اللَّهُمَّ جَنِّبْنِي مُنْكَرَاتِ اَلْأَخْلَاقِ وَالْأَهْوَاءِ وَالْأَعْمَالِ وَالْأَدْوَاءِ
«Аллахумма, убереги меня от порицаемых нравственных проявлений, страстей, деяний и недугов» [аль-Хаким; Зыляль аль-джанна, 13].
Под порицаемым подразумевается всё, что находят порицаемым наша религия и наш разум, который дан нам для того, чтобы мы могли отличить благое от скверного, правильное от неправильного, истинное от ложного.
Порицаемое потому и названо порицаемым, что достойно осуждения и не несёт в себе ничего, кроме вреда и зла. А это значит, что всё относящееся к этой категории заслуживает того, чтобы испрашивать у Всевышнего Создателя защиты от него. Ведь все мы стремимся к благополучию, спасению, преуспеянию и счастью в обоих мирах.
«нравственных проявлений». Господи, убереги меня от всего, что противоречит благонравию и не согласуется с ним. Сюда относятся зависть, злоба, скупость, трусость и иные скверные нравственные качества, а также греховные действия, совершаемые языком и являющиеся показателем испорченной нравственности: брань, сквернословие, клевета, злословие, сплетни. К этой же категории относятся и все действия, совершаемые органами телами и являющие собой противоположность благонравию.
«страстей». Речь идёт о страстях, которым так любит следовать человеческая душа, ленивая, непостоянная и склонная к пустым и даже вредоносным, а зачастую и запретным удовольствиям. Следование страстям отвлекает от покорности Аллаху и имеет обычно весьма дурные последствия.
Испрашивание у Всевышнего Господа защиты от следования страстям подразумевает также испрашивание защиты от разного рода сомнений и неправильных, не соответствующих истине убеждений и заблуждений.
Это действительно трагедия — когда страсти порабощают человека, и он уподобляется верблюду с кольцом в носу, которого с лёгкостью ведут за это кольцо куда хотят. Это настоящее рабство, которое наносит непоправимый вред религии человека и в то же время очень плохо отражается на его мирской жизни. Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого, дабы нам не стать одними из тех, о ком в Книге Аллаха сказано, что они избрали свои страсти богом для себя!
«деяний». Это испрашивание у Всемогущего и Великого Аллаха защиты от явных скверных поступков, будь то убийство, прелюбодеяние, употребление алкоголя, воровство, несправедливость по отношению к кому бы то ни было, физическое насилие, покушение на другого человека в иной форме или что-то другое.
«недугов». Под недугами здесь подразумеваются не болезни вообще, ибо болезни постигают каждого человека, и даже лучшие из людей — пророки и посланники Всевышнего — как мы знаем, не были исключением. Более того, болезни нередко становятся искуплением для наших грехов и посылаются нам в качестве очищения.
Речь в данном случае идёт об опасных болезнях, в том числе и о неизлечимых и приводящих к смерти — таких как рак, СПИД, чума — а также о болезнях, которые обезображивают человека и делают его вид уродливым и отталкивающим — например, проказе и прочих кожных и других заболеваниях такого рода. Это особенно актуально в наше время, когда число подобных заболеваний, известных науке и быстро распространяющихся по миру, очень велико и неутешительная статистика внушает тревогу даже тем, кто по натуре своей не склонен к размышлениям о глобальных проблемах.
От этих четырёх пагуб, упомянутых в данной мольбе, всем нам надлежит испрашивать защиты у Милостивого Создателя, потому что они представляют собой серьёзную опасность для человека и могут самым пагубным образом сказаться и на нашей жизни в этом мире, и на нашей загробной участи. А никто из нас, конечно же, этого не желает. Это дуа, по сути, — испрашивание у Всевышнего Аллаха защиты от всех грехов — тайных и явных. А это как раз то, что требуется каждому верующему, стремящемуся снискать довольство Аллаха, обрести спасение в мире вечном и попасть в прекрасную райскую обитель.
Карима Сорокоумова
По материалам: https://e-minbar.com/