Ответственное родительство в Исламе
Отцовство и материнство – это великое благо, которое даровал Всевышний человечеству. Согласно Исламу даже после смерти своих родителей, дети могут продолжить благо для них посредством молитвы и благих дел, становясь садака-джария.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِذَا مَاتَ الْإِنْسَانُ انْقَطَعَ عَنْهُ عَمَلُهُ إِلا مِنْ ثَلاثَةٍ : إِلا مِنْ صَدَقَةٍ جَارِيَةٍ ، أَوْ عِلْمٍ يُنْتَفَعُ بِهِ ، أَوْ وَلَدٍ صَالِحٍ يَدْعُو لَهُ
«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трех деяний, награда за которые не перестает нисходить к нему даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария); знания, которыми могут пользоваться люди; праведные дети, которые обращаются к Аллаху с мольбами за него» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи).
В современном мире многие люди опираются на «Конвенцию о правах ребенка», да, это удивительный документ, но мы бы хотели отметить, что уже 1400 лет назад Пророк Мухаммад ﷺ очень ясно доносил доводы о правах детей и обязанностях родителей по отношению к детям. Отметим, что мы снова не делаем различий между полами. Соблюдение прав детей и исполнение обязанностей по отношению к ним – это и есть ответственное родительство, которое выпускает в жизнь уже взрослую состоявшуюся физически и духовно личность, готовую строить свою семью и, впоследствии, по цепочке передавать те знания, которые пришли к нам посредством Пророка Мухаммада ﷺ, чтобы улучшить нравственные качества последующих поколений.
إِنَّما بُعِثْتُ لِأُتَمِّمَ مَكَارِمَ الْأَخْلَاقِ
«Я был послан, чтобы довести до совершенства праведный нрав» (Бухари, Ахмад).
Ответственное родительство начинается задолго до появления ребенка, тогда, когда мужчина и женщина выбирают друг друга для создания семьи.
Сообщается, что пророк Мухаммад ﷺ сказал:
قال رسولُ اللهِ صلَّى اللهُ عليه وسلَّم: مَن استطاع منكم الباءةَ فلْيتزوَّجْ فإنَّه أغضُّ للبصرِ وأحصَنُ للفَرْجِ ومَن لم يستطِعْ منكم الباءةَ فلْيصُمْ فإنَّه له وجاءٌ
«О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак, пусть женится, и это поможет ему потуплять взор и избегать распутства. А тот, кто не может сочетаться браком, должен поститься. Так будет легче подавить вожделение» (Бухари, Муслим).
В Исламе придается большое значение личностным качествам и воспитанию человека, с которым вступаешь в брак, потому как впоследствии он/она передаст эти качества своему потомству. В известном хадисе сказано:
"عن أبي هريرة رضي الله عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: تنكح المرأة لاربع؛ لمالها و لحسابها و جمالها و لدينها، فاظفر بذات الدين تربت يدك"
«На женщинах женятся из-за четырех качеств: богатства, знатности, красоты и набожности. Так женись на набожной женщине, иначе ты потеряешь всё!» (Бухари, Муслим).
Этих же правил необходимо придерживаться и женщине, которая готова стать женой. Готовность к браку – очень важный аспект, который впоследствии принесет неоценимый вклад в прочность и развитие прекрасных отношений в которых появятся желанные любимые дети.
Когда брачный союз создан и двое людей решают продолжить свой род, то по воле Господа зарождается новая жизнь:
وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِن سُلَالَةٍ مِّن طِينٍ * ثُمَّ جَعَلْنَاهُ نُطْفَةً فِي قَرَارٍ مَّكِينٍ * ثُمَّ خَلَقْنَا النُّطْفَةَ عَلَقَةً فَخَلَقْنَا الْعَلَقَةَ مُضْغَةً فَخَلَقْنَا الْمُضْغَةَ عِظَامًا فَكَسَوْنَا الْعِظَامَ لَحْمًا ثُمَّ أَنشَأْنَاهُ خَلْقًا آخَرَ فَتَبَارَكَ اللَّهُ أَحْسَنُ الْخَالِقِينَ
«Воистину, Мы сотворили человека из эссенции глины. Потом Мы поместили его каплей в надёжном месте. Потом Мы создали из капли сгусток крови, потом создали из сгустка крови разжёванный кусочек, потом создали из этого кусочка кости, и потом облекли кости мясом. Потом Мы вырастили его в другом творении. Благословен же Аллах, Наилучший из творцов!» (Кур`ан, сура «аль-Муминун», аяты 12-14).
С самого момента зачатия у ребенка появляется право на жизнь, которое нарушить можно только в случае, если это угрожает жизни матери или есть медицинские показания по здоровью будущего младенца.
Как значится в Каирской Декларации прав человека в Исламе, принятой в 1990 году:
статья 2а: «Жизнь — это дар, дающийся Богом, а право на жизнь гарантировано каждому человеческому существу».
статья 2с: «Сохранение человеческой жизни на срок, назначенный Богом — обязанность, предписанная Шариатом».
В течение беременности, как и на протяжении всего брака, жена должна обеспечиваться мужем, даже если он с ней развелся во время ее беременности.
Более того, в исламе еще нерожденный ребенок не только подлежит защите и имеет право на медицинский уход, но также имеет свою долю в наследстве. В случае если отец ребенка умирает, вопрос о его имуществе рассматривается только после рождения малыша.
Даже если в силу каких-либо причин супружеская пара решает расторгнуть брак в период беременности, то женщина не может скрыть свое положение, тем самым она нарушает право ребенка на обоих родителей. В Священном Кур`ане сказано:
وَالْمُطَلَّقَاتُ يَتَرَبَّصْنَ بِأَنفُسِهِنَّ ثَلاَثَةَ قُرُوَءٍ وَلاَ يَحِلُّ لَهُنَّ أَن يَكْتُمْنَ مَا خَلَقَ اللّهُ فِي أَرْحَامِهِنَّ إِن كُنَّ يُؤْمِنَّ بِالللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَبُعُولَتُهُنَّ أَحَقُّ بِرَدِّهِنَّ فِي ذَلِكَ إِنْ أَرَادُواْ إِصْلاَحًا
«Разведенные женщины должны выждать три срока менструаций. Не разрешено им утаивать то, что создал Аллах в их чревах, если они веруют в Аллаха и в Последний день. А мужья в течение этого периода вправе вернуть их, если захотят примириться» (Сура «Аль-Бакара», аят 228).
Как пишет исламский ученый Хаммуда Абдалати: «Ответственность за ребенка и забота о нем в одинаковой степени вопрос и религиозной важности, и социальных интересов. Вне зависимости от того, есть ли у ребенка родители или их нет, находятся ли они в добром здравии или тяжело больны, известны или неизвестны их имена, ребенку должна быть оказана оптимальная поддержка. Люди, несущие ответственность за благополучие ребенка, будь это его близкие родственники или исполняющие обязанности опекунов, должны приложить максимум усилий, чтобы исполнить свой долг. Но если у ребенка отсутствуют ближайшие родственники, забота о нем становиться общей обязанностью всего мусульманского общества, как специально назначенных для этого должностных лиц, так и простых граждан».
Сыщенко Татьяна, Бухарбаева Эльмира «Памятка для молодых людей, вступающих в брак», стр.42-45
По материалам: https://kazakhstan.unfpa.org/