Почему мать заслуживает больше добра, чем отец?
Почитание родителей, проявление уважения и доброе отношение к ним – это один из видов поклонения. Повиновение родителям во всём, что не противоречит шариату – одна из обязанностей, которые Аллах возложил на детей.
Всевышний связал довольство родителей с довольством Аллаха. В Священном Кyр`ане почитание родителей связано с поклонением только Аллаху, а благодарность им – с благодарностью Всевышнему. Ведь почитание родителей, благодеяние и милость к ним считаются одними из лучших деяний человека.
Всевышний Аллах в Священном Кyр`ане сказал:
وَقَضَىٰ رَبُّكَ أَلَّا تَعْبُدُوا إِلَّا إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا ۚ إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِندَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلَاهُمَا فَلَا تَقُل لَّهُمَا أُفٍّ وَلَا تَنْهَرْهُمَا وَقُل لَّهُمَا قَوْلًا كَرِيمًا
(смысл): «И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям относились с почтением. Если достигнет рядом с тобой старости один из них или оба, то не говори им даже “Уф!”, не кричи на них и говори им благородные слова» («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Исраъ: 23)
Всевышний Аллах даровал матери преимущество перед отцом. Мать заслуживает больше добра от детей, потому что она даёт им то, что не может дать никто иной. Мать месяцами носит плод в своём чреве, потом, испытывая нестерпимые боли, рожает ребёнка, после этого кормит грудью, а потом – и другой едой, и так она заботится о нём, пока ребёнок не вырастет.
Мать – это тот, кто даёт ребёнку всё и вся. Она носила его, она родила его, она же кормила грудью, и только когда ребёнок подрастёт, он видит перед собой отца, который обеспечивает его всем необходимым.
Чуть повзрослев, ребёнок видит, что отец исполняет его желания, покупает ему необходимое, и тогда он начинает чувствовать превосходство отца над матерью. Однако труд матери и её забота о ребёнке в разы превышает то, что даёт ему сегодня отец.
Всевышний предписал нам почитать обоих родителей, но отдельно упомянул мать, потому что её хорошее отношение к ребёнку, её забота о нём окутывают ребёнка именно тогда, когда он беспомощен и неразумен.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
جاء رجل إِلَى رَسُول الله — صلى الله عليه وسلم – فَقَالَ: يَا رَسُول الله ، مَنْ أحَقُّ النَّاسِ بِحُسْنِ صَحَابَتِي ؟ قَالَ : أُمُّكَ قَالَ : ثُمَّ مَنْ ؟ قَالَ : أُمُّكَ ، قَالَ : ثُمَّ مَنْ ؟ قَالَ : أُمُّكَ ، قَالَ : ثُمَّ مَنْ ؟ قَالَ أبُوكَ :
«Как-то раз один человек пришёл к Посланнику Аллаха ﷺ и спросил: "О Посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин хорошего обхождения?" На что он ответил: "Твоя мать". Этот человек снова спросил: "А кто потом?" Пророк ﷺ повторил: "Твоя мать". Человек спросил ещё раз: "А кто потом?" Посланник Аллаха ﷺ сказал: "Твоя мать". Человек спросил и в четвёртый раз: "А кто потом?" И тогда Пророк ﷺ сказал ему: "Твой отец"». (Бухари, 5971; Муслим, 2548; Ибн Маджах, 3658)
Этот хадис указывает на то, что к матери любовь и сострадание должны быть намного сильнее, чем к отцу. Более того, большинство учёных-богословов, опираясь на этот хадис, утверждают, что мать заслуживает в три раза больше добра, чем отец, потому что Пророк ﷺ упомянул мать трижды, а отца – только один раз.
Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим бин Аль-Хаджадж», пишет следующее:
«В этом хадисе есть побуждение совершать добро по отношению к родственникам и указание на то, что больше всех добра заслуживает мать, после неё – отец, а далее тот, кто ближе из родственников.
Учёные сказали, что причиной выдвижения вперёд матери является множество трудностей, которые она переносит из-за ребёнка, её глубокое сострадание к нему, уход за ним и мучения, которые она переносит во время его вынашивания, потом при родах, далее при кормлении грудью, воспитании, уходе во время болезни и тому подобного».
Имам Аль-Куртуби в своей книге «Аль-Джами‘ фи ахкам Аль-Куръан» пишет об этом следующее:
«Этот хадис указывает на то, что любовь и сострадание к матери должны быть в три раза сильнее, чем к отцу, потому что Пророк ﷺ упомянул мать три раза подряд, а отца –только в четвёртый раз.
Это толкование хадиса подтверждается и тем, что мы видим в реальности: трудности вынашивания плода, трудности при родах и трудности кормления и воспитания, которые испытывает только мать без участия отца.
От имама Малика передаётся, что один человек спросил его: "Мой отец находится в Судане и он написал мне, чтобы я явился к нему, но моя мать запрещает мне это". Малик сказал: "Подчиняйся своему отцу и не выходи из повиновения своей матери". Эти слова Малика указывают на то, что доброе отношение к обоим родителям должно быть равным, по его мнению.
Однако, когда Аль-Ляйса спросили об этом, он велел повиноваться матери. Он также утверждал, что две трети добра (которое следует делать для родителей) заслуживает мать. Также этот хадис Абу Хурайры указывает на то, что мать заслуживает три четверти добра, и он (хадис) является доводом против тех, кто придерживается иного мнения.
Также Аль-Мухасиби в своей книге "Китаб ар-Ри‘ая" утверждает, что среди учёных нет разногласий относительно того, что мать заслуживает три четверти добра, а отец – только одну четверть, как того требует хадис, переданный от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах). А Аллах знает лучше».
Шейх аль-Ислям Ибн Хаджар Аль-Аскаляни в своей книге «Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-Бухари» в комментариях к этому хадису пишет следующее:
«Есть также другой хадис, переданный Абу Салямой (да будет доволен им Аллах) от Пророка ﷺ, который подтверждает смысл этого хадиса:
أُوصِي امْرَأً بِأُمِّهِ، أُوصِي امْرَأً بِأُمِّهِ، أُوصِي امْرَأً بِأُمِّهِ - ثَلَاثًا - أُوصِي امْرَأً بِأَبِيهِ، أُوصِي امْرَأً بِمَوْلَاهُ الَّذِي يَلِيهِ، وَإِنْ كَانَ عَلَيْهِ مِنْهُ أَذًى يُؤْذِيهِ
"Я завещаю человеку хорошо обходиться с матерью. Я завещаю человеку хорошо обходиться с матерью. Я завещаю человеку хорошо обходиться с матерью. Я завещаю человеку хорошо обходиться с отцом. Я завещаю человеку хорошо обходиться с родственниками, друзьями, соседями и т. п., даже если они причиняют ему вред". (Ибн Маджах, 3657)
Ибн Баттал сказал: "Согласно этому хадису, мать заслуживает в три раза больше добра, чем отец". Он также сказал: "Это из-за тягот вынашивания, родов, грудного кормления и всех мучений, которые испытывает только мать. Только после завершения этих периодов отец начинает участвовать в воспитании ребёнка"».
Из всего вышеприведённого мы понимаем, что моральный долг перед матерью в разы больше долга перед отцом. Поэтому каждый человек должен слушаться свою мать, быть с ней в хороших отношениях и делать ей минимум в три раза больше добра, чем отцу.
Нурмухаммад Изудинов
По материалам: https://islamdag.ru/