О сути семьи и семейной жизни / Часть 1
Люди были созданы парами как мужчина и женщина, в чем заключается смысл этого. Что говорит об этом Кyр`ан?
Аллах Один и Един. Он не нуждается в ком или чем-либо. Этого нельзя сказать о Его творениях. Люди разделяются на мужчин и женщин, точно также среди животных и растений есть как мужские особи, так и женские. В химических соединениях есть «плюс» (+) и «минус» (–). На всё это указывают многие аяты Священного Кyр`ана:
«Пречист тот, кто сотворил пары из тех, что растит земля, и из людей, а также из того, чего они и не ведают» (Сура «Йасин», 36/36).
Всё сущее нуждается друг в друге благодаря этой парной особенности, поскольку присущие одной особи свойства не характерны для другой, при этом мужские свойства дополняют женские и наоборот — таким образом, пара представляет собой единое целое.
Потребность и склонность мужчин и женщин друг к другу вызваны необходимостью продолжения рода. Однако это, конечно же, не единственная цель. Создание крепкой семьи наряду с душевным и социальным равновесием, спокойствием и гармонией личности — довольно важная задача человечества. И благополучное претворение её в жизнь возможно только в сочетании с божественной любовью.
Можно ли тогда утверждать, что человек как раз и создан для того чтобы с помощью разума и чувств познать Аллаха, любить Его?
В основе создания всего сущего лежит любовь. До сотворения миров Всевышний был «скрытой сокровищницей». Он пожелал проявиться и с любовью создал всё сущее. Таким образом, прототипом любви земной является любовь Всевышнего. Всем своим творениям Создатель пожаловал разные формы проявления любви. Это великое чувство – есть способ возвышения и подготовки к Его истинной любви. А для этого Он в первую очередь одарил любовью и привязанностью между собой мужчин и женщин, чтобы их любовь отражалась в сердцах и поведении. Умеющий любить творение Аллаха учится любить самого Творца.
Любовь между супругами переходит к стремлению обрести божественную любовь?
Несомненно. Однако для того, чтобы божественная любовь охватила души, необходимо, чтобы брак был заключен ради Всевышнего. Брак, созданный только по телесному влечению, по прихоти или слабости, например, к красоте или деньгам, в большинстве случаев, далек от любви истинной и прочной. Исходя из этого, в семьях, созданных подобным образом, не происходит ожидаемого духовного совершенства и обучения сердца любви. Другими словами, души не могут воспользоваться тем, чего они заслуживают.
Дело не только в отсутствии духовного трепета, роста. А это грозит тем, что душевный мир человека разрушается, увядает. Браки, которые служат совершенствованию и духовному росту, то есть, помогают исполнять предписания религии, показывают идеальный уровень, к которому необходимо стремиться.
В этой связи семейная жизнь всех Пророков является примером и идеалом. Так, начавшаяся в Раю семейная жизнь Адама (алейхиссалям) и нашей праматери Хавы была унаследована людьми в виде одобренного Аллахом закона о бракосочетании.
Всевышний наделил характер человека возможностью дышать на земле райским воздухом через эту возникшую в Раю семейную жизнь. Потому верующий человек на протяжении всей своей жизни ищет этот источник спокойствия и счастья.
Бракосочетание — это путь всех Пророков, Сунна Мухаммада ﷺ, весна каждого поколения, честь и благовоспитанность мужчины и женщины, крепость достоинства и добродетели, отличие людей от животных, то есть, их превосходство. Ведь для других представителей живого мира о бракосочетании не может быть и речи.
Одним словом, бракосочетание — это божественный закон, данный нам для защиты самых превосходных качеств и достоинств созданного человека. Таким образом, брак с точки зрения воспитания поколений, обучения ребёнка, защиты семьи, сбережение человеческого достоинства — это значительный и незаменимый фундамент семейной жизни.
Какова в таком случае роль семьи в обществе?
Семьи — своего рода составные, основа общества. Ведь исторически подтверждённая истина заключается в том, что семьи, построенные на крепком фундаменте, украшают и укрепляют общество, в то время как семейные гнёзда, в которых духовные ориентиры супругов неравны, где царит недоброжелательность и отсутствие взаимопонимания, его разрушают.
Об этом замечательно говорил Мавляна:
«Супруги должны быть похожи друг на друга. Погляди на туфли и тапочки! Если одна туфля жмёт, то и другая ни на что не годна. Заставив себя в ней ходить, начнешь хромать».
Он также предупреждал о том, как опасно поддаваться только плотскому влечению:
«Нужно опасаться тех, кто красиво выглядит снаружи, но имеет безобразный внутренний мир. Ведь Пророк ﷺ сказал: ”Сторонись!.. Сторонись!.. Снова и снова сторонись прекрасного цветка, расцветшего в мусоре, женщины из плохого рода и с плохим характером! ”».
Семьи, созданные без учёта этого предупреждения, вместо источника спокойствия и счастья в обществе становятся очагами трагедии.
По материалам: http://www.islamisemya.com/