Некоторые аспекты правового положения женщин в исламе
К сожалению, у некоторой части общества сложилось мнение, что женщина в исламе ущемлена и ограничена в правах. Однако при внимательном изучении и историческом анализе, приходит понимание, что ислам в контексте своего исторического времени, предоставил женщине права на достойную и полноценную жизнь. Положение и статус женщины в исламе - почетное и уважаемое. В исламе женщина - это любящая мать, добрая сестра, уважающая своих родителей дочь, благочестивая жена, которая является лучшим другом и спутником в жизни своего мужа.
Ислам впервые объявил, что женщина является таким же полноценным человеком, как и мужчина. Данный смысл излагается в Кур`ане многократно. Сура «Ан-Ниса» («Женщины») начинается со следующего обращения к людям:
«О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из неё пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин».
После провозглашения равенства мужчин и женщин, были объявлены равные права на приобретение ими добрых качеств и получение за это соответствующих наград. Всевышний Аллах в Кyр`ане говорит:
«Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин, и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин, и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин, и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин, Аллах уготовил прощение и великую награду» (Сура «Аль-Ахзаб», аят 35).
Из этого аята и хадиса исходит что, все создания - будь то мужчина или женщина равны перед Господом миров Аллахом. Преимущество людей - будь то мужчина или женщина перед Всевышним Аллахом - только в богобоязненности и набожности. В Священном Кyр`ане Аллах сказал:
«О люди! Мы создали Вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину Аллах-Знающий и Ведающий» (Сура «Аль Хужурат», аят 13).
Женщина и мужчина равны перед Всевышним Аллахом. Более того, Всевышний Аллах дал мужчине больше обязанностей, чем женщине в силу его физического преимущества. Например: в семье мужчина обязан работать и содержать свою семью достатке, а женщине дано право выбора работать или нет.
Каждый верующий, делающий праведное дело, независимо от пола, цвета кожи, нации, получает воздаяние от Всевышнего Аллаха. В суре «Нахл» («Пчелы») в 97-ом аяте говорится:
«Кто совершает добрые дела, мужчина или женщина, и верует, тому Мы обязательно даруем добрую жизнь и обязательно дадим награду за лучшее, что они делали».
Ислам не только в убеждении, вероисповедании, добрых делах, но и в получении образования, дал женщине право и сделал мужчин ответственным за это.
Сохраняется определенное равенство мужчин и женщин и в накоплении имущества и распоряжения им. В суре «Ан-Ниса» в 32-ом аяте говорится:
«Мужчинам – доля из того, из того, что они приобрели, и женщинам – доля из того, что они приобрели».
Согласно нашей религии в семье мужчина и женщина являются близкими друзьями, помощниками и вдохновителями друг другу в этой жизни. Они всегда должны поддерживать друг друга и стараются заслужить счастье в этой жизни и жизни вечной, в чем заключается суть их союза.
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительные, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину Аллах – Могущественный, Мудрый» (Сура «Тауба», аят 71).
Таким образом, мы должны правильно понимать равноправие женщин. Так, иногда получается, что под лозунгом правового равноправия зачастую мы видим несправедливое отношению к женщине, и даже ее эксплуатацию. Например, во времена Советского Союза, да и в настоящее время женщины работают на тяжелых работах, чем наносится непоправимый урон их здоровью и жизни.
Всевышний Аллах создал мужчин и женщин разными. Они отличаются друг от друга биологическими, физическими и другими особенностями и это должно быть учтено в жизни деятельности людей.
Салимов Асхат, главный имам мечети «Төлебай»
Источник: Специально для Muslim.kz