От тьмы к свету: История принятия Ислама 'Амром ибн аль-'Асом
Ещё в доисламский период (джахилию) 'Амр ибн аль-'Ас являлся важной фигурой в социальной структуре мекканского общества. 'Амр был известен умением разрешать конфликты, проницательностью и выдающимися мыслительными способностями. Выражаясь современным языком, у 'Амра был высокий IQ. Тем более странным выглядело то, что 'Амр на протяжении долгого времени оставался непримиримым противником Ислама, его оппонентом и антагонистом. Это, пожалуй, можно объяснить тем, что его отец 'Ас ибн Ваиль был в авангарде тех, кто яростно боролся против Ислама в Мекке. В отношении его отца даже был ниспослан аят Кyр`ана.
В ответ на многочисленные оскорбления Пророка Всевышний назвал его безблагодатным и бесславным. Возможно, чёрствость отца оказала идеологическое воздействие на 'Амра, так же, как и в случае с Халидом ибн аль-Валидом, Сафваном ибн Умаей и Икримой ибн Абу Джахлем – к тому времени будущими сподвижниками Пророка ﷺ.
Но всё это гипотетические рассуждения. Очевидно, что тогда исламский час 'Амра ещё не пробил. Его сердце оставалось глухим к призыву Ислама, наставление Всевышнего обходило его стороной.
А ведь только Всевышний наставляет на путь истинный, и на этот путь суждено попасть не всем. И как тут не вспомнить слова Всевышнего в суре Аль-Ан'ам:
فَمَن يُرِدِ اللَّهُ أَن يَهْدِيَهُ يَشْرَحْ صَدْرَهُ لِلْإِسْلَامِ وَمَن يُرِدْ أَن يُضِلَّهُ يَجْعَلْ صَدْرَهُ ضَيِّقًا حَرَجًا كَأَنَّمَا يَصَّعَّدُ فِي السَّمَاءِ
(смысл): «Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для Ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается ввысь» (сура Аль-Ан'ам: 125)
Восхождение 'Амра к высотам Ислама началось далеко за пределами Мекки, в христианской Эфиопии. В эту экзотическую африканскую страну сподвижники Пророка ﷺ эмигрировали дважды.
Жизнь на чужбине для первых мусульман была отдушиной, глотком свежего воздуха от непрекращающихся гонений в Мекке. Но «щупальца» курайшитских злодеев дотянулись и до Эфиопии. В Эфиопию был делегирован 'Амр ибн аль-'Ас, которому было поручено, воспользовавшись старой дружбой с королём Эфиопии Наджаши, вернуть мусульман в Мекку. А для большей убедительности он был снабжён ценными подарками для Наджаши и его ближайшего окружения. В беседе с Наджаши 'Амр был краток, но достаточно убедителен:
«В вашу страну прибегли глупые юнцы, которые отреклись от своей религии, но при этом не приняли и вашу (христианство). Они выдумали неизвестную ни нам, ни вам религию. Я был отправлен к вам их отцами, дядями и семьями, чтоб вы возвратили их к ним, поскольку им лучше известно, в чём они их обвиняют».
Если бы Наджаши был среднестатистическим правителем, то мусульман ожидали бы тяжёлые оковы и возвращение в пылающую ненавистью Мекку. 'Амр представил ему беглых мусульман в наимрачнейшем образе – еретики, отщепенцы, новаторы, отошедшие от общепризнанных в Мекке норм.
Он пытался объяснить королю Эфиопии, что эти люди могут представлять потенциальную угрозу для целостности его страны. Но Наджаши был справедливым правителем, он не стал принимать окончательное решение, не выслушав обвиняемую сторону – мусульман.
Это напоминало судебный процесс, где заседают истец с ответчиком, ну и судья в лице Наджаши. 'Амр всеми силами пытался избежать именно этой части процесса, поскольку понимал, что мусульмане владеют не только словом, но и железным аргументом. Так и получилось. Выступивший от имени мусульман двоюродный брат Пророка Джа'фар ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) разбил все доводы 'Амра и вышел победителем из этой ситуации. Мусульманам было гарантировано убежище в Эфиопии, а 'Амр вернулся в Мекку ни с чем.
