Очищение после испражнения

20 декабрь 2022 1052 0
Режим чтения

Очищение места, откуда выделяется кровь, сперма, моча, кал и т.д., и прилегающих участков называется «истинджа». Очищения можно совершать как водой, так и небольшими камнями. Но это нельзя делать на виду у людей. Лучше всего очищаться сначала камнями (сегодня туалетной бумагой), а потом – водой.

Очищение костями, кусками угля, ватой или бумагой (где есть текст, надписи) является макрух (порицаемым). Однако известно, что жители селения Куба после обмывания водой вытирались, и Всевышний Аллах одобрительно отозвался о них в Кyр`ане (Сура ат-Тауба, 9/108).

Когда Пророк Мухаммад спросил у них о том, каким образом они очищались, они ответили: «Водой и камнями» (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/318; аз-Зухайли, 1/196).

Очищение от наджасы в количестве, которое препятствует соблюдению условий для правильного намаза, является фардом. После справления малой нужды нужно немного походить, покашлять или же полежать на левом боку, подвигать ногой и т. д. Подобное очищение называется «истибра».

Омовение определенных частей тела необходимо начинать только после того, как появится уверенность, что больше из мочеиспускательного канала не будет выделения мочи. В противном случае (если будет капать моча), вуду (малое омовение) не будет считаться действительным. Более тщательное очищение, то есть очищение, после которого не остается следов от мочи и т.п. нечистот, называется «истинка». После отправления малой нужды нужно подмыться водой и тут же вытереть тряпочкой, чтобы таким образом уменьшить расход воды.

Предписание делать «истибра» исходит из следующего хадиса ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Однажды Посланник Аллаха ﷺ прошел мимо двух могил и сказал:

«Эти двое испытывают могильные муки. Но не по причине больших (грехов). Один из них после отправления нужды не совершал истибра, а второй сплетничал о других» (Бухари, Вуду, 55, 56, Джанаиз, 89; Адаб, 46, 49; Муслим, Тахара, 111; Абу Дауд, Тахара, 11; Тирмизи, Тахара, 53; Насаи, Тахара, 26, 116; ибн Маджа, Тахара, 26)

 

Правила посещения туалета

Мусульманин обязан соблюдать следующие правила:

1. Нельзя посещать туалет, имея при себе записи с именами Аллаха и пророка Мухаммада . Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк , перед тем как выйти по нужде, всегда снимал с руки перстень (Абу Дауд, Тахара, 10; Тирмизи, Либас, 17; ибн Маджа, Тахара, 11).

Он поступал так по причине, что на перстне была надпись «Мухаммадун расулюллах» (Мухаммад – Посланник Аллаха). Но если есть вероятность потери, кражи или падения на землю такой бумаги, то можно держать ее при себе.

2. Перед входом в туалет необходимо читать ду’а, которую всегда читал пророк Мухаммад :

اللهم إني أعوذ بك من الخبث والخبائث

Аллахумма инни аузу би-кя мин-аль–хубси уа-ль–хабаис

Перевод смысла: «О Аллах, я прибегаю к тебе от зла шайтанов мужского и женского пола». 

В туалет нужно входить левой ногой, а выходить правой. Тогда как при входе в дом и в другие чистые места, нужно входить правой, а выходить левой ногой. При выходе из туалета читают следующую ду’а:

غفرانك، الحمد لله الذي أذهب عني الأذى وعافاني

Гъуфранака, альхамдулиЛлягьиллязи азгьабаанниль аза уаафани

Перевод смысла: «Прости меня! Хвала Аллаху за то, что избавил меня от мучавшего меня и облегчил мое состояние».

3. В туалете запрещается читать Кур`ан, разговаривать с кем-либо, отвечать на приветствия.

4. Если нет приспособленных помещений, или человек находится на открытом месте, то необходимо по мере возможности отойти подальше или чем-либо укрыться.

5. Справлять нужду в открытом или закрытом помещении спиной или лицом по направлению к кибле является «тахриман макрух». По этому поводу Пророк Мухаммад говорил:

«Когда вы справляете нужду, никогда не поворачивайтесь в сторону Каабы ни лицом, ни спиной. Повернитесь в сторону востока или запада» (Тирмизи, Тахара, 6, Бую, 41; Абу Дауд, Тахара, 4; Ахмад бин Ханбаль, Муснад, 2/250, 3/487, 5/421)

Ученые всех мазхабов, кроме ханафитского, считают, что сидение в сторону Каабы в закрытом помещении не является порицаемым. Данное мнение исходит из хадиса, переданного Джабиром (да будет доволен им Аллах) (Абу Дауд, Тахара, 4; ибн Маджа, Тахара, 18; Ахмад бин Ханбаль, 5/415, 430, 438, 439).

6. Нельзя справлять нужду в норы насекомых, на дорогах, в тенистых местах и под деревьями, где люди часто останавливаются для отдыха. Поэтому Пророк Мухаммад ﷺ предупреждал:

«Остерегайтесь трех мест, где вас может настигнуть проклятие. Это источники воды, середина дороги и тенистые места. Никогда не справляйте нужду в таких местах!» (Муслим, Тахара, 68; Абу Дауд, Тахара, 14; ибн Маджа, Тахара, 21)

7. Ни в коем случае нельзя справлять нужду ни в стоячей, ни в проточной воде. Справлять нужду стоя без уважительной причины является макрух (порицаемо).

8. После справления нужды очищение необходимо делать левой рукой и после выхода из туалета тщательно вымыть руки с мылом или другим моющим средством. (Ибн Абидин, 1/316-318; аш-Ширази, 1/25; ибн Кудама, 1/162-168; аз-Зухайли, 1/202)

 

Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи, из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 185-187

По материалам: http://islamdinr.ru/ 

Комментарии Вход