Нежелательное (макрух) время для намаза
Выполнение намазов в пяти случаях является макрух. Три из этих случаев сообщены в хадисе, переданном Укбой бин Амиром аль-Джухани (радиаЛлаху ‘анху):
«Есть три промежутка времени, во время которых Пророк ﷺ запретил нам выполнение намазов и погребение усопших: от восхода солнца, пока оно не достигнет «высоты копья»; от нахождения солнца в зените до отклонения его на запад; во время захода солнца» (Муслим, Мусафирин, 293; Абу Дауд, Джанаиз, 51; Тирмизи, Джанаиз, 41; Мавакыт, 31, 34, Джанаиз, 89; ибн Маджа, Джанаиз, 30; Дарими, Салят, 142; ибн Ханбаль. 4/152)
О других двух промежутках времени сообщается в хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри (радиаЛлаху ‘анху): «Я слышал, как Пророк ﷺ говорил:
«Нельзя выполнять намазы после утреннего намаза до восхода солнца. Также нельзя выполнять намазы после намаза аср до захода солнца» (Бухари, Мавакыт, 38; Тавхид, 47; Абу Дауд, Ильм, 13; Тирмизи, Джумуа, 2)
Теперь разъясним то, что касается этих периодов времени, более подробно.
1) Промежуток времени, который длится до восхождения солнца на высоту одного копья. Данная мера в наше время измеряется 5 градусами и, начиная от восхода солнца, продолжается около 40-45 минут. После этого нежелательное время проходит и наступает время, когда можно выполнять байрам-намаз или намаз «ад-духа».
2) Время нахождения солнца в зените, т. е. пока солнце не пройдет зенит и не отклонится на запад, или до наступления времени намаза аз-зухр (за 25 минут — прим. Хадиса аль-Ханафи).
3) Время, которое начинается с того момента, когда солнце становится желтым и не слепит глаза, до полного ухода за горизонт солнечного диска (за 40 минут до магриба — прим. Хадиса аль-Ханафи).
4) C появления «второго фаджра» до восхода солнца. Кроме утреннего намаза.
5) После выполнения намаза аль-аср до захода солнца.
В первые три промежутка времени «карахат» (нежелательное) нельзя выполнять ни пропущенные фард-намазы, ни уитр, ни уаджиб, ни намаз-джаназа. Также нельзя в это время выполнять сажда-тилауат, который необходимо сделать после прочитанного раньше аята, отмеченного в Кyр`ане значком. Иначе потом придется все это выполнить заново.
Также нельзя в эти промежутки времени выполнять нафиль-намазы, но если все-таки их выполнили, они, хотя выполнены в нежелательное время, действительны, поэтому потом не стоит их вновь читать, так как нежелательность выполнения намазов не нарушает целостность нафиль-намазов. Если начали выполнение намаза, то лучше в таких случаях прервать и выполнить в разрешенное время. Запрет на выполнение намазов в эти промежутки времени объясняется стремлением избежать какого либо уподобления действиям язычников, поклоняющихся солнцу.
Суть запрета на выполнение других намазов после времени утреннего намаза и на выполнение нафиль-намазов после намаза аль-аср исходит из того, что эти промежутки времени установлены для фард намазов. Причина запрета кроется не в особом значении времени. Известно, что выполнение фард-намазов в установленное время всегда предпочтительнее, чем выполнение дополнительных намазов. Однако выполнение фард или уаджиб-намазов в эти промежутки времени не является макрух. Также не является макрух выполнение намаза-джаназа и сажда-тилауат. Нафиль-намаз, начатый в один из этих двух промежутков времени, но прерванный вследствие нежелательности выполнения в это время, в другое время подлежит возмещению.
