Права окружающей среды в исламской цивилизации
Всевышний Аллах создал окружающую среду чистой, здоровой и полезной. Он подчинил её человеку и приказал ему заботиться о ней, а также призвал к необходимости размышления над окружающими его знамениями Аллаха. Всевышний Аллах говорит:
أَفَلَمْ يَنْظُرُوا إِلَى السَّمَاءِ فَوْقَهُمْ كَيْفَ بَنَيْنَاهَا وَزَيَّنَّاهَا وَمَا لَهَا مِنْ فُرُوجٍ وَالْأَرْضَ مَدَدْنَاهَا وَأَلْقَيْنَا فِيهَا رَوَاسِيَ وَأَنْبَتْنَا فِيهَا مِنْ كُلِّ زَوْجٍ بَهِيجٍ
«Неужели они (ни разу) не смотрели на небо над собой — как Мы выстроили его и украсили? В нем нет щелей (никаких недостатков). И землю Мы распростерли, воздвигнув на ней прочно стоящие горы, и вырастили разные прекрасные виды (растений)» (50:6-7).
Человек и окружающая среда
Существует связь любви и милосердия между человеком-мусульманином и окружающей его средой: как живой, так и неживой. Он осознает, что охрана окружающей среды принесет ему пользу в мирской жизни, ибо он будет наслаждаться ею. А в вечной жизни он сполна получит свою награду у Аллаха.
Взгляд Пророка (мир ему и благословение Аллаха) подтвердил всеохватывающий коранический взгляд на вселенную. Он построен на существовании основополагающей взаимосвязи между человеком и представителями природы, а точкой опоры для этого является вера. Ибо если человек будет плохо использовать природу или истощит её, то это сразу навредит человеку.
Примеры заботы исламского законодательства об окружающей среде
Исламское законодательство пришло с общим правилом для всех людей, которые живут на земле. Это правило гласит: «не вредить окружающей среде», ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Нельзя вредить ни себе, ни другим» (Ахмад 2719; аль-Хаким 2345)
Затем ислам продолжил, предостерегая от загрязнения окружающей среды и от её порчи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Остерегайтесь трех вещей, которые навлекают проклятие: испражнение в источники воды, на прохожей части дороги, где ходят люди, и в тени» (Абу Дауд 26; Ибн Маджах 328)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что убрать препятствие с дороги является одним из прав дороги.
Передается от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах». Люди сказали: «Но мы обязательно должны делать это, ведь там мы собираемся и беседуем друг с другом!» Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если уж вам непременно нужно собираться там, то по крайней мере воздавайте дороге должное!» Люди спросили: «А что значит воздавать должное дороге?» Он ответил: «Это значит потуплять взоры, никому не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого» (Аль-Бухари 2333; Муслим 2121)
Слова «никому не причинять вреда» — общие, охватывающие все то, что приносит людям беспокойство на дороге.
Более того, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что за охрану окружающей среды полагается награда от Аллаха:
«Мне были показаны деяния моей общины – хорошие из них и плохие. И я увидел среди хороших деяний – устранение препятствия с дороги, а среди плохих – плевок, который оставили в мечети и не убрали» (Муслим 553; Ахмад 12589; Ибн Маджах 3683)
Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ясно повелел поддерживать чистоту в жилищах, сказав:
«Воистину, Аллах – Благой, любит благое; Чистый, любит чистоту; Щедрый, любит щедрость; Великодушный, любит великодушие. Так чистите же свою посуду и не уподобляйтесь иудеям» (Ат-Тирмизи 2799; Абу Яъля 790)
Что может быть более превосходным, чем эти принципы и законы, которые побуждают к благой жизни без какого бы то ни было загрязнения? В заботе об этом заключается залог как физического, так и духовного спокойствия человека.
Еще более ясно и однозначно в словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха) прослеживается призыв к сохранению чистоты и красоты окружающей среды:
«Не войдёт в Рай тот человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку». Услышав это, один человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям» (Муслим 19; Ахмад 3789; Ибн Хиббан 5466)
Нет сомнения в том, что одним из проявлений красоты является забота о сохранении окружающей среды, которую Всевышний Аллах создал великолепной и цветущей.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также побудил к любви к приятным запахам и их распространению среди людей. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал об этом так:
«Пусть тот, кому предложат приятный запах, не отвергает его, ибо по весу он лёгок, а запах его приятен» (Муслим 2253; ат-Тирмизи 2791)
Одним из проявлений величия ислама по отношению к защите окружающей среды, является повеление обрабатывать землю и сеять на ней. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если мусульманин посадил саженец или засеял поле, и от этого посаженного или засеянного вкусил человек, животное или ещё кто-нибудь, то это будет для него милостыней». В другой версии говорится: «…вплоть до Судного Дня» (Муслим 1552; Ахмад 27401)
Величие ислама заключается в том, что награда за посаженное – которое приносит пользу окружающей среде – будет засчитываться до тех пор, пока выращенное будет приносить пользу, даже если земля перейдет в собственность другого человека.
Исламское законодательство указывает на те виды заработка, которые следует практиковать человеку: оживлять мертвую землю, выращивая на ней деревья или саженцы. Орошать её – также является благим делом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто оживит мертвую землю, тому с неё будет награда. А то, что будет съедено из выросших на ней плодов, будет для него милостыней» (Ан-Насаи 5756; Ибн Хиббан 5205; Ахмад 14310)
Вода – одно из важнейших природных богатств. Её экономия и забота о её чистоте являются очень важными вопросами в исламе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) советовал экономно расходовать воду, даже если она имеется в избытке.
Передается от Абд Аллаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах), что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо Сада ибн Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах), который совершал малое омовение. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что это за излишество, о Сад?» Сад спросил: «А разве в омовении есть излишество?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да, даже если ты находишься возле протекающей реки» (Ибн Маджах 425; Ахмад 7065)
Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не разрешил загрязнять водоемы, запретив справлять малую нужду в стоячую воду (Муслим 281; Абу Дауд 69; ат-Тирмизи 68).
В этом заключается подход ислама и исламской цивилизации к окружающей среде. Этот подход гласит о том, что окружающая среда – со всей её многогранностью – гармонично дополняет сама себя в соответствии с вселенскими законами Аллаха, Который создал все в самом прекрасном виде. Поэтому обязанностью каждого мусульманина является заботиться об этой красоте.
Шейх Рагиб аль-Ханафи ас-Сирджани, из книги: «Аль-ахълякъу уаль къиему фи-ль-хадарати-ль-исламия»
По материалам: http://islamdinr.ru/