Мусульманская семья в современном мире (3 часть)

25 март 2021 1807 0
Режим чтения

Обучение ремеслу или профессии

Когда человек владеет каким-нибудь ремеслом, это позволяет ему избежать бедности и нужды. Поэтому обучение ребенка ремеслу или профессии: изготовлению чего-нибудь, земледелию, плотничеству, литью, кузнечному делу, строительству, ткачеству, а также современным профессиям, связанным с компьютером и Интернетом, – приносит огромную пользу, и в Исламе это относится к категории коллективных обязанностей (фард кифайа – коллективная обязанность. Категория действий – если их совершают некоторые члены мусульманской общины, то грех снимается со всех, а если их не совершает никто, грех ложится на всех).

На это указывают и Слова Всевышнего:

«Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество» (Кур`ан, 4:6).

 

Психическое и эмоциональное развитие

Имеется в виду пробуждение в ребенке понимания человеческих чувств – наслаждения и боли, радости и печали, беспокойства и умиротворения, альтруизма и себялюбия, любви и отвращения...

Кyр`ан обращает внимание на некоторые из этих чувств – например, любовь, связывающую Всевышнего и Его рабов. Так, Всевышний сказал в Кyр`ане:

«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (2:165).

«...Аллах приведет других людей, которых Он будет любить, и которые будут любить Его» (5:54).

«Не думай же, что те, которые радуются своим поступкам и любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали, спасутся от мучений. Им уготованы мучительные страдания» (3:188).

«А те, которые жили в доме [Медине] и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются» (59:9).

Упоминания об этом есть и в Сунне Пророка (мир ему и благословение):

«Никто из вас не уверует [по-настоящему] до тех пор, пока не полюбит меня больше, чем своего отца, своего ребенка и всех людей» (аль-Бухари; Муслим; ан-Насаи).

«Не уверует никто из вас [по-настоящему] до тех пор, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Аль-Бухари; Муслим; ат-Тирмизи; ан-Насаи).

В первом хадисе речь идет о любви к религии Аллаха и Его шариату, а также исполнении Его велений и соблюдении Его запретов.

Эмоциональное развитие, или воспитание, включает в себя мягкое обхождение с ребенком и проявление милосердия к нему. С ним шутят, целуют его, гладят по голове, дарят ему подарки, встречают и провожают его приветливо и с радостью, уделяют ему внимание и спрашивают о его делах, независимо от того, сирота он или нет, мальчик это или девочка. При этом необходимо уделять всем детям равное внимание, никого не выделяя, и если дарить подарки, то всем. Ребенок не должен чувствовать себя нелюбимым и брошенным, чтобы не нарушалась его психика. В Кyр`ане сказано об этом:

«Когда кому-либо из них сообщают весть о девочке, лицо его чернеет, и он сдерживает свой гнев. Он прячется от людей из-за дурной вести. Оставит ли он ее себе с позором или же закопает ее в землю? Поистине, скверны их решения!» (16:58–59).

Одним из самых ужасных их деяний было закапывание живьем новорожденных девочек. Всевышний сказал:

«...когда зарытую живьем спросят, за какой грех ее убили» (81:8–9).

Семья также должна остерегаться плохого обращения с сиротами и ущемления их прав, ведь Всевышний сказал:

«Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет совершеннолетия» (17:34).

«Поистине, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (4:10).

Итак, эмоциональное и психическое развитие ребенка происходит за счет уважительного и деликатного отношения к нему. Ребенку дают почувствовать, что он любим, что о нем заботятся и ценят его, и, поступая так, воспитатель думает о будущем ребенка.

 

Умственное развитие

Забота о развитии мышления ребенка и его умственных способностей так же необходима, как и физическое воспитание – она даже важнее, потому что именно разум отличает человека от животного, и Аллах почтил человека, даровав ему разум. Посредством разума человек приобретает знание, и именно наличие разума делает человека религиозно обязанным (мукалляф). Разум помогает человеку идти прямым путем и быть благоразумным, он указывает ему на благо и заставляет его отдаляться от зла.

Размышление является обязанностью мусульманина, и воспитание должно иметь своей целью развивать независимость разума и мышления в рамках и с соблюдением условий, оговоренных в Кyр`ане. Кyр`ан побуждает нас размышлять о сотворении небес и земли, чтобы таким путем мы пришли к выводу о существовании Аллаха и Его Единственности, а также отдаляться от слепого подражания отцам и дедам и противостоять пагубному влиянию порочного окружения.

Об этом немало сказано в Кyр`ане, который призывает нас задействовать наш разум и размышлять в сотнях аятов, особенно в тех, где подчеркивается справедливость и мудрость предписаний религии. Именно поэтому многие аяты имеют подобную красивую концовку:

«Поистине, в этом – знамения для людей разумеющих» (30:24)

«...знамения для обладающих разумом» (3:190)

«Поистине, в этом – знамения для обладающих разумом» (20:128).

