Поскольку благополучие человека и исход его деяний напрямую связаны с тем, как он следует Божьему руководству, душа наделена способностью узнавать его и различать между добром и злом, добродетелью и пороком, благородством и низостью. Поэтому законы прямого пути, ниспосланные Аллахом, не противоречат природе человека, которая в исламе называется фитра. Это арабское слово образовано от глагола فَطَرَ — ‘создавать’, ‘раскалывать’, и оно означает естественное состояние, в котором находится душа, когда приходит в этот мир.
Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Каждый младенец рождается в своём естественном состоянии, а его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Точно так же животные появляются на свет невредимыми: разве вы находите среди них таких, у которых отрезаны уши?» [Бухари 1358, Муслим 2658].
Это значит, что человек рождается чистым, свободным от порочных идей и предрасположенным к богопознанию и поклонению Аллаху. Но его природа изменяется по мере того, как он усваивает неправильный образ мыслей. А если бы он не находился под влиянием предубеждений и стереотипов, то ничто не помешало бы ему принять истину после того, как она открылась ему.
Первозданное естество человека признаёт, что никто не заслуживает поклонения и обожествления, кроме Аллаха, и что нужно почитать и благодарить родителей, поддерживать добрые отношения с родственниками, хорошо относиться к соседям, заботиться о слабых и нуждающихся, проявлять радушие и гостеприимство, быть правдивым и не предавать доверие, избегать несправедливости и бесстыдства, не убивать, не воровать и не прелюбодействовать, призывать к добру и поддерживать порядок, предотвращать зло и наказывать преступников, содержать в чистоте тело и одежду.
Это заповеди прямого пути, которые известны со времён первых пророков. Всевышний сказал:
«Читай то, что внушается тебе из Писания твоего Господа. Нет замены Его словам» (сура 18 «Пещера», аят 27),
то есть повеления Аллаха не подлежат изменению. Это могучие опоры, на которых держится совершенный и справедливый миропорядок. Это нравственные и духовные ориентиры, которые не дают заблудиться тем, кто идёт при свете истины, и взывают к совести тех, кто погрузился во мрак греха. Благодаря им верующие могут внутренне ощутить, насколько тот или иной поступок соответствует добру или злу. Ан-Наввас ибн Сам‘ан рассказывал, что как-то раз он спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о том, что такое благочестие и что такое грех. Тот сказал:
«Благочестие — это хороший нрав, а грех — это то, что западает в душу, а ты не хочешь, чтобы люди узнали об этом» [Муслим 2553].
Но шайтан не оставляет попыток сбить человека с прямого пути и лишить его сердце первозданной чистоты. Когда Аллах проклял его и предоставил ему отсрочку, он сказал:
«Господи, за то, что Ты совратил меня, я приукрашу для них [грехи и удовольствия] на земле и непременно совращу их всех» (сура 15 «Хиджр», аят 39).
А для того, чтобы человек перестал узнавать законы Аллаха, шайтан старается изменить его природу, как он и обещал Всевышнему:
«Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши скоту и прикажу им изменять творение Аллаха» (сура 4 «Женщины», аят 119).
Навязывая человеку всё низкое и противоестественное, шайтан калечит его естество. Он прививает ему любовь к удовольствиям, чтобы человек не ощущал радости от совершения добрых дел, и лишает его стыда, чтобы он не ощущал угрызений совести после совершения низких поступков. Фитра может быть искажена настолько, что человек перестаёт считать злом убийство, половую распущенность и другие преступления. Но шайтан не способен изменить слово Аллаха, в котором верное руководство и исцеление для верующих. Он лишь приукрашивает ложь и заблуждение, накрывает истину покрывалами лжи. Когда же свет истины пробивается через них и касается сердец, они узнают её, и тот, кто следует за ней, исцеляет своё сердце от неисправности и болезни, что изъедала его.
Таким образом, фитра — это естественное состояние, в котором находится душа человека, когда он рождается в этом мире. В этом состоянии она благодаря Божественной благодати способна видеть и чувствовать истину. Страсти и сомнения, овладевающие душой, ослабляют и притупляют эту её способность. Если же человек, наоборот, наполняет и очищает своё сердце словом Аллаха, то его душа приближается к состоянию первозданной чистоты. И он обнаруживает в себе потребность поклоняться Аллаху и совершать праведные деяния, которыми Он доволен, а когда он совершает свои не лучшие поступки, то испытывает горькое сожаление и раскаяние.
Тем не менее побудительная сила нашего естества гораздо чаще направлена на удовлетворение низменных желаний, как сказал об этом Всевышний:
«Поистине, нафс повелевает зло, если только не смилуется мой Господь» (сура 12 «Юсуф», аят 53).
Для того чтобы человек мог контролировать эти желания и выбирать между истиной и заблуждением, Всевышний наградил душу другой могучей силой — разумом.
По материалам: https://e-minbar.com/