Мольба того, кто опасается бремени долгов и злорадства врагов

17 ноябрь 2020 1283 0
Режим чтения

Абдаллах ибн Амр, благородный сподвижник и сын благородного сподвижника, передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался к Всевышнему Аллаху с этой краткой, но содержательной мольбой.

 

اللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ غَلَبَةِ الدَّيْنِ وَغَلَبَةِ الْعَدُوِّ وَشَمَاتَةِ الأعْدَاءِ

«Аллахумма, я ищу у Тебя защиты от бремени долга, от одолевающего врага и злорадства врагов» [Насаи, 5490, 5502; Ахмад].

 

В этой мольбе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил у Аллаха защиты от бремени долга и связанных с ним тягот, от такого положения, когда человек оказывается неспособным свой долг уплатить, а также от того, чтобы потерпеть поражение в борьбе с врагом и оказаться в его власти, и от того, чтобы враги радовались бедам, постигающим его тело, семью или имущество.

«Аллахумма, я ищу у Тебя защиты от бремени долга». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) испрашивал у Господа миров защиты от бремени долга, то есть от долга, который он не в состоянии будет уплатить, и это вполне естественно. Ведь над несостоятельным должником нависает огромная опасность.

Бремя долга даже праведного человека порой подталкивает к действиям, предосудительным с точки зрения нашей религии, и поведению, которое никак нельзя назвать похвальным и благородным. А что говорить об обладателе слабой веры, который и без того привязан к материальному и ленив в покорности Всевышнему? Что способно сделать с ним это бремя?

Человек, залезший в долги и не знающий, как выбраться из этого омута, решается порой на отчаянные и необдуманные шаги и делает то, чего, возможно, не стал бы делать, если бы не чрезвычайные обстоятельства, в которых он оказался из-за долгов. Отягощённый бременем долгов нередко начинает давать ложные обещания, стараясь всеми правдами и неправдами отсрочить время уплаты долга. Задавленный этим бременем, он решается на ложь и обман и может вступить на путь греха и нечестия. И уж точно не приходится сомневаться в том, что этот тяжкий и неприятный груз отвлекает его от покорности Аллаху и богоугодных дел.

И, конечно же, такие долги становятся причиной печали и скорби. Должник переживает, тревожится, ломает голову над тем, как ему выбраться из долговой ямы. Невесёлые мысли одолевают его, становясь причиной депрессий и нервных срывов, а порой влекут за собой ещё более серьёзные последствия для здоровья. Проблема гложет человека, истощает его тело, душу, сердце, мешает ему вести нормальный образ жизни, мешает ему радоваться жизни и замечать то прекрасное, что его окружает.

Важно отметить, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просил у Господа защиты именно от бремени долга, а не от самого долга, потому что порой человеку приходится брать в долг у другого. Бывают чрезвычайные обстоятельства, крайняя нужда, безвыходное положение, и если верующий взял в долг, потому что не мог иначе, и он твёрдо намерен сдержать все обещания и уплатить заимодавцу в срок, то ничего греховного или предосудительного в этом нет. Страшно именно бремя долга, под которым человек изнемогает и которое становится серьёзным испытанием для него самого и для его веры.

«от одолевающего врага». Испрашивание у Господа миров защиты от подобной беды вполне понятно. Ведь когда человека одолевает его враг, кем бы он ни был, он обретает власть над своей жертвой и не только может распоряжаться побеждённым и тем, что ему дорого, по своему усмотрению, но и причинять ему всевозможный вред и страдания, как физические, так и моральные. Как и бремя долга, это становится серьёзным испытанием для человека, и, в первую очередь, для его веры.

«и злорадства врагов». Злорадство врагов предполагает, что с человеком случилось что-то дурное, ведь враг обычно радуется горю того, с кем враждует. Таким образом, это испрашивание у Всевышнего Аллаха защиты даже не от злорадства врагов как такового, а от всего того, что может послужить поводом для этого злорадства, то есть от любой беды, которая может постигнуть самого человека или его семью или его имущество. Сюда относятся и болезни, и материальные убытки, и утрата близких, и войны, и природные катаклизмы, и все остальные горестные и страшные для человека события.

 

Карима Сорокоумова

По материалам: https://e-minbar.com/

Комментарии Вход