Сложно задним числом говорить, какой именно эпизод сыграл решающее значение в принятии Ислама 'Амром, когда именно он начал задаваться вечными философскими вопросами о смысле жизни. Но ясно одно – много лет после его неудачной миссии в Эфиопии в его голове происходила мировоззренческая ломка. Это уже был не тот 'Амр, наполненный безудержной ненавистью к Исламу и мусульманам, это был человек, готовый размышлять о догматах мусульманской веры.
Рассуждая о загробной жизни (которую, кстати, мекканские язычники отрицали), 'Амр говорил:
«Я подумал, а ведь то, что говорит Мухаммад ﷺ о воскрешении после смерти, чтобы воздать человеку за благодеяние и наказать за злодеяние – истина. Нет блага в упорстве во лжи».
В этот период 'Амр был близок к истине, но не настолько, чтоб всецело трансформировать свою жизнь и стать другим человеком, далёким от языческих предубеждений.
После подписания худайбийского мирного договора (примерно за два года до принятия им Ислама) 'Амр не находил себе места в Мекке, усиление Ислама по всем фронтам сдавливало его грудь:
«В следующем году Мухаммад ﷺ со своими сподвижниками приедет в Мекку, посему ни Мекка, ни Таиф не могут служить мне пристанищем. Учитывая, что я до сих пор далёк от Ислама, мне лучше уехать. Думаю, если даже все курайшиты примут Ислам, то я не приму».
'Амру ничего не оставалось, как покинуть Мекку и отправиться к своему старому другу, королю Эфиопии Наджаши. Если бы 'Амр знал, что его эфиопский приятель уже не первый год исповедует исламскую веру, то вряд ли бы он к нему поехал, но история не терпит сослагательного наклонения.
У них состоялся душевный разговор, в ходе которого Наджаши с помощью Всевышнего удалось освободить его от пелены язычества и раскрыть его сердце Исламу. Это был волнительный и радостный момент для обоих. Это не было фальшью, притворством или безысходностью, 'Амр уверовал всем сердцем, он стал мусульманином до мозга костей, что подтверждается поразительными словами Пророка:
«Люди приняли Ислам, а 'Амр уверовал».
Чтоб всецело понять это изречение Пророка, нужно обратиться к следующему аяту Кyр`ана:
قَالَتِ الْأَعْرَابُ آمَنَّاۖ قُلْ لَمْ تُؤْمِنُوا وَلَٰكِنْ قُولُوا أَسْلَمْنَا وَلَمَّا يَدْخُلِ الْإِيمَانُ فِي قُلُوبِكُمْ
(смысл): «Арабы (бедуины) утверждали: "Мы уверовали" (стали муъминами). Скажи: "Вы не уверовали. Посему говорите: “Мы стали мусульманами” (подчинились вам, опасаясь смерти и плена). Вера еще не вошла в ваши сердца…"» (сура Аль-Худжурат: 14)
Вера 'Амра не была такой, как у бедуинов, она была глубокой, искренней и настоящей. И с этой настоящей верой он отправился в Медину, чтоб лично присягнуть Пророку ﷺ. Его попутчиками были известный полководец Халид ибн аль-Валид и хранитель Каабы Усман ибн Тальха (да будет доволен им Аллах).
Их миссия была аналогична миссии 'Амра. Увидев эту авторитетную и почтенную делегацию, Пророк воскликнул:
«Мекка отдала вам самое дорогое, что у неё есть».
Пропустив вперёд своих спутников, 'Амр третьим подошёл к Пророку ﷺ и от стыда не смог даже посмотреть в его глаза. Ему было тяжело в одночасье забыть всё, что он сделал против Ислама, но Пророк ﷺ заверил его, что Ислам даёт возможность начать всё с чистого листа.
Вся последующая жизнь 'Амра ибн аль-'Аса (да будет доволен им Аллах) была посвящена Исламу и стала подтверждением той торжественной клятвы, которая была дана им Пророку ﷺ.
Мурад Гайдарбеков
По материалам: http://islamdag.ru/