«Поистине, в этом – назидание для людей проницательных» (3:13).

«Когда им говорят: "Следуйте тому, что ниспослал Аллах", – они отвечают: "Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов". А что если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем?» (2:170).

 

Забота о здоровье

Членов мусульманской семьи отличает здоровье тела, поскольку девизом Ислама является чистота одежды, тела и места. Ислам предписывает своим последователям делать естественные вещи – обрезать ногти, выщипывать или сбривать волосы в подмышечной впадине, на лобке, мыть руки перед едой и после нее, промывать нос, полоскать рот, для чистки зубов использовать сивак или привычную зубную щетку.

Кроме того, Ислам побуждает верующего совершать полное омовение в определенных случаях, например, перед пятничной молитвой, в праздники, перед собраниями и во время хаджа.

Поддерживать здоровье помогает занятие различными видами спорта (об этом мы поговорим отдельно), а также уменьшение объема потребляемой пищи и питья, произнесение «Бисмиллях» перед едой и восхваление Аллаха после нее, лечение болезней, профилактика инфекционных заболеваний (при этом следует помнить о том, что эти болезни передаются не сами по себе, а только по воле Аллаха), например, туберкулеза и чумы. Пророк сказал:

«Для каждой болезни есть лекарство, и когда лекарство встречается с болезнью, наступает исцеление с позволения Всевышнего Аллаха» (Муслим; Ахмад).

«Не позволяйте здоровому находиться рядом с больным» (Ахмад; Абу Давуд; ан-Насаи).

Вот еще некоторые рекомендации Ислама, способствующие сохранению здоровья: сон на правом боку, причем ложиться спать следует сразу после вечерней молитвы, если нет срочных дел; раннее пробуждение для совершения утренней молитвы и подготовка к работе. Аль-Байхаки передал, что однажды Пророк зашел к Фатиме рано утром и застал ее спящей. Он разбудил ее и сказал:

«Вставай, чтобы застать тебе удел от Господа твоего».

Потому что рано утром распределяется удел каждого человека.

 

Чувство прекрасного и понимание красоты

Всевышний Аллах сотворил человека и Вселенную в наилучшем виде и придал им прекрасный образ:

«Который превосходно создал все, что сотворил» (32:7).

«Мы сотворили человека в прекраснейшем облике» (95:4).

«Мы украсили ближайшее небо красотой звезд [или звездами]» (37:6).

«Он создал семь небес одно над другим. В творении Милостивого ты не увидишь никакой несообразности. Взгляни еще раз. Видишь ли ты какую-нибудь трещину?» (67:3).

Сохранение красоты жизни и всего, что нас окружает, предполагает заботу человека о красоте и поддержание ее в соответствии с установлениями Ислама. Всевышний Аллах сказал:

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих. Скажи: "Кто запретил украшения Аллаха, которые Он даровал Своим рабам, и прекрасный удел?" Скажи: "В День воскресения они будут предназначены исключительно для тех, кто уверовал в земной жизни". Так Мы разъясняем знамения людям знающим» (7:31–32).

Цель этого вида воспитания – сохранение красоты в мире и оставление любых видов нечестия, искажения и обезображивания. Человек должен заботиться о красоте собственного тела и о красоте жилища, о чистоте улиц, парков и инфраструктуры. Он должен также заботиться о своевременном вывозе и утилизации мусора и отходов, чтобы они не причиняли вреда самому человеку, животным и растениям, ради сохранения окружающей среды.

 

Половое воспитание

Родители должны затрагивать эту тему в разговорах с ребенком, в соответствии с его возрастом, вплоть до его вступления в брак. Начинать нужно с упрощенного, образного объяснения, потом переходить к более ясному, а после совершеннолетия говорить об этом открыто. Родители должны приучить ребенка всегда спрашивать разрешения, прежде чем войти в их комнату, а также опускать взор и отдаляться от всего, что вызывает половое возбуждение, в том числе возбуждающих мыслей. Необходимо направить всю энергию ребенка на обучение, физические упражнения, плавание, верховую езду, а также занятие современными видами спорта.

Раннее вступление в брак – сразу после завершения обучения – при наличии соответствующих финансовых возможностей и физической готовности (супружеские отношения разрешается начинать только после достижения возраста, когда половая связь уже не причиняет вреда) одобряется Исламом. Конечно, в этом вопросе следует принимать во внимание и традиции, регулирующие бракосочетание. Раннее вступление в брак защищает человека от разного рода искушений, уводящих его от прямого пути, оберегает представителей обоих полов от порицаемого и запретного и помогает им сохранить целомудрие и благочестие.

 

1 часть

2 часть

3 часть

 

Фериде Ваит

По материалам: https://islam.plus/

Комментарии Вход