Очищение после испражнения
Очищение места, откуда выделяется кровь, сперма, моча, кал и т.д., и прилегающих участков называется «истинджа». Очищения можно совершать как водой, так и небольшими камнями. Но это нельзя делать на виду у людей. Лучше всего очищаться сначала камнями (сегодня туалетной бумагой), а потом – водой.
Очищение костями, кусками угля, ватой или бумагой (где есть текст, надписи) является макрух (порицаемым). Однако известно, что жители селения Куба после обмывания водой вытирались, и Всевышний Аллах одобрительно отозвался о них в Кyр`ане (Сура ат-Тауба, 9/108).
Когда Пророк Мухаммад ﷺ спросил у них о том, каким образом они очищались, они ответили: «Водой и камнями» (Зайлаи, Насбур-Рае, 1/318; аз-Зухайли, 1/196).
Очищение от наджасы в количестве, которое препятствует соблюдению условий для правильного намаза, является фардом. После справления малой нужды нужно немного походить, покашлять или же полежать на левом боку, подвигать ногой и т. д. Подобное очищение называется «истибра».
Омовение определенных частей тела необходимо начинать только после того, как появится уверенность, что больше из мочеиспускательного канала не будет выделения мочи. В противном случае (если будет капать моча), вуду (малое омовение) не будет считаться действительным. Более тщательное очищение, то есть очищение, после которого не остается следов от мочи и т.п. нечистот, называется «истинка». После отправления малой нужды нужно подмыться водой и тут же вытереть тряпочкой, чтобы таким образом уменьшить расход воды.
Предписание делать «истибра» исходит из следующего хадиса ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Однажды Посланник Аллаха ﷺ прошел мимо двух могил и сказал:
«Эти двое испытывают могильные муки. Но не по причине больших (грехов). Один из них после отправления нужды не совершал истибра, а второй сплетничал о других» (Бухари, Вуду, 55, 56, Джанаиз, 89; Адаб, 46, 49; Муслим, Тахара, 111; Абу Дауд, Тахара, 11; Тирмизи, Тахара, 53; Насаи, Тахара, 26, 116; ибн Маджа, Тахара, 26)
Правила посещения туалета
Мусульманин обязан соблюдать следующие правила:
1. Нельзя посещать туалет, имея при себе записи с именами Аллаха и пророка Мухаммада ﷺ. Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк ﷺ, перед тем как выйти по нужде, всегда снимал с руки перстень (Абу Дауд, Тахара, 10; Тирмизи, Либас, 17; ибн Маджа, Тахара, 11).
Он поступал так по причине, что на перстне была надпись «Мухаммадун расулюллах» (Мухаммад – Посланник Аллаха). Но если есть вероятность потери, кражи или падения на землю такой бумаги, то можно держать ее при себе.
2. Перед входом в туалет необходимо читать ду’а, которую всегда читал пророк Мухаммад ﷺ:
اللهم إني أعوذ بك من الخبث والخبائث
Аллахумма инни аузу би-кя мин-аль–хубси уа-ль–хабаис
Перевод смысла: «О Аллах, я прибегаю к тебе от зла шайтанов мужского и женского пола».
В туалет нужно входить левой ногой, а выходить правой. Тогда как при входе в дом и в другие чистые места, нужно входить правой, а выходить левой ногой. При выходе из туалета читают следующую ду’а:
غفرانك، الحمد لله الذي أذهب عني الأذى وعافاني
Гъуфранака, альхамдулиЛлягьиллязи азгьабаанниль аза уаафани
Перевод смысла: «Прости меня! Хвала Аллаху за то, что избавил меня от мучавшего меня и облегчил мое состояние».
3. В туалете запрещается читать Кур`ан, разговаривать с кем-либо, отвечать на приветствия.
4. Если нет приспособленных помещений, или человек находится на открытом месте, то необходимо по мере возможности отойти подальше или чем-либо укрыться.
5. Справлять нужду в открытом или закрытом помещении спиной или лицом по направлению к кибле является «тахриман макрух». По этому поводу Пророк Мухаммад ﷺ говорил:
«Когда вы справляете нужду, никогда не поворачивайтесь в сторону Каабы ни лицом, ни спиной. Повернитесь в сторону востока или запада» (Тирмизи, Тахара, 6, Бую, 41; Абу Дауд, Тахара, 4; Ахмад бин Ханбаль, Муснад, 2/250, 3/487, 5/421)
Ученые всех мазхабов, кроме ханафитского, считают, что сидение в сторону Каабы в закрытом помещении не является порицаемым. Данное мнение исходит из хадиса, переданного Джабиром (да будет доволен им Аллах) (Абу Дауд, Тахара, 4; ибн Маджа, Тахара, 18; Ахмад бин Ханбаль, 5/415, 430, 438, 439).
6. Нельзя справлять нужду в норы насекомых, на дорогах, в тенистых местах и под деревьями, где люди часто останавливаются для отдыха. Поэтому Пророк Мухаммад ﷺ предупреждал:
«Остерегайтесь трех мест, где вас может настигнуть проклятие. Это источники воды, середина дороги и тенистые места. Никогда не справляйте нужду в таких местах!» (Муслим, Тахара, 68; Абу Дауд, Тахара, 14; ибн Маджа, Тахара, 21)
7. Ни в коем случае нельзя справлять нужду ни в стоячей, ни в проточной воде. Справлять нужду стоя без уважительной причины является макрух (порицаемо).
8. После справления нужды очищение необходимо делать левой рукой и после выхода из туалета тщательно вымыть руки с мылом или другим моющим средством. (Ибн Абидин, 1/316-318; аш-Ширази, 1/25; ибн Кудама, 1/162-168; аз-Зухайли, 1/202)
Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи, из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 185-187
По материалам: http://islamdinr.ru/