При начале захода солнца можно выполнить лишь обязательный для этого дня намаз аль-аср (т.е в течении 40 минут до магриба, если до этого не успели совершить аср, но доводить до этого времени без причин является порицаемым — прим. Хадиса аль-Ханафи). Но нельзя выполнять возмещение намаза аль-аср, который пропущен в предыдущие дни, т. к. уаджиб (необходимый) ‘ибадат не может быть выполнен с недостатками и упущениями. Как известно, нежелательное время является причиной значительных изъянов намаза. В хадисе, переданном досточтимой Айшой (радиаЛлаху ‘анха) говорится:
«Кто успел до полного захода солнца выполнить хоть одно сажда намаза аср или до восхода солнца успел сделать хоть одно сажда намаза субх, считается успевшим (выполнившим) эти намазы» (Бухари, Мавакыт, 17; Насаи, Мавакыт, 11; Ахмад бин Ханбаль, 2/474)
Однако есть другие доводы, которые приводят ханафиты, когда считают, что восход солнца нарушает намаз. Любой намаз, выполняемый во время восхода солнца, нарушается. Однако заход солнца не нарушает намаз аль-аср. Нарушается лишь утренний намаз, во время выполнения которого взошло солнце, ибо в первом случае наступает время другого намаза, а во втором случае заканчивается время одного, но не наступает время другого. Кроме того, времени, отпущенного для утреннего намаза вполне достаточно, чтобы успеть его выполнить. Поэтому с завершением времени утренний намаз нарушается.
При выполнении намазов, кроме утреннего, достаточно успеть прочитать «такбиру ифтитах» («Аллаху акбар») в намазе, чтобы намаз считался выполненным своевременно. При этом не имеет значения причина, по которой было отложено выполнение намаза: очищение от хайд или излечение от умственного расстройства, или т. п.
По мнению шафиитов и маликитов, если до истечения установленного времени успели выполнить хоть один ракаат и два сажда, намаз считается выполненным полностью. Но если выполнено меньше одного ракаата, намаз считается упущенным (аш-Ширази, 1/54; аз-Зухайли, 1/516).
Выполнение фард или уаджиб-намаза в момент нахождения солнца в зените, делает этот намаз недействительным. Но выполненный нафиль-намаз, хотя совершение намаза в это время нежелательно, является действительным. Абу Юсуф считал, что разрешается выполнение нафиль-намазов в этот промежуток времени только в пятницу. По общему мнению ученых, как только солнце отклонится от зенита к западу, заканчивается нежелательное время для выполнения намазов.
Можно также делать сажда-тилауат, если в это время был прочитан аят, после которого обязательно выполнение сажда, но лучше оставить выполнение этого сажда на более позднее время.
Разрешается также совершение намаза-джаназа, если в это время все готово для погребения усопшего. Даже считается более предпочтительным выполнение этого намаза сразу. Посланник Аллаха ﷺ, обращаясь к своему зятю, повелел:
«О Али! Не откладывай три дела: выполнение намаза, когда наступило время, погребение умершего и выдача замуж девушки, как только нашли достойного жениха» (Тирмизи, Салят, 13; Джанаиз, 73; Ахмад бин Ханбаль, 1/105)
Другие промежутки времени, в которые выполнение нафиль-намазов макрух
В следующих обстоятельствах выполнение нафиль намазов является тахриман-макрух (ибн Хумам, 1/166; ибн Абидин, 1/349-351; аш-Шурунбуляли, Маракуль фалах, стр. 31; ибн Кудама, 2/116-119, 129, 135, 387; аз-Зухайли, 1/528):
1. Не совершив фарда утреннего намаза, после наступления второго фаджра выполнять другие намазы, кроме сунны утреннего, является тахриман-макрух. Доказательством служит хадис, переданный со слов ибн Умара (радыйаллаху анхума):
«После наступления времени до фарда нельзя совершать другие намазы, кроме сунны утреннего намаза» (Ахмад бин Ханбаль, 2/104; Зайлаи, Насбур Рае, 1/255)
2. Согласно мазхабам Ханафи и Малики, выполнение намазов-нафиль перед намазом аль-магриб, является макрух, ибо на это указывают хадисы, в которых сообщается, что намаз магриб лучше выполнять как можно раньше, сразу после наступления установленного времени. Одним из таких хадисов является хадис, переданный Салямом бин Акуой:
«Пророк ﷺ выполнял намаз магриб сразу после захода солнца, когда оно исчезало за темной пеленой» (Бухари, Бадуль-хальк, 4; Муслим, Масаджид, 216; Абу Дауд, Салят, 3; Тирмизи)
Укба ибн Амир сказал: «Пророк ﷺ говорил:
«Пока моя умма не станет откладывать выполнение намаза магриб до появления звезд на небе, она будет находиться на благом пути» (Абу Дауд, Салят, 6; ибн Маджа, Салят, 7; ибн Ханбаль, Муснад, 4/147, 5/417, 422; ибн Хумам, 1/159)
3. Также является макрух выполнение намазов-нафиль при чтении хутбы имамом в пятницу, в праздничные дни, во время хаджа, после солнечного и лунного затмения, а также во время чтения молитвы «истиска» (молитва с просьбой к Аллаху, чтобы Он ниспослал дождь).
