сыпят проклятиями, и причиняют ущерб чужому имуществу. Мусульмане в этот момент игнорируют слова Посланника Аллаха .

Как вы думаете, действительно Посланник Аллаха был бы рад увидеть такое проявление любви по отношению к нему? Безусловно, Посланник Аллаха был темпераментным и эмоциональным человеком, но его эмоции и темперамент находились под контролем разума, мудрости и Кyр`ана.

Посланник Аллаха советовал проявлять умеренность даже в религиозных ритуалах. Так, например, в одном из ритуалов хаджа, бросании камней в столбы, Пророк предписал использовать небольшие камешки.

По сути, Пророк Мухаммад приравнял бросание больших камней к проявлению крайности, то есть к экстремизму. В наши же дни, мусульмане в хадже не ограничиваются простыми камешками. Некоторые швыряют в каменные столбы, олицетворяющие шайтана, даже собственную обувь, в надежде, что его башмаки угодят дьяволу прямо в голову. Возможно, они и не догадываются, что дьявол играет с этими людьми, заставляя впадать в крайность и забывать о словах Пророка .

Другой пример, - то, как мы любим громогласно провозглашать такбир по поводу и без. Однажды, Пророк  был в пути с группой своих сподвижников. И вот, спускаясь с холма, сподвижники принялись громко прославлять Аллаха. Посланник Аллаха повелел им успокоиться и снизить тон:

«Воистину, Тот, кого вы призываете, не является глухим или отсутствующим. Напротив, Он Всеслышащий и очень близок к вам»

Мусульманам в наше время следует с мудростью усмирить свой пыл.

По материалам: https://islam-today.ru/

Комментарии Вход