Он был похож на пророка Ису (мир ему)

27 июнь 2022 1068 0
Режим чтения

В хадисах Пророка ﷺ можно встретить такой любопытный феномен, как уподобление сподвижников пророкам (мир им), но не с точки зрения их степеней, а с точки зрения нрава.

К примеру, Абу Бакра и Усмана (да будет доволен ими Аллах) Посланник Аллаха ﷺ уподоблял пророку Ибрахиму (мир ему), а ‘Умара (да будет доволен им Аллах) – пророку Нуху (мир ему).

Во всём этом не было и намёка на внешнее сходство, лишь на внутреннее, духовное. Однако среди сподвижников Пророка ﷺ был человек, которого он уподобил пророку Исе (мир ему) именно чертами лица. Его звали Урва ибн Мас‘уд. Он не был в числе первых последователей Пророка ﷺ, но удостоился чести сподвижничества и погиб мученической смертью (шахидом) на пути Всевышнего.

 

Почему ему не был ниспослан Кур`ан?

Урва относился к таифскому племени Сакиф. Это был тот самый город Таиф, который в десятом году от начала пророчества устроил Пророку ﷺ жёсткий приём и практически изгнал его из города. Тот день Посланником Аллаха ﷺ назвал самым тяжёлым в своей жизни.

Таиф по своей жестокости стал для Пророка ﷺ второй Меккой или её продолжением. Именно в такой враждебной и агрессивной среде жил Урва, который до поры до времени поддерживал своих соплеменников и был противником Ислама.

Урва занимал в Таифе главенствующее положение и обладал непререкаемым авторитетом. По своему статусу и положению в своём обществе он был равен Абу Талибу, Абу Джахлю или Валиду в Мекке.

О высоком положении Урвы говорит тот факт, что мекканцы по своей недальновидности считали, что, если и ниспосылать Кyр`ан, то одному из двух – Валиду ибн аль-Мугире или Урве ибн Мас‘уду. Это их ошибочное представление встречается в одном из аятов Кyр`ана:

وَقَالُوا لَوْلَا نُزِّلَ هَذَا الْقُرْآنُ عَلَى رَجُلٍ مِّنَ الْقَرْيَتَيْنِ عَظِيمٍ

(смысл): «И сказали они (многобожники): "Почему не был ниспослан этот Кyр`ан какому-нибудь знатному человеку из этих двух селений – Мекки или Таифа?"» («Сафват ат-Тафасир», сура Аз-Зухруф: 31)

Если бы вопрос об избрании пророков (мир им) был в компетенции мекканцев, то у них были готовые для этого кандидатуры – мекканец Валид либо таифец Урва. Они рассматривали пророчество не как Божью волю, а часть собственных внутриполитических амбиций. И совершенно не понимали, что пророками не становятся по доброй воле, их избирают для этой миссии. И только Всевышнему ведомо, кто более достоин этого статуса.

 

Я такого раньше не видел

 

Следующее упоминание об Урве ибн Мас‘уде встречается в Худайбии, когда между Пророком ﷺ и мекканцами был заключён мирный договор. Этому предшествовало путешествие Посланника Аллаха ﷺ и 1400 его сподвижников в шестом году по хиджре в Мекку для совершения малого хаджа (умры).

Курайшиты выступили против этой богослужебной акции, так как не желали видеть мусульман в пределах Мекки. Нужен был какой-либо консенсус, худой мир, временное затишье. Поэтому-то и был запущен мирный процесс, в котором интересы курайшитов представляли аж четыре переговорщика.

Третьим из них был Урва, который вёл себя достаточно заносчиво и всячески пытался провоцировать мусульман. Но, вернувшись к курайшитам, Урва передал ценнейшие сведения об адабе сподвижников по отношению к Пророку ﷺ:

«Клянусь Аллахом, я бывал у византийского императора, персидского царя и короля Эфиопии, но никогда не видел, чтобы кто-то кого-то настолько возвеличивал, как сподвижники возвеличивают Мухаммада ﷺ. Клянусь Аллахом, когда бы ни сплёвывал Посланник Аллаха ﷺ, его слюна попадала в ладони сподвижников, и они протирали ею свои лица и кожу. Когда он что-нибудь приказывает, они спешат выполнить его повеление. Если он делает омовение, они чуть ли не дерутся, чтобы получить эту воду. Когда он начинает разговор, все приглушают свои голоса. И они не поднимают свои взоры на него из уважения к нему».

 

Просветление Урвы

Просветление Урвы произошло в восьмом году по хиджре. В этом году Пророк ﷺ с 12-тысячным войском осадил Родину Урвы – Таиф.

Поразительно, но 12 лет назад Посланник Аллаха ﷺ отправлялся туда в сопровождении лишь одного человека – Зайда ибн Хариса, а сейчас в его распоряжении была победоносная армия, невиданная прежде в Аравии. Это был триумф Ислама и мусульман.

В это время Урвы не оказалось в городе, и он не был свидетелем этой осады. К его возвращению осада уже была снята, и Пророк ﷺ повернул обратно в Медину. Вот тут-то и произошло просветление Урвы. Он догнал Пророка ﷺ в пути и там же принял Ислам.

Преисполненный новой верой Урва заявил Пророку ﷺ о своём желании вернуться в Таиф и призвать его жителей к Исламу. Но Пророк ﷺ предупредил его: «Боюсь, что они убьют тебя». Однако Урва полагался на свой авторитет в Таифе и верил, что этого не произойдёт. Он даже сказал: «Если они находят меня спящим, то не будят меня».

Прибыв в Таиф, Урва начал просветительскую деятельность, но, к своему удивлению, услышал нелестные слова в свой адрес. Урва не опустил руки и в предрассветный час следующего дня, взобравшись на крышу своего дома, прочитал азан. Это был первый и последний азан Урвы, поскольку один из таифцев пустил в него стрелу и смертельно ранил его.

На смертном одре Урва сказал о своей гибели: «Всевышний оказал мне честь этим и одарил меня мученической смертью. Похороните меня с шахидами, которые погибли (у Таифа) до отъезда Пророка ﷺ».

Урва имел в виду сподвижников Пророка ﷺ, которые погибли при осаде Таифа. Последняя воля Урвы была исполнена, и он был погребён на кладбище шахидов.

Такой короткой была исламская жизнь Урвы. Нескольких дней в Исламе оказалось для него достаточно, чтобы удостоиться сразу двух степеней – просветителя и шахида. В случае с Урвой одно вытекало из другого.

 

Мурад Гайдарбеков, Центр исторических исследований «Врата истории»

По материалам: https://islamdag.ru/ 

Комментарии Вход