Обувь из свиной кожи: надевать, не надевать?

30 сентябрь 2021 3089 0
Режим чтения

Проблема одежды для мусульманина стоит очень остро и далеко не на последнем месте. Одежда, что скрывает наготу человека, скрывает его недостатки или, наоборот, подчеркивает его статус, она должна соответствовать определенным критериям и канонам. В исламе при разделении на разрешенное (халяль) и запрещенное (харам) также регламентируется и ношение одежды. Так, к примеру, нельзя мужчинам носить одежду, сшитую из шелка, поскольку шелк запрещен сильной половине представителей ислама, но разрешен ее женской половине.

Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, взял (кусок) шёлка, поместив его в правую руку, (и взял кусок) золота, поместив его в левую руку, после чего он сказал: «Поистине, это и это запретно для мужчин моей общины!»

Одежда, купленная на средства, добытые нечестным путем, также будет запрещенной, то есть будет считаться харамом.

Конечно, можно говорить о разделении одежды на мужскую и женскую, ни та, ни другая не должна включать в себя элементы, для нее запрещенные, но есть общее правило – ни та, ни другая не должна включать в себя элементы, запрещенные по своей религиозной нечистоте. Поэтому особенно остро стоит вопрос о том, можно ли носить обувь из свиной кожи или с ее элементами.

Предварительно давайте ознакомимся с одним из нескольких правил, связанных с переходом нечистоты, что называется арабским словом «наджс», с одной вещи на другую: наджас не переходит с сухого на сухое. Вы можете дотронуться до сухой свиной кожи, либо до другой сухой вещи, которая была испачкана чем-либо, что считается наджасом, и наджас не перейдет на вас. И наоборот, когда вещь, испачканная наджасом, будет мокрой или влажной до такой степени, что может передаваться ее влага и, соответственно, наджас, который на ней находится.

Поэтому перед мусульманами стал вопрос: можно ли носить обувь, которая сделана не из свиной кожи, но один из элементов, а именно стелька обуви, сделана именно из кожи свиньи? Поскольку одним из условий молитвы является то, что она должна совершаться на чистом месте, не испачканном скверной, то нужно иметь в виду следующее: некоторые виды молитв могут совершаться и в обуви, например, заупокойная молитва (салят-уль-джаназа). Тогда при потении ног, в силу тех или иных обстоятельств, обувь становится влажной, и с этой влагой может переходить скверна.

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны ознакомиться с мнениями ученых относительно свиной кожи. Все ученые сошлись на том, что свинина является «наджас айн». Это трактуется как «нечиста по сути своей», то есть не по загрязнению, а нечиста по сути, не ее оскверняют, а она оскверняет. В вопросе чистоты или нечистоты ответ однозначен, свинина – наджас.

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие» (Сура «Аль-Маида», 5 аят)

В вопросе запрещенности свиньи доказательную функцию осуществляет именно приведенный выше аят. К удивлению, некоторые узконаправленные и не лучшие представители уммы умудряются по-своему трактовать данный аят в вопросе разрешения свиного жира (сала), поскольку в аяте идет речь только о мясе. Подавляющее большинство ученых всех мазхабов говорят о запрещенности не только мяса свиньи, но и всех ее частей: мясо, щетина, кости, кожа и т.д.

 

Вопрос обработки кожи (дибаг)

Большинство ученых говорят о том, что кожа свиньи не очищается дублением, то есть она остается наджасом даже после обработки. Другие ученые говорят о допустимости ее ношения только в случаях крайней необходимости. Нужно заметить, что случай крайней необходимости по исламу возникает только лишь тогда, когда стоит вопрос о жизни и смерти человека, либо о возможности нанесения непоправимого вреда здоровью человека.

В наше время есть большой выбор обуви, которая соответствует нормам шариата и которая не имеет запрещенных составных элементов. При наличии обуви, чистой по нормам шариата, другую обувь носить нежелательно.

 

Абдусабур ХАЙРЕТДИНОВ

По материалам: http://www.info-islam.ru/

Комментарии Вход