С момента восхождения имама на минбар и до совершения намаза-джума, совершение дополнительных видов намаза является макрух. Аргументом служит следующий хадис, переданный Абу Хурайрой (радиаЛлаху ‘анху):
«Если во время чтения хутбы (имамом) в день джума скажешь товарищу «замолчи», то тем самым совершишь большую ошибку» (Бухари, Джумуа, 36; Муслим, Джумуа, 12; Абу Дауд, Салят, 229; Тирмизи, Джумуа, 16; Насаи, Джумуа, 22; Идайн, 21)
По мнению шафиитов и ханбалитов, если нет опасности опоздать на начало намаза, можно во время хутбы выполнить только два ракаата тахийятуль-масджид (намаз, выполняемый при входе в мечеть).
4. Выполнение нафиль-намазов как до, так и после праздничных намазов, является макрух. На это указывает хадис, сообщенный ибн Аббасом (радыйаллаху анхума):
«Пророк ﷺ совершал в праздничные дни два ракаата намаза, но ни до, ни после не выполнял никаких других намазов» (ас-Санани, Субулусь-салям, 2/51, 67; Бухари, Тахаджуд, 25)
Это объясняется тем, что нет смысла тратить время на дополнительные намазы и пренебрегать более важными намазами. Но после того как солнце поднимется достаточно высоко, нет ничего плохого в совершении му’минами (кроме имама) двух ракаатов нафиль-намазов.
5. Когда все собрались выполнять фард-намаз, совершение кем-либо дополнительных видов намаза является тахриман-макрух. Доказательством является хадис:
«Когда все встали на фард-намаз, нельзя выполнять кроме него никакой другой намаз» (Абу Дауд, Татавву, 5; Ахмад бин Ханбаль, 2/180)
Исключением из этого правила является сунна утреннего намаза для тех, кто надеется успеть присоединиться к джамаату, выполняющему намаз-фард, во время последнего сидения (када ахир). Если кто-то, выполняя ташаххуд намаз, опасается, что может опоздать на фард утреннего намаза, то может прервать выполнение двух ракаатов сунны. Дозволяется совершение сунны утреннего намаза во время чтения «икамата», призывающего на намаз фард, ибо Пророк ﷺ постоянно совершал сунну и призывал к этому и других мусульман.
Об этом намазе он ﷺ, сказал:
«Два ракаата сунны утреннего намаза лучше всего мира и лучше всего, что находится во вселенной» (Муслим, Мусафирин, 96, 97; Тирмизи, Салят, 190)
Известны слова досточтимой Айши (радиаЛлаху ‘анха):
«Ни одному дополнительному виду намаза пророк Мухаммад ﷺ не придавал столь важное значение, какое придавал двум ракаатам утреннего намаза» (Бухари, Тахаджуд, 27; Муслим, Мусафирин, 94; Абу Дауд, Татавву, 2; Ахмад бин Ханбаль, 6/43, 54, 170)
Совершение нафиль-намазов незадолго до окончания времени фард-намаза является макрух (порицаемым).
Проф. Др. Хамди Дёндюрен аль-Ханафи, из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 277-283
По материалам: http://islamdinr